Рабочая программа дисциплины

Наименование дисциплины Логика

Направление подготовки: 030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения

_____________________очная _______________________

(очная, очно-заочная, заочная и др.)

1. Цели и задачи дисциплины:

Целямиосвоения учебной дисциплины являются приобретение общекультурных компетенций в области логики, необходимых для наиболее эффективного осуществления нормотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной и педагогической профессиональной деятельности, а именно:

- формирование у студентов практических навыков анализа логических форм мышления (рассуждений), представленных в устной и письменной речи;

- приобретение студентами теоретических знаний об основных логических формах, приемах и методах логического вывода, логических основ аргументации;

- приобретение студентами компетенций в построении логически корректной аргументации и критике ошибочных форм рассуждений.

Основными задачами при изучении учебной дисциплины «Логика» являются

- выполнение концептуального (понятийного) анализа, основанного на знании логических характеристик и функций понятия как формы мышления, правил определения и классификации понятий;

- логическое толкование юридических суждений, построенное на понимании структуры простых и сложных суждений, их функционально-истинностной взаимосвязи, знании логической структуры нормы и различных способов ее формализации;

- критический анализ аргументации и различного рода рассуждений на основании знания форм дедуктивных и индуктивных умозаключениях и условий их правильности, а также знании структуры и правил аргументации, приобретение студентами навыка использования при построении доказательств, рационально обоснованных гипотез, следственных версий и т.д. гипотетико-дедуктивного метода.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Логика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1)

Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания и умения в пределах образовательного стандарта среднего полного общего образования по дисциплинам «Русский язык», «Обществознание».

Знания и навыки, полученные при изучении логики, могут быть использованы при изучении таких дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла как философия, профессиональная этика; дисциплин профессионального цикла – теории государства и права, уголовного права, криминалистики и т.д.

3. Требования к результатам освоения дисциплины «Логика»

После освоения курса «Логика» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ОК-3. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. А именно, студент должен знать основные законы и формы правильного мышления, уметь применять основные методы логического вывода, владеть методами гипотетико-дедуктивного обобщения и построения знания.

ОК-4. способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

В результате изучения дисциплины «Логика» студент должен:

Знать: мировоззренческие, методологические и логические основы юридического мышления

Уметь: применять понятия с четко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждения, пользоваться логическим правилами ведения диалога и дискуссии.

Владеть: навыками правильного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и иных видах профессиональной деятельности; методами логического анализа; навыками публичного выступлении, аргументации, ведения полемики и дискуссии.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___________ зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
     
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:          
Лекции      
Семинарские занятия (С)      
Практические занятия (ПЗ)          
Лабораторные занятия (ЛЗ)          
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:          
Контрольная работа   +      
Курсовая работа   -      
Реферат   -      
Другие виды самостоятельной работы   +      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   экзамен      
Общая трудоемкость час зач. ед.      
     

Структура и содержание учебной дисциплины.

Тематический план для очной формы обучения студентов.

№ п/п Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
Лекции Семинарские занятия (практические, лабораторные) СРС  
I Модуль 1 Понятие
1. Тема 1: Предмет логики. Логика и юриспруденция. Общая характеристика понятия, его виды.
Тема 2: Виды отношений между сравнимыми понятиями по объему.
Тема 3: логические операции с понятиями. Правила определения и классификации.
II Модуль 2 Суждение
Тема 4: Суждение: понятие и виды. Простые суждения.
Тема 5: Сложные суждения.
III Модуль 3 Умозаключение
Тема 6: Понятие умозаключения. Дедуктивные умозаключения.
Тема 7: Индуктивные умозаключения.
Тема 8: Умозаключения по аналогии. -
IV Модуль 4 Логические основы теории аргументации
Тема 9: Доказательство и опровержение.
Тема 10: Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория.
  Итого

6. Содержание дисциплины:

Модуль I Понятие

Тема 1: предмет логики. Логика и юриспруденция. Общая характеристика понятие, его виды.

Мышление как предмет изучения логики. Понятие логической формы и логического закона. Основные логические законы: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Юридическая норма как предмет логического исследования. Логика как инструмент толкования права и правового проектирования. Понятие как форма мысли. Содержание и объем понятия. Виды понятий по содержанию.

Тема 2: Виды отношений между сравнимыми понятиями по объему.

Отношения совместимости объемов: равнозначность, пересечение, подчинение (родовидовые отношения). Отношения несовместимости объемов: подчинение, противоположность, противоречие. Круги Эйлера и вопросно – ответный комплекс как алгоритм установления отношений между понятиями по объему. Операции над классами (объемами понятий): объединение, пересечение, образование дополнения. Диаграммы Венна.

Тема 3: Логические операции с понятиями. Правила определения и классификации.

Обобщение и ограничение понятий. Определение понятия, структура определения. Виды определений: явное и неявное, номинальное и реальное. Правила явного определения. Ошибки в определении. Значение определений в юриспруденции, дефинитивные нормы. Деление понятий. Виды деления. Правила деления. Ошибки в делении классификация, ее виды.

Модуль II Суждение

Тема 4: Суждение: понятие и виды. Простые суждения.

Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Суждение и вопрос. Логическая структура вопроса. Простое суждение, его состав. Виды простых суждений. Классификация простых атрибутивных суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении (логический квадрат). Отношения между простыми суждениями по истинности.

Тема 5: Сложные суждения

Сложные суждения, способы их образования из простых при помощи логических связок. Понятие тождественно – истинной и тождественно – ложной формулы. Табличный способ определения логических связок. Определение истинности сложного суждения методом сведения к абсурду. Суждение и норма. Логическая структура нормы как сложного суждения.

Модуль III Умозаключение

Тема 6: Понятие умозаключения. Дедуктивные умозаключения.

Умозаключения: общая характеристика, состав. Виды умозаключений. Дедуктивные умозаключения: умозаключения через преобразование простых суждений (непосредственные умозаключения): выводы по логическому квадрату, превращение, обращение, противопоставление предикату; простой категорический силлогизм: определение и состав, общие правила, фигуры и модусы; энтимема. Правила восстановления силлогизма из энтимемы. Полисиллогизм (сорит и эпихейрема); выводы из сложных суждений: условные, условно – категорические, условно – разделительные умозаключения. Их правильные модусы.

Тема 7: Индуктивные умозаключения.

Понятие индуктивных умозаключений. Неполная индукция. Популярная и научная индукция. Условия повышения правдоподобия заключения в индуктивных умозаключениях. Индукция по определению причинной связи (метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков).

Тема 8: Умозаключения по аналогии.

Аналогия: ее сущность и структура. Основные типы выводов по аналогии (аналогия свойств и аналогия отношений). Условия повышения правдоподобия выводов по аналогии. Методологическое значение умозаключений по аналогии в юриспруденции.

Наши рекомендации