Рабочая программа дисциплины
Наименование дисциплины Логика
Направление подготовки: 030900 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения
_____________________очная _______________________
(очная, очно-заочная, заочная и др.)
1. Цели и задачи дисциплины:
Целямиосвоения учебной дисциплины являются приобретение общекультурных компетенций в области логики, необходимых для наиболее эффективного осуществления нормотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной и педагогической профессиональной деятельности, а именно:
- формирование у студентов практических навыков анализа логических форм мышления (рассуждений), представленных в устной и письменной речи;
- приобретение студентами теоретических знаний об основных логических формах, приемах и методах логического вывода, логических основ аргументации;
- приобретение студентами компетенций в построении логически корректной аргументации и критике ошибочных форм рассуждений.
Основными задачами при изучении учебной дисциплины «Логика» являются
- выполнение концептуального (понятийного) анализа, основанного на знании логических характеристик и функций понятия как формы мышления, правил определения и классификации понятий;
- логическое толкование юридических суждений, построенное на понимании структуры простых и сложных суждений, их функционально-истинностной взаимосвязи, знании логической структуры нормы и различных способов ее формализации;
- критический анализ аргументации и различного рода рассуждений на основании знания форм дедуктивных и индуктивных умозаключениях и условий их правильности, а также знании структуры и правил аргументации, приобретение студентами навыка использования при построении доказательств, рационально обоснованных гипотез, следственных версий и т.д. гипотетико-дедуктивного метода.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Логика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1)
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания и умения в пределах образовательного стандарта среднего полного общего образования по дисциплинам «Русский язык», «Обществознание».
Знания и навыки, полученные при изучении логики, могут быть использованы при изучении таких дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла как философия, профессиональная этика; дисциплин профессионального цикла – теории государства и права, уголовного права, криминалистики и т.д.
3. Требования к результатам освоения дисциплины «Логика»
После освоения курса «Логика» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-3. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. А именно, студент должен знать основные законы и формы правильного мышления, уметь применять основные методы логического вывода, владеть методами гипотетико-дедуктивного обобщения и построения знания.
ОК-4. способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
В результате изучения дисциплины «Логика» студент должен:
Знать: мировоззренческие, методологические и логические основы юридического мышления
Уметь: применять понятия с четко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждения, пользоваться логическим правилами ведения диалога и дискуссии.
Владеть: навыками правильного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и иных видах профессиональной деятельности; методами логического анализа; навыками публичного выступлении, аргументации, ведения полемики и дискуссии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___________ зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Семинарские занятия (С) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Лабораторные занятия (ЛЗ) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Контрольная работа | + | ||||
Курсовая работа | - | ||||
Реферат | - | ||||
Другие виды самостоятельной работы | + | ||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | ||||
Общая трудоемкость час зач. ед. | |||||
Структура и содержание учебной дисциплины.
Тематический план для очной формы обучения студентов.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Всего часов | ||
Лекции | Семинарские занятия (практические, лабораторные) | СРС | |||
I | Модуль 1 Понятие | ||||
1. | Тема 1: Предмет логики. Логика и юриспруденция. Общая характеристика понятия, его виды. | ||||
Тема 2: Виды отношений между сравнимыми понятиями по объему. | |||||
Тема 3: логические операции с понятиями. Правила определения и классификации. | |||||
II | Модуль 2 Суждение | ||||
Тема 4: Суждение: понятие и виды. Простые суждения. | |||||
Тема 5: Сложные суждения. | |||||
III | Модуль 3 Умозаключение | ||||
Тема 6: Понятие умозаключения. Дедуктивные умозаключения. | |||||
Тема 7: Индуктивные умозаключения. | |||||
Тема 8: Умозаключения по аналогии. | - | ||||
IV | Модуль 4 Логические основы теории аргументации | ||||
Тема 9: Доказательство и опровержение. | |||||
Тема 10: Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория. | |||||
Итого |
6. Содержание дисциплины:
Модуль I Понятие
Тема 1: предмет логики. Логика и юриспруденция. Общая характеристика понятие, его виды.
Мышление как предмет изучения логики. Понятие логической формы и логического закона. Основные логические законы: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Юридическая норма как предмет логического исследования. Логика как инструмент толкования права и правового проектирования. Понятие как форма мысли. Содержание и объем понятия. Виды понятий по содержанию.
Тема 2: Виды отношений между сравнимыми понятиями по объему.
Отношения совместимости объемов: равнозначность, пересечение, подчинение (родовидовые отношения). Отношения несовместимости объемов: подчинение, противоположность, противоречие. Круги Эйлера и вопросно – ответный комплекс как алгоритм установления отношений между понятиями по объему. Операции над классами (объемами понятий): объединение, пересечение, образование дополнения. Диаграммы Венна.
Тема 3: Логические операции с понятиями. Правила определения и классификации.
Обобщение и ограничение понятий. Определение понятия, структура определения. Виды определений: явное и неявное, номинальное и реальное. Правила явного определения. Ошибки в определении. Значение определений в юриспруденции, дефинитивные нормы. Деление понятий. Виды деления. Правила деления. Ошибки в делении классификация, ее виды.
Модуль II Суждение
Тема 4: Суждение: понятие и виды. Простые суждения.
Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Суждение и вопрос. Логическая структура вопроса. Простое суждение, его состав. Виды простых суждений. Классификация простых атрибутивных суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении (логический квадрат). Отношения между простыми суждениями по истинности.
Тема 5: Сложные суждения
Сложные суждения, способы их образования из простых при помощи логических связок. Понятие тождественно – истинной и тождественно – ложной формулы. Табличный способ определения логических связок. Определение истинности сложного суждения методом сведения к абсурду. Суждение и норма. Логическая структура нормы как сложного суждения.
Модуль III Умозаключение
Тема 6: Понятие умозаключения. Дедуктивные умозаключения.
Умозаключения: общая характеристика, состав. Виды умозаключений. Дедуктивные умозаключения: умозаключения через преобразование простых суждений (непосредственные умозаключения): выводы по логическому квадрату, превращение, обращение, противопоставление предикату; простой категорический силлогизм: определение и состав, общие правила, фигуры и модусы; энтимема. Правила восстановления силлогизма из энтимемы. Полисиллогизм (сорит и эпихейрема); выводы из сложных суждений: условные, условно – категорические, условно – разделительные умозаключения. Их правильные модусы.
Тема 7: Индуктивные умозаключения.
Понятие индуктивных умозаключений. Неполная индукция. Популярная и научная индукция. Условия повышения правдоподобия заключения в индуктивных умозаключениях. Индукция по определению причинной связи (метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков).
Тема 8: Умозаключения по аналогии.
Аналогия: ее сущность и структура. Основные типы выводов по аналогии (аналогия свойств и аналогия отношений). Условия повышения правдоподобия выводов по аналогии. Методологическое значение умозаключений по аналогии в юриспруденции.