Цели и задачи (результат занятия)
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Тема: "Морфофункциональные особенности органов
эндокринной системы у детей"
По дисциплине «Актуальные вопросы возрастной гистологии»
Индекс Б1.В.ОД.3
Направление подготовки: 31.05.02 Педиатрия
Квалификация (степень): Врач-педиатр общей практики
Форма обучения: очная
Курс 2
Семестр 3
Методические указания являются частью учебно-методического комплекса дисциплины «Актуальные вопросы возрастной гистологии» по специальности 31.05.02 Педиатрия, утвержденного цикловой методической комиссией по морфологическим дисциплинам «15» июня 2015 г. протокол № 4.
Методические указания разработал(а):
Фамилия И.О. | Должность | Ученая степень, ученое звание | Кафедра |
Саломеина Н.В. | доцент | к.м.н., доцент | Гистологии, эмбриологии, цитологии |
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры
Гистологии, эмбриологии и цитологии
Протокол № 12 от «3» июня 2015 г.
Зав. кафедрой Залавина С.В., д.м.н., профессор _______________________
Актуализация | Протокол заседания кафедры №__ от _____________ |
Введение
Актуальность темы:Система желез внутренней секреции наряду с нервной системой относится к интегрирующим системам организма. Морфологически эндокринные железы созревают еще в периоде утробной жизни и уже во второй его половине начинают функционировать. Гормональный статус новорожденного во многом определяется взаимодействием между организмом матери и организмом плода, обеспечивающим течение адаптивных реакций новорожденного с участием материнского организма. Рождаясь, ребенок попадает во внешнюю среду, где он испытывает воздействие разнообразных и сильных раздражителей. Возникает состояние гормонального криза новорожденного ребенка, проявляющееся в характерных структурных изменениях органов репродуктивной системы, молочной железы, надпочечников, дыхательной системы и др. В процессе приспособления к резко изменившимся условиям жизни повышается потребность организма в гормонах, которые необходимы для осуществления адаптивных реакций.
Знания по данной теме необходимы студентам в дальнейшем при изучении патологической анатомии, педиатрии, эндокринологии.
Знания и умения, полученные на данном практическом занятии, будут включены и контролироваться на уровне промежуточной аттестации (зачет по Актуальным вопросам возрастной гистологии).
2. Подготовка к занятию:
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п | Содержание | Форма контроля |
2.1. | Повторить материал тем: «Основные закономерности эмбриогенеза человека» (источники развития эпителиальной и нервной тканей), «Возрастные особенности и регенерация эпителиальных тканей. Возрастные аспекты строения и функции кожи, ее производных» (понятие о железистом эпителии, классификацию желез, цитофизиологию секреторного цикла), «Морфофункциональные ососбенности сердечно-сосудистой системы» (особенности строения кровеносных капилляров органов эндокринной системы у детей) | Самоконтроль |
2.2. | Изучить материал лекции по теме: "Возрастные аспекты строения регуляторных систем организма у детей" | Самоконтроль |
2.3. | Прочитать в учебнике тему "Эндокринная система" | Самоконтроль |
2.4. | Изучить методические указания для студентов по теме: "Морфофункциональные особенности органов эндокринной системы у детей" | Самоконтроль |
2.5. | Быть готовым ответить на следующие вопросы:
| Самоконтроль, опрос/дискуссия |
2.6. | Изучить основную терминологию, представленную в учебнике | Самоконтроль |
3. Требования к форме одежды, оснащение:форма одежды - медицинский халат, шапочка. Используемое оборудование - биологические микроскопы. На практическое занятие необходимо принести "Рабочую тетрадь для практических занятий по частной гистологии" для студентов, обучающихся по специальности Педиатрия.
4. Учебные материалы:
1. Микрпрепараты:
1. Гипофиз человека. Окр. азаном. Ув. м. и б.
2. Щитовидная железа. Окр. азаном. Ув. м. и б.
3. Околощитовидная железа. Окр. азаном. Ув. м. и б.
4. Надпочечник. Окр. азаном. Ув. м. и б.
5. Хромаффинные клетки мозгового вещества надпочечника новорожденного. Окр. по Визелю с фиксацией бихроматом калия. Ув. м.
6. Панкреатический островок. Окр. азур2+эозин. Ув. м. и б.
2. Таблицы:
· схема развития гипоталамуса
· эмбриогенез гипофиза
· схема связей гипоталамуса и гипофиза
· гипофиз
· гипоталамус человека
· эпифиз
· шишковидная железа
· щитовидная и околощитовидная железы
· эмбриогенез щитовидной и околощитовидной желез
· надпочечник
· развитие надпочечника
· развитие околощитовидной железы
· развитие щитовидной железы
· одиночная гормонпродуцирующая клетка
3. Электроннограммы:
· нейросекреторная клетка переднего отдела гипоталамуса
· одиночная гормонпродуцирующая клетка.
Цели и задачи (результат занятия)
После практического занятия по теме студент должен:
код компетенции | ….обладать следующими компетенциями: способностью и готовностью: | Краткое содержание и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня сформированности компетенции у обучаемого по данному занятию | Форма контроля обученности |
ОПК-1 | готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности | Знать: | |
Зн.1- правила техники безопасности | Устный опрос | ||
Уметь: | |||
Ум.1 - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности | Устный опрос | ||
Владеть: | |||
Вл.1 - основными гистологическими терминами и понятиями по теме"Морфофункциональные особенности органов эндокринной системы у детей" | Устный опрос | ||
ОПК-7 | готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач | Знать: | |
Зн.2 - гистофункциональные особенности тканевых элементов органов эндокринной системы в возрастном аспекте и методы их исследования | Устный опрос Решение ситуационных задач | ||
Уметь: | |||
Ум.2 - работать с увеличительной техникой (биологическими микроскопами) | Работа со световым микроскопом | ||
Владеть: | |||
Вл.2 - навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов | Анализ гистологических препаратов и электроннограмм | ||
ОПК-9 | способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач | Знать: | |
Зн.5 - структуру и функции органов эндокринной системы детей и подростков с учётом возрастных особенностей | Устный опрос Решение ситуационных задач | ||
Уметь: | |||
Ум.3 - дать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур эндокринной системы в разные возрастные периоды | Анализ гистологических препаратов и электроннограмм | ||
Владеть: | |||
Вл.3 – критериями оценки структурных изменений в тканях и органах эндокринной системы с учётом возрастных особенностей | Анализ гистологических препаратов и электроннограмм |