Методические указания и задания с примерами их выполнения
В каждом задании даны два теоретические вопросы и одно практическое задание.
Практическое задание состоит из трех подпунктов:
а) дать логическую характеристику понятиям (Например: "космонавт" – общее, регистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное или "экономист" – общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное). Определить вид понятия по объему и содержанию.
б) определить вид суждения (указать вид суждения, в простом суждении определить его структуру, найти субъект, предикат, связку и кванторное слово, символом обозначить вид).
в) третья часть данного задания может иметь несколько разновидностей:
в одной - необходимо определить правильным ли является заключение в данном умозаключении (для этого необходимо установить его вид, написать схему (форму), если имеется ошибка, указать ее название).
Например:
Задание:
Все студенты сдают экзамены.
Петров – не студент.
__________________________
Сл., Петров не сдает экзамены.
ответ:
Простой категорический силлогизм (ПКС),
М – Р
S – М первая фигура ПКС.
В данном примере заключение с необходимостью не следует, так как нарушено правило первой фигуры (меньшая посылка не утвердительное суждение).
В другой разновидности данного задания необходимо установить вид умозаключения, сделать заключение, написать схему (форму).
В третьей - по данной схеме (форме) умозаключения составить свой пример, определить вид.
Например:
Задание:
Если А, то В,
А
В
Ответ
Данное умозаключение дедуктивное, условно-категорическое, модус-утверждающий. Пример:
Если студент изучит логику, то повысит культуру своего мышления.
Студент изучил логику.
Сл., Студент повысил культуру мышления.
ЗАДАНИЕ 1.
1.Понятие. Логическая структура. Понятие и имя, их соотношение.
2. Общая характеристика умозаключений.
3.Выполнить следующие задания:
а.) Дать логическую характеристику понятию:
«обанкротившееся предприятие»
б.) Установить вид следующего суждения:
"Данное предприятие является либо рентабельным, либо нет”
в.) Составить умозаключения по данной формуле и определить его вид.:
Если А, то В
Если В, то С
Сл,, Если А, то С
ЗАДАНИЕ 2.
1. Виды понятий.
2. Условные умозаключения.
3. Выполнить следующие задания:
а.) Дать логическую характеристику понятию:
«нежность»
б.) Установить вид следующего суждения:
"Некоторые студенты СГМУ - отличники ".
в.) Определить вид следующего умозаключения:
1. В понедельник в Архангельске шел снег.
Во вторник в Архангельске шел снег.
В среду в Архангельске шел снег.
В четверг в Архангельске шел снег.
В пятницу в Архангельске шел снег.
В субботу в Архангельске шел снег.
В воскресенье в Архангельске шел снег.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота,воскресенье являются днями недели.
Вероятно, ..............
ЗАДАНИЕ 3
1. Отношения между объемами понятий
2. Разделительно-категорические и условно-разделительные умозаключения.
3. Выполнить следующие задания:
а.) Определить отношения между объемами следующих понятий:
студент СГМУ; студент факультета СТУ; студент факультета СТУ заочного отделения, студент МИУ.
б.) Установите вид следующего суждения:
"Некоторые экономисты являются сторонниками рыночной экономики”
в.) Определить вид следующего умозаключения:
Если студент посещает лекционные занятия, то ему легко готовится к семинарским занятиям.
Иванов не посещает лекционные занятия.
------------------------------------------
Следовательно, .......
ЗАДАНИЕ 4.
1. Простое суждение и его логическая структура.
2. Общая характеристика аргументации и критики.
3. Выполнить следующие задания:
а.) Определить отношения между объемами следующих понятий:
экономист; женщина; экономист, работающий в банке.
б.) Установить вид следующего суждения:
"Если студент посещает лекции и готовится к семинарским занятиям, то он успешно сдает экзамены".
в.) По данной схеме составить умозаключение и определить его вид:
1. A ---> B
B
_______
A
ЗАДАНИЕ 5.
1. Классификация простых суждений.
2. Простой категорический силлогизм. Структура и аксиома.
3. Выполнить следующие задания:
а.) Дать логическую характеристику понятию:
«красота»
б.) Установить вид следующего суждения:
"Если не платить налоги, будут неприятности."
В.) Определить правильным ли является заключение в данном ПКС:
Некоторые студенты не посещают занятия.
Все студенты не любят сдавать экзамены.
ЗАДАНИЕ 6.
1. Сложные суждения и их виды.
2. Общие правила простого категорического силлогизма.
3. Выполнить следующие задания:
а.) Дать логическую характеристику понятию:
«СГМУ (Северный государственный медицинский университет)»
б.) Установить вид следующих суждений:
"Логика является философской наукой, и социология является философской наукой"
в.) Определить вид следующего умозаключения.
Если Николаев организовал преступление, то должен быть наказан.
Если Николаев участвовал в совершении преступления, то должен быть наказан
Николаев организовал преступление или участвовал в совершении преступления.
Сл.: Николаев должен быть наказан
ЗАДАНИЕ 7.
1. Правила аргументации и критики (по отношению к тезису и аргументам).
2. Фигуры простого категорического силлогизма и их особые прав-
вила. Понятие о модусах ПКС. .
3. Выполнить следующие задания:
а.) Сравнить понятия по объему
«несовершеннолетний человек», «человек» «старик»
б.) Установить вид следующих суждений:
"Умозаключение, понятие, суждение являются формами мышления».
в.) Определить вид следующих умозаключений:
Факультеты в вузах бывают гуманитарные или естественные.
Гуманитарные факультеты делятся либо на философский, либо на исторический, либо на филологический, либо на экономический, либо на юридический.
--------------------------------------------------------
Сл.,
ЗАДАНИЕ 8.
1. Общая характеристика законов логики. Закон исключенного третьего.
2. Понятие о вероятностных умозаключениях, их виды.
3. Выполнить следующие задания:
а.) Дать логическую характеристику понятию:
«вечный двигатель»
б.) Установить вид следующего суждения.
"Цена товара может быть выше себестоимости, ниже или равна."
в.) Найти ошибки в следующем доказательстве и назвать их:
1. -- Он -- экономист. (тезис)
-- Почему ?
-- Он хорошо умеет считать. ( аргумент)
ЗАДАНИЕ 9.
1. Закон тождества.
2. Индукция и ее виды.
3. Выполнить следующие задания:
а.) Дать логическую характеристику понятию:
«специалист по международным экономическим отношениям»
б.) Установить вид следующего суждения:
"Сделка может быть двухсторонней или многосторонней"
в.) По данной схеме составить умозаключение и определить его
вид:
S ----- M
P ---- M
ЗАДАНИЕ 10.
1. Логическая структура простого категорического силлогизма.
2. Статистическая индукция.
3. Выполнить следующие задания:
а.) Дать логическую характеристику понятию:
«столица России»
б.) Установить вид следующего суждения:
"Некоторые спортсмены – студенты СГМУ»
в.) Установить вид следующих умозаключений, определить следует
ли с необходимостью данное заключение, найти ошибки:
1. Все цветы имеют аромат.
Духи не являются цветами.
-----------------------------------------------
Следовательно, .......
Рекомендуемая литература
(ко всем контрольным заданиям)
1. Асмус В.Ф. Логика. М.,-1947.
2. Берков В.Ф.,Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика.-Мн.,1996.
4. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994.
5. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев.-М.,1996.
6. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1995.
7. Гетманова А.Д. Логика. М., 1995.
8. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие.-М., 1997.
Ивин А.А. Основы теории аргументации.-М., 1997, с.56 - 104.
9. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1992.
Кандричина Т.К. Аргументация и критика. Методическое пособие по логике. Мн., 1996
10 Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1995
11.Костюк В.Н. Логика. Киев-Одесса, 1975.
12.Логика (под ред. Беркова В.Ф.). Мн., 1994.
13.Логика (под ред. Левина Г.А.). Мн., 1974.
14.Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.
15.Хоменко Е.А. Логика. М., 1976.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ