Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

– основные особенности мышления как формы познания,

– общее понятие языка, его структуры и функций в познании,

– основные семантические категории языка, элементы языка логики, недоразумения, связанные с употреблением имен,

– сущность понятия как формы мышления,

– содержание и объем понятия и их соотношение,

– основные виды понятий,

– отношения между понятиями по объему и содержанию,

– основные логические операции над понятиями (обобщение, ограничение, определение, деление объема).

– сущность высказывания (суждения),

– структуру и виды простых категорических суждений,

– распределенность терминов в простом атрибутивном суждении,

– основные виды сложных высказываний и их логический смысл,

– основные формы и правила дедуктивных выводов логики высказываний,

– основные формы и правила дедуктивных выводов логики предикатов,

– простой категорический силлогизм и его общие правила,

– основные виды вероятностных выводов,

– общую характеристику диалога,

– структуру и виды вопросов,

– виды ответов на вопросы,

– логическую структуру и виды аргументации,

– общие правила аргументации.

Уметь:

– распознавать виды понятий,

– раскрывать содержание понятий (давать определение понятиям),

– обобщать и ограничивать понятия,

– устанавливать вид отношения между понятиями по объему и изображать их в виде круговых схем,

– определять правильность или неправильность деления объема понятия,

– распознавать виды простого категорического суждения,

– распознавать распределенность или нераспределенность термина в простом категорическом суждении,

– распознавать логический смысл заданного сложного высказывания и выражать символически его структуру,

– распознавать род и вид заданного умозаключения,

– устанавливать правильность или неправильность заданного простого категорического силлогизма,

– осуществлять и контролировать простейшие индуктивные обобщения, устанавливать правильность или неправильность заданной аргументации.

Владеть:

— полученными теоретическими знаниями при решении логических задач и упражнений;

— осмысленным использованием в научном и обыденном мышлении основных форм мышления, четко фиксировать ошибки;

— формально-логическими законами при анализе различных текстов и ведении дискуссий;

— логическими доказательствами собственной точки зрения и опровержением мнения оппонента.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки экономика:

а) общекультурных (ОК):

— формирование культуры мышления,

— способность к обобщению, анализу, восприятию информации,

— постановка цели и выбора путей ее достижения (ОК-1) (совместно с дисциплиной «Философия», «Культура речи и деловое общение»)

б) профессиональных (ПК)

— анализ изученного материала,

— формулирование понятий, суждений, умозаключений по курсовым и дипломным проектам,

— логическое обоснование выводы согласно законам и категориям логики.

Структура и содержание учебной дисциплины

Программа курса логики состоит из трех разделов: требования к логической подготовке студентов, содержание курса (перечень и объем материала, обязательного для изучения), сетка учебных часов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__ зачетные единицы, общий объем часов _72_, в том числе:

— лекции ___18___;

— практические занятия 18;

— самостоятельные занятия 36 часов.

Форма контроля – экзамен (зачет, экзамен).

Семестр __1__.

Содержание дисциплины:

Тема 1. Логика, ее предмет и значение.

Общее понятие логики. Понятие логической формы и логического закона. Понятие формальной логики. Значение логики. Общее понятие языка. Естест­венные языки и искусственные. Искусственный язык логики как науки.

Тема 2. Понятие как форма мышления.

Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Признаки и их виды. Содержание и объем понятия. Язык круговых диаграмм. Закон обратного отно­шения между объемом и содержанием понятия. Ограничение и обобщение по­нятий.

Виды понятий: общие, единичные, понятия с нулевым объемом и универ­сальным объемом; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные.

Отношения между понятиями. Виды отношений между совместимыми понятиями. Виды отношений между несовместимыми понятиями.

Операции над классами (объемами понятий): сложение, умножение, обра­зование дополнения.

Деление понятий. Виды деления. Правила деления. Ошибки в делении.

Определение понятия. Виды определений. Правила явного определения. Ошибки в определении.

Тема 3. Суждение как форма мышления.

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды сужде­ний: суждения существования, суждения об отношениях, атрибутивные сужде­ния.

Состав и структура простого атрибутивного суждения. Виды простых ат­рибутивных суждений по качеству и количеству. Отношения терминов сужде­ния по объему, их круговые схемы. Распределенность терминов в простом атри­бутивном суждении. Отношения простых атрибутивных суждений по истинно­сти.

Сложные суждения. Образование сложных суждений из простых с помо­щью логических связок. Таблица истинности логических связок. Табличное оп­ределение истинности сложных суждений.

Тема 4. Основные формально-логические законы.

Понятие о логическом законе. Сфера действия законов формальной ло­гики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. За­кон достаточного основания.

Тема 5. Умозаключение как форма мышления.

Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений: дедуктив­ные, правдоподобные и умозаключения по аналогии. Дедуктивные умозаключе­ния: выводы из простых атрибутивных суждений и выводы из сложных сужде­ний.

Непосредственные умозаключения: превращение и обращение.

Простой категорический силлогизм (ПКС). Определение и состав ПКС. Фигуры ПКС. Общие правила ПКС. Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.

Выводы из сложных суждений: условные, условно-категорические, разде­лительно-категорические, условно-разделительные умозаключения.

Правдоподобные умозаключения, их определение и основные виды. Пол­ная индукция и ее разновидности. Неполная индукция: популярная и научная. Умозаключения по аналогии.

Тема 6. Логические основы теории аргументации.

Понятие доказательства. Строение доказательства: тезис, аргументы, де­монстрация. Правила доказательства. Виды доказательств: прямые и косвенные.

Понятие опровержения. Опровержение тезиса и опровержение доказа­тельства.

Рабочая учебная программа

Наши рекомендации