Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
– основные особенности мышления как формы познания,
– общее понятие языка, его структуры и функций в познании,
– основные семантические категории языка, элементы языка логики, недоразумения, связанные с употреблением имен,
– сущность понятия как формы мышления,
– содержание и объем понятия и их соотношение,
– основные виды понятий,
– отношения между понятиями по объему и содержанию,
– основные логические операции над понятиями (обобщение, ограничение, определение, деление объема).
– сущность высказывания (суждения),
– структуру и виды простых категорических суждений,
– распределенность терминов в простом атрибутивном суждении,
– основные виды сложных высказываний и их логический смысл,
– основные формы и правила дедуктивных выводов логики высказываний,
– основные формы и правила дедуктивных выводов логики предикатов,
– простой категорический силлогизм и его общие правила,
– основные виды вероятностных выводов,
– общую характеристику диалога,
– структуру и виды вопросов,
– виды ответов на вопросы,
– логическую структуру и виды аргументации,
– общие правила аргументации.
Уметь:
– распознавать виды понятий,
– раскрывать содержание понятий (давать определение понятиям),
– обобщать и ограничивать понятия,
– устанавливать вид отношения между понятиями по объему и изображать их в виде круговых схем,
– определять правильность или неправильность деления объема понятия,
– распознавать виды простого категорического суждения,
– распознавать распределенность или нераспределенность термина в простом категорическом суждении,
– распознавать логический смысл заданного сложного высказывания и выражать символически его структуру,
– распознавать род и вид заданного умозаключения,
– устанавливать правильность или неправильность заданного простого категорического силлогизма,
– осуществлять и контролировать простейшие индуктивные обобщения, устанавливать правильность или неправильность заданной аргументации.
Владеть:
— полученными теоретическими знаниями при решении логических задач и упражнений;
— осмысленным использованием в научном и обыденном мышлении основных форм мышления, четко фиксировать ошибки;
— формально-логическими законами при анализе различных текстов и ведении дискуссий;
— логическими доказательствами собственной точки зрения и опровержением мнения оппонента.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки экономика:
а) общекультурных (ОК):
— формирование культуры мышления,
— способность к обобщению, анализу, восприятию информации,
— постановка цели и выбора путей ее достижения (ОК-1) (совместно с дисциплиной «Философия», «Культура речи и деловое общение»)
б) профессиональных (ПК)
— анализ изученного материала,
— формулирование понятий, суждений, умозаключений по курсовым и дипломным проектам,
— логическое обоснование выводы согласно законам и категориям логики.
Структура и содержание учебной дисциплины
Программа курса логики состоит из трех разделов: требования к логической подготовке студентов, содержание курса (перечень и объем материала, обязательного для изучения), сетка учебных часов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__ зачетные единицы, общий объем часов _72_, в том числе:
— лекции ___18___;
— практические занятия 18;
— самостоятельные занятия 36 часов.
Форма контроля – экзамен (зачет, экзамен).
Семестр __1__.
Содержание дисциплины:
Тема 1. Логика, ее предмет и значение.
Общее понятие логики. Понятие логической формы и логического закона. Понятие формальной логики. Значение логики. Общее понятие языка. Естественные языки и искусственные. Искусственный язык логики как науки.
Тема 2. Понятие как форма мышления.
Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Признаки и их виды. Содержание и объем понятия. Язык круговых диаграмм. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Ограничение и обобщение понятий.
Виды понятий: общие, единичные, понятия с нулевым объемом и универсальным объемом; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные.
Отношения между понятиями. Виды отношений между совместимыми понятиями. Виды отношений между несовместимыми понятиями.
Операции над классами (объемами понятий): сложение, умножение, образование дополнения.
Деление понятий. Виды деления. Правила деления. Ошибки в делении.
Определение понятия. Виды определений. Правила явного определения. Ошибки в определении.
Тема 3. Суждение как форма мышления.
Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды суждений: суждения существования, суждения об отношениях, атрибутивные суждения.
Состав и структура простого атрибутивного суждения. Виды простых атрибутивных суждений по качеству и количеству. Отношения терминов суждения по объему, их круговые схемы. Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении. Отношения простых атрибутивных суждений по истинности.
Сложные суждения. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок. Таблица истинности логических связок. Табличное определение истинности сложных суждений.
Тема 4. Основные формально-логические законы.
Понятие о логическом законе. Сфера действия законов формальной логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.
Тема 5. Умозаключение как форма мышления.
Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные, правдоподобные и умозаключения по аналогии. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых атрибутивных суждений и выводы из сложных суждений.
Непосредственные умозаключения: превращение и обращение.
Простой категорический силлогизм (ПКС). Определение и состав ПКС. Фигуры ПКС. Общие правила ПКС. Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.
Выводы из сложных суждений: условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные умозаключения.
Правдоподобные умозаключения, их определение и основные виды. Полная индукция и ее разновидности. Неполная индукция: популярная и научная. Умозаключения по аналогии.
Тема 6. Логические основы теории аргументации.
Понятие доказательства. Строение доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Правила доказательства. Виды доказательств: прямые и косвенные.
Понятие опровержения. Опровержение тезиса и опровержение доказательства.
Рабочая учебная программа