Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста
Дети обычно испытывают различные типы страхов на разных этапах своего физического, ментального и эмоционального развития.
От рождения до шести месяцев:
- любой громкий и неожиданный звук или шум;
- любое быстрое движение со стороны другого человека;
- падение, в том числе из рук взрослого;
- общая потеря поддержки.
Семь месяцев - один год:
- определенные громкие звуки (например, шум мусороуборочной машины);
- любые незнакомые люди;
- раздевание, переодевание и смена обстановки;
- отверстие стока в ванной или бассейне (где ребенка купают);
- высота;
- беспомощность перед неожиданной ситуацией.
От одного до двух лет:
- определенные громкие звуки;
- разлука с родителем;
- любые незнакомые люди;
- отверстие стока ванны или бассейна (где ребенка купают);
- засыпание и сон (выключение сознания и ночные кошмары);
- травма;
- потеря контроля над физическими и эмоциональными функциями.
Два - два с половиной года:
- определенные громкие звуки; разлука или отвержение со стороны родителя;
- незнакомые ровесники; уборные (особенно издающие шум);
- ночные кошмары;
- изменения в окружающей обстановке (например, перестановка мебели, переезд);
- плохая погода (особенно гром и молнии).
От двух до трех лет:
- большие, непонятные и угрожающие на вид объекты;
- незнакомые сверстники;
- неожиданные события, изменение установившегося порядка жизни;
- исчезновение или передвижение внешних объектов;
- кошмары.
От трех до шести лет:
- одиночество;
- незнакомые люди;
- наказание со стороны родителей;
- сказочные персонажи (Баба Яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч);
природные стихии (ураган, наводнение, землетрясение); - ночные кошмары;
- животные.
От шести до семи лет:
- странные, громкие и резкие шумы (например, издаваемые животными, похожие на звонок телефона или будильника, на звуки ветра и грома);
- призраки, ведьмы и другие «потусторонние» существа;
- повреждение тела;
- потеря родителей или собственная пропажа;
- одиночество ночью (и появление кошмаров или «дьявольских» созданий);
- уход в школу (так называемый школьный страх);
- физическое насилие или неприятие, исходящие от кого-либо в школе,
От семи до восьми лет:
- темнота и темные места (например, уборная, чердак, подвал);
- реальные катастрофы, показанные в телевизионных программах, фильмах, описанные в книгах (например, похищение детей, наводнения, пожары, ядерный взрыв);
- утрата любви окружающих;
- опоздание в школу или внезапная оторванность от школьной или домашней жизни;
- физическое насилие, нанесенное кем-либо в школе, или неприязнь, исходящая от кого-либо в школе.
От восьми до девяти лет:
- личное оскорбление;
- неудача в школе или игре;
- собственная ложь или нехороший поступок, замеченные другими;
- физическое насилие (исходящее от известных ребенку или чужих людей, совершенное с умыслом или случайно);
- травма родителей, их потеря или ссоры с ними.
От девяти до одиннадцати лет:
- неудача в школе или спорте;
- заболевание;
- отдельные животные (особенно те, которые крупнее людей или которые нападают на людей);
- высота и ощущение «верчения» (например, головокружение);
- зловещие люди (например, убийцы и хулиганы).
От одиннадцати до тринадцати лет:
- неуспех в школе, спорте, среди ровесников;
- собственные «странные» поступки или внешность;
- смерть или угрожающие жизни заболевания;
- секс (привлечение или отталкивание других, чья-либо агрессия);
- попадание в ситуацию, демонстрирующую собственную глупость, или где «промывают мозги»;
- потеря личных вещей, ограбление.
Страхи могут быть нормальные, возрастные и патологические. Если какой-то страх владеет ребенком более месяца или мешает ему вести нормальную жизнь, нужно задуматься о помощи. Так же будет уместна консультация специалиста, не является ли чувство страха причиной таких физических симптомов, как быстрое сердцебиение, головокружение, головная боль, тошнота или недержание мочи. Если же речь идет о нормальных страхах, то, как правило, дети быстро вырастают из них, при правильном отношении родителей:
• спокойное сопереживание (нельзя дразнить, стыдить, пугать и т.д.);
• обсуждение страхов с ребенком (чем больше ребенок говорит о своем страхе, тем скорее он его преодолеет);
• анализ своих снов и действий (ненамеренно вы можете передавать ребенку свои волнения и тревоги);
• предвосхищение потенциально страшных ситуаций (не окружайте ребенка избыточной защитой, но сделайте так, чтобы по возможности снизить степень неприятных воздействий);
• постепенное, ступенчатое привыкание к страху (Например, если ребенок боится собак, понаблюдайте вместе за игрой щенков. Попросите знакомого, имеющего маленькую собаку, вместе с вами и вашим ребенком погулять с ней. Если все пройдет хорошо, вы можете предпринять следующий шаг: дайте ребенку возможность в вашем присутствии провести некоторое время со взрослой собакой, пока вы могли бы научить его приемам поведения в такой обстановке).