Речь. Речевая деятельность — 40 ч

Основные сведения о языке и речи Основные виды деятельности учащихся
Русский язык – национальный язык русского народа (1 ч) Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества
 
Язык и речь Речь и речевое общение Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная   Речь диалогическая и монологическая   Речевой этикет Осознавать различия языка и речи Осознавать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи Различать диалогическую и монологическую речь Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания Соблюдать при общении нормы речевого этикета
Речь как деятельность Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль. Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Составлять простой план. Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы. Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста. Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста. Простой и сложный план текста     Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение Их строение, смысловые и языковые особенности. Сочетание разных типов речи в тексте Способы развития темы в тексте Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте     Абзац – структурно-смысловая часть текста   Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Эпитет, метафора, олицетворение Осознавать основные признаки текста, определять его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение) Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план текста Определять функционально-смысловые типы речи. Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи Находить средства грамматической связи предложений в тексте Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста   Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах эпитет, метафору, олицетворение, сравнение На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста
Система языка (130ч) Синтаксис и пунктуация (23 ч)
Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания     Словосочетание, его признаки   Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова   Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске     Грамматическая основа предложения Главные члены предложения   Распространенное и нераспространенное предложение   Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения Предложения с однородными членами предложения. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения Интонация, пунктуация предложений с однородными членами предложения Предложения с обращением Интонация, пунктуация предложений с обращением Предложения с вводными конструкциями. Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными конструкциями Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью Простое и сложное предложение Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения Распознавать словосочетание в составе предложения Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова Конструировать изученные виды словосочетаний Определять основные признаки предложения     Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Употреблять названные предложения в тексте Выделять грамматическую основу двусоставного предложения   Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения   Разграничивать главные и второстепенные члены предложения   Опознавать однородные члены предложения Составлять схемы предложений с однородными членами   Осознавать основные функции обращений   Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными конструкциями     Правильно интонировать предложения с прямой речью   Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение
Фонетика. Орфоэпия (13 ч)
Фонетика – раздел лингвистики Звук – единица языка   Система гласных звуков Система согласных звуков Изменение звуков в речевом потоке Фонетическая транскрипция   Выразительные средства фонетики   Слог Слог – единица слова Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков   Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи Членить слова на слоги Правильно переносить слова с одной строки на другую Определять место ударения в слове
Графика. Орфография (8 ч)
Графика – раздел науки о языке Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы   Орфография – раздел правописания Правописание гласных в корне слова Правописание согласных в корне слова Осознавать значение письма     Соотносить в словах звуки и буквы   Находить орфограммы в морфемах Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне
Лексика (11ч)
Лексикология – раздел лингвистики Слово как единица языка   Лексическое и грамматическое значение слова   Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья Способы толкования     Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов   Омонимы Омонимы – омографы, омофоны, омоформы Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. Антонимы   Словари синонимов, антонимов   Переносное значение слова в основе художественных тропов   Осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов Разграничивать омонимы и многозначные слова Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски. Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи Осознавать художественную выразительность тропов Использовать в речи слова в переносном значении
Морфемика. Словообразование. Орфография (20 ч)
Морфемика – раздел лингвистики Морфема – минимальная значимая единица языка   Словообразующие и формообразующие морфемы Основа слова Окончание – формообразующая морфема Корень. Однокоренные слова. Правописание корней Приставка, суффикс – словообразующие морфемы Чередование звуков в морфемах Морфемный анализ слов Словообразование – раздел языкознания Производящая основа. Словообразующие морфемы. Основные способы образования слов   Словообразовательный анализ слов   Основные выразительные словообразовательные средства языка Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка Опознавать морфемы, членить слово на морфемы Различать словообразующие и формообразующие морфемы Характеризовать морфемный состав слова     Проводить морфемный анализ слова Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему   Определять способ образования слова Проводить словообразовательный анализ слова Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи
Морфология (50 ч)
Морфология как раздел грамматики Части речи как лексико-грамматические разряды слов Самостоятельные и служебные части речи   Опознавать различные части речи по их существенным признакам. Разграничивать самостоятельные и служебные части речи
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение     Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам. Производить морфологический разбор имени существительного
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные по значению и формальным грамматическим признакам
Имена существительные нарицательные и собственные   Правильно употреблять прописную букву при написании имён существительных собственных
Род имён существительных     Имена существительные общего рода. Род несклоняемых существительных Определять род имён существительных по суффиксу и окончанию Правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные
Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа Образовывать множественное число имён существительных и употреблять их в речи Употребление существительных, имеющих форму только одного числа, с глаголами
Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание. Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. Определять тип склонения имён существительных. Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи. Правильно писать безударные падежные окончания существительных.
Правописание суффиксов существительных: -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-). Правильно произносить и писать суффиксы существительных.
Правописание не с именем существительным Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не, существительные-синонимы с не и без не
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Выявлять грамматическое значение, анализировать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного. Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного.
Прилагательные качественные, относительные, притяжательные, их смысловые и грамматические различия   Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Употреблять прилагательные разных разрядов в прямом и переносном значении.
Правописание окончаний имён прилагательных. Правильно произносить и писать безударные окончания прилагательных единственного и множественного числа.
Степени сравнения качественных имён прилагательных Анализ форм сравнительной и превосходной степени прилагательных Правильно произносить имена прилагательные в разных степенях сравнения.
Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения. Правописание кратких прилагательных   Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных. Образовывать краткие прилагательные. Правильно произносить краткие прилагательные, употреблять краткие прилагательные в речи.
Словообразование и правописание имён прилагательных. Правописание н и нн в прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц.     Правописание не с прилагательными.   Образование имен прилагательных путем сложения Определять способы образования имен прилагательных. Правильно писать н и нн в прилагательных. Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове. Образовывать имена прилагательные при помощи приставки не. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными Правильно писать сложные прилагательные
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Выявлять грамматическое значение глаголов, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Морфологический разбор глагола. Использовать глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации.
Правописание не с глаголами. Правописание не с глаголами.
Инфинитив (неопределённая форма глагола). Определять значения, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива. Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания.
Правописание тся и ться в глаголах. Усвоить правописание тся и ться в глаголах.
Виды глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, формальным признакам. Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.
Переходные и непереходные глаголы.   Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи.
Возвратные глаголы. Использовать в речи возвратные глаголы.
Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. Выявлять особенности значения, образования, изменения и употребления глаголов условного наклонения. Употреблять бы с глаголами в условном наклонении. Осознавать особенности значения, образования, употребления и правописания глаголов повелительного наклонения.
Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения.
Спряжение глагола Определять спряжения глагола. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения
Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных)   Морфемный разбор глаголов Осознавать семантику безличных глаголов. Употреблять предложения с безличными глаголами. Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные.

Повторение в конце года (3ч).Синтаксис и пунктуация. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Морфология. Орфография. Лексика. Морфемика. Словообразование. Орфография.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Темы Количество часов Развитие речи
1. Русский язык – национальный язык русского народа  
2. Речь. Речевая деятельность Речь. Речевое общение Речевая деятельность
3. Синтаксис и пунктуация
4. Фонетика.Орфоэпия
5. Графика.Орфография
6. Лексика
7. Морфемика. Словообразование. Орфография
8. Морфология  
9. Имя существительное
10. Имя прилагательное
11. Глагол
12. Повторение  
Итого:  
Тема Виды деятельности учащихся Планируемые результаты и уровень усвоения  
предметные метапредметные  
Введение -1час. Речь. Речевое общение. Речевая деятельность. - 15 часов. Развитие речи - 4 часа  
1. Русский язык – национальный язык русского народа Чтение и пересказ лингвистического текста Умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека, общества, понимать, что язык – универсальное средство общения Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; умение читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку; умение использовать при выполнении различные средства: справочную литературу, ИКТ. Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, составлять сложный план текста. Личностные УУД: Проявлять внимание, желание больше знать.  
2. Язык и речь Чтение и пересказ лингвистического текста Понимание того, что язык – универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому, важность произносительной культуры, орфографически грамотного письма  
3.   Обучающее выборочное изложение. Работа с текстом Чтение и пересказ лингвистического текста Умение передавать выборочно содержание текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию    
4. Речь устная и письменная Чтение и пересказ лингвистического текста Развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
5. Речь разговорная и речь книжная Чтение и пересказ лингвистического текста Развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
6. Речь диалогическая и монологическая Работа в парах Понятие о диалоге и монологе  
7. Речевой этикет Работа в парах Ознакомление с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
8. Подробное изложение Работа с текстом Умение передавать содержание текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию  
9. Текст как речевое произведение. Основные признаки текста Работа с текстом, составление конспекта Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
10. Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста Работа с текстом Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
11. Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием Самостоятельная работа обучающихся Проверка знаний умений, навыков грамотного письма и умения выполнять грамматические задания Познавательные УУД: Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых и грамматических норм.  
12. Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Работа с текстом, составление схемы Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; умение читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку; умение использовать при выполнении различные средства: справочную литературу, ИКТ. Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, составлять сложный план текста.    
13. План текста Работа с текстом Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
14. Сочинение «Мой четвероногий друг» Сбор материала к сочинению Формирование навыка писать тексты на заданную тему, развитие речи и воспитание сострадания  
15. Типы речи. Повествование Чтение и пересказ лингвистического текста Знакомство с материалом по теме, развитие навыков практической работы, воспитание толерантности  
16. Описание. Сравнение Работа в парах Знакомство с материалом по теме, развитие навыков практической работы, воспитание толерантности  
17. Рассуждение Работа в парах Знакомство с материалом по теме, развитие навыков практической работы, воспитание толерантности  
18. Сочетание разных типов речи Работа с текстом Знакомство с материалом по теме, развитие навыков практической работы, воспитание толерантности  
19. Написание контрольного подробного изложения № 1 Работа с текстом Умение передавать подробно содержание текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию Познавательные УУД: Совершенствование содержания и языкового оформления текста.  
20. Анализ изложения Работа с таблицами Формирование навыка анализа самостоятельной работы Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, определять критерии оценивания. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания.  
Синтаксис и пунктуация - 23часа. Развитие речи - 4 часа  
21. Синтаксис и пунктуация Чтение и пересказ лингвистического текста Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины Регулятивные УУД: Умение определить цель, нахождение в предложениях смысловых отрезков,  
22. Словосочетание Работа в парах Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения которые необходимо выделить знаками препинания, обоснование выбора знаков препинания и употребление их в предложениях в соответствии с изученными правилами.  
 
23. Словосочетание. Разбор словосочетания Работа по алгоритму Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
24. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья». Сбор материала к сочинению Формирование умения писать сочинение – описание, развитие речи Познавательные УУД: Написание сочинения повествовательного характера по картине. Личностные УУД: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.  
25. Предложение и его признаки Чтение и пересказ лингвистического текста Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины Регулятивные УУД: Умение определить цель, нахождение в предложениях смысловых отрезков, которые необходимо выделить знаками препинания, обоснование выбора знаков препинания и употребление их в предложениях в соответствии с изученными правилами.  
26. Интонация. Логическое ударение Работа в парах Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
27. Виды предложений по цели высказывания Работа в парах Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
28. Виды предложений по эмоциональной окраске Работа в парах Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
Сжатое изложение «Тетрадки под дождем» Работа с текстом Умение передавать сжато содержание текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию Познавательные УУД: Написание изложения повествовательного характера на заданную тему, рассказа о случае из жизни животного. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания.  
30. Грамматическая основа предложения Работа по алгоритму Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины Регулятивные УУД: Умение определить цель, нахождение в предложениях смысловых отрезков, которые необходимо выделить знаками препинания, обоснование выбора знаков препинания и употребление их в предложениях в соответствии с изученными правилами.  
31. Тире между подлежащим и сказуемым Работа по алгоритму Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
32. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения Работа по алгоритму Работа в группах Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
33. Определение Составление схемы Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
Контрольное сочинение по картине И.Э.Грабаря «Зимнее утро» или «Февральская лазурь» Сбор материала к сочинению Формирование умения писать сочинение – описание, развитие речи Познавательные УУД: Написание сочинения повествовательного характера по картине. Личностные УУД: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.  
35. Дополнение Составление схемы Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
36. Обстоятельство Составление схемы Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
Предложения с однородными членами Работа по алгоритму Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
38. Обобщающее слово при однородных членах предложения Работа со схемами Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 Самостоятельная работа обучающихся Проверка знаний по изученному материалу, формирование навыка самостоятельной работы Познавательные УУД: Умение планировать свою работу, применять полученные знания.  
Предложения с обращениями Работа в парах Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины Регулятивные УУД: Умение определить цель, нахождение в предложениях смысловых отрезков, которые необходимо выделить знаками препинания, обоснование выбора знаков препинания и употребление их в предложениях в соответствии с изученными правилами.  
41-42 Предложения с прямой речью Работа со схемами Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
43. Предложения с вводными словами Работа в парах Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
Синтаксический разбор простого предложения Работа по алгоритму Повторение и обобщение знаний, развитие речи, воспитание культуры общения  
Обучающее изложение от другого лица. Работа с текстом Умение передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию Познавательные УУД: Написание сочинения повествовательного характера по рассказу. Личностные УУД: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.  
46-47 Простое и сложное предложение Работа по алгоритму Понятие о простом и сложном предложениях, умение отличать одно от другого Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, определять критерии оценивания.  
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография - 21часа. Развитие речи - 3часа  
48.   Фонетика. Звук – единица языка Чтение и пересказ лингвистического текста Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, определять критерии оценивания. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания.  
 
49. Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция Работа с таблицами Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
50. Обучающее изложение от третьего лица «Журавли» Работа с текстом Умение передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию Познавательные УУД: Написание изложения повествовательного характера от другого лица. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания  
51. Отличие гласных и согласных звуков Работа с таблицами Умение отличать гласные от согласных, ударные от безударных Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, определять критерии оценивания. Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной речи. Личностные УУД: Воспринимать речь учителя, одноклассников.  
52. Согласные звонкие и глухие. Согласные твёрдые и мягкие Работа с таблицами Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
53. Обозначение мягкости согласных. Правописание Ь Работа с таблицами Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
Позиционные чередования гласных и согласных звуков Работа с таблицами Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
Написание контрольного изложения №2 от третьего лица. Работа с текстом Умение передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию Познавательные УУД: Написание изложения повествовательного характера от другого лица. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания  
Слог. Ударение Работа со словарём Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, определять критерии оценивания. Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной речи. Личностные УУД: Воспринимать речь учителя, одноклассников.  
Орфоэпия Чтение и пересказ лингвистического текста Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
Произношение гласных звуков Работа со словарём Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных Работа со словарём Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
Произношение сочетаний согласных звуков Работа со словарём Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
61. Выразительные средства фонетики Работа в парах, группах Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
62. Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 Самостоятельная работа обучающихся Проверка знаний по изученному материалу, формирование навыка самостоятельной работы Познавательные УУД: Умение планировать свою работу, умение применять полученные знания. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания.    
63. Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв Чтение и пересказ лингвистического текста Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения Познавательные УУД: Соблюдение орфографических, речевых и грамматических норм.  
Орфография. Правописание гласных в корне слова Работа со словарём Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
65. Правописание непроверяемых гласных в корне слова Работа со словарём Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения Познавательные УУД: Соблюдение орфографических, речевых и грамматических норм.  
Буквы О-Ё после шипящих Работа по алгоритму Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
  Сочинение по картине А.Н.Семёнова «Как прекрасен этот мир» Сбор материала к сочинению Формирование умения писать сочинение – описание, развитие речи Познавательные УУД: Написание сочинения повествовательного характера по картине. Личностные УУД: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.  
68.   Правописание согласных в корне слова Работа со словарём Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения Познавательные УУД: Соблюдение орфографических, речевых и грамматических норм.  
  69-70 Правописание удвоенных согласных в корне слова Работа со словарём Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
 
71. Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография». Контрольная работа по теме «Фонетика, Орфоэпия. Графика. Орфография» Работа в группах Проверка знаний по теме, развитие речи, мышления Познавательные УУД: Грамотное использование изученных орфографических правил в письменной речи.  
 
Лексика - 11часов. Развитие речи – 2 часа  
72. Слово и его значение Работа в парах Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины Регулятивные УУД: Умение использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, толковые словари и ИКТ. Познавательные УУД: Умение предполагать и отбирать дополнительные источники информации. Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.    
73. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья Чтение и пересказ лингвистического текста Работа со словарём Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
74. Однозначные и многозначные слова Работа со словарём Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения  
75. Прямое и переносное значение слов Работа в парах Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
Омонимы Работа со словарём Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
Синонимы Работа в парах Работа со словарём Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины  
Сжатое изложение Работа с текстом Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения Познавательные УУД: Написание изложения повествовательного характера от другого лица. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания  
79. Антонимы Работа в парах Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины Познавательные УУД: Умение предполагать и отбирать дополнительные источники информации.    
80. Контрольный диктант с грамматическим заданием №3 Самостоятельная работа обучающихся Проверка знаний по изученному материалу, формирование навыка самостоятельной работы Познавательные УУД: Умение планировать свою работу, умение применять полученные знания. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания.    

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (5 КЛАССЫ)

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Контрольный диктант Изложение Контрольный диктант Контрольный диктант с грамматическим заданием

Речь. Речевая деятельность — 40 ч - student2.ru

Наши рекомендации