Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для студентов очной формы обучения
При изучении логики главными требованиями являются последовательность и систематичность. Никогда не приступайте к новому разделу, не освоив материала предыдущего. В противном случае вместо просто «непонимания» у вас будет «непонимание в квадрате». В самостоятельной работе вашими главными помощниками должны быть конспекты лекций, учебник и сборник задач и упражнений. Для изучения теоретического материала сначала восстановите в памяти лекцию, затем, опираясь на основные вехи, расставленные преподавателем, изучите материал соответствующего раздела учебника и, наконец, закрепите полученные знания с помощью решения задач и выполнения упражнений. Не пользуйтесь Интернетом вместо учебника! Тот, кто недостаточно компетентен, не сможет правильно сориентироваться в мире истинной и ложной или же просто фальшивой информации, которой наполнена «Всемирная Паутина». Интернет может вам помочь в поиске новых интересных логических задач и головоломок, но не более.
Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Понятие».
• Студентам надлежит продемонстрировать несколько ситуаций, требующих выражения одного и того же понятия различными словами. Например, каким образом понятие «подозреваемый» может выразить в слове обвинитель, адвокат, судья.
• Придумать неправильные логические характеристики, для того чтобы аудитория могла найти эти ошибки.
• Продемонстрировать на конкретных примерах, в каких случаях можно прибегнуть к сравнению несравнимых понятий.
• Показать, какое значение для юриста имеет умение оперировать равнообъемными понятиями, и правильно употреблять видовые и родовые понятия.
Задания по подготовке к практическому занятию на тему «Логические операции с понятиями».
• Придумать неправильные определения, для того чтобы коллеги по группе смогли потренироваться в поисках допущенных ошибок.
• Найти в учебниках, кодексах и других учебных материалах операции обобщения, ограничения, определения, деления понятий и, может быть, обнаружить ошибки в этих операциях.
Задания по теме «Суждение».
• Показать сложную связь между суждением и предложением на основе создания обстановки «мини судебного разбирательства», когда одно и то же суждение в языковой форме выражают разные стороны судебного состязания.
• Выполнить работу с текстами учебных пособий, кодексов, судебных речей и др., в которых они должны выделить и символически записать сложные и комбинированные сложные суждения.
Задания по теме «Модальность суждений».
• Составление небольшого эссе с указанием на применение различных видов модальности.
• Дать оценку выступления коллег по группе, используя операторы: доказано, опровергнуто, вероятно, возможно, невозможно, необходимо, случайно и др.
• Найти в Конституции РФ, кодексах, судебных речах, публичных выступлениях правообязывающие, правозапрещающие и правопредставляющие нормативные высказывания и правовые нормы.
Задания по теме «Дедуктивные умозаключения».
• Смоделировать ситуации, в которых необходимы рассуждения в форме непосредственных умозаключений.
• Придумать для коллег по группе «вопросы-ловушки».
• Показать на примерах роль и значение каждой из трех фигур категорического силлогизма, выяснить особенности их применения в правовой теории и юридической практике.
• Найти в литературе ошибку «учетверения термина».
• Продемонстрировать, к каким ошибкам в рассуждениях и действиях следователя, обвинителя и др. способно привести некритическое отношение к выводам, построенным в форме чисто условного умозаключения.
• Выяснить, почему отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения является продуктивнее утверждающе-отрицающего, продемонстрировать его применение в судебно-следственной практике.
• Найти в литературе применение сокращенных силлогизмов и показать, что эти выводы типичны для мыслительной и речевой деятельности человека.
Задания по теме «Недедуктивные умозаключения».
• Найти в литературе примеры «поспешного обобщения» в популярной индукции.
• Продемонстрировать собственными примерами употребление методов научной индукции в практической юридической деятельности.
• Привести примеры аналогии в правовом процессе, правовой оценке, в процессе расследования, в судебной экспертизе.
Задания по теме «Логические основы аргументации».
• Проанализировать судебные речи известных русских юристов: А. Ф. Кони, П. А.Александрова, Н. П.Карабачевского, А. И.Урусова и др. и найти в них различные формы обоснования и доказательства.
• Продемонстрировать умение находить в текстах известных русских юристов различные формы опровержения и критики.
• Проанализировать судебные речи Ф.Н.Плевако и найти в них софизмы.