Речь. Речевая деятельность
Речь – удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Гегель
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку, во-первых, при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения; во-вторых, речь является самым сильным раздражителем. Нельзя не согласиться в этой связи с Б.Ф. Поршневым, который отмечал: «Человеческие слова способны опрокинуть то, что выработала «первая сигнальная система», – созданные высшей нервной деятельностью условнорефлекторные связи и даже врожденные, наследственные безусловные рефлексы. Она, как буря, может врываться в, казалось бы, надежные физиологические функции организма»[84].
Речь – это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. В психологии принято разделять «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл[85].
Каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей.
Обычно выделяют три основных и ряд частных функций речи. К основным функциям относят:
ü коммуникативную или репрезентативную (репрезентация – представление; изображение; образ), которая является доминирующей;
ü апеллятивную (апелляция – призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении (Андрей! Иди сюда!);
ü экпрессивную (экспрессия – выражение и выразительность).
Среди частных функций выделяют:
ü фатическую, осуществляющуюся посредством обмена ритуальными формулами, т.е. затрагивающую преимущественно область речевого этикета (Добрый день. Рад Вас видеть. – Взаимно. Как Ваши дела?);
ü метаязыковую, т.е. функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуется ли он при общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом речи становится сам код (Вы понимаете, что я имею в виду? Уточните, что вы понимаете под словом?...).
Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтативной и ряде других функций.
При этом «вряд ли можно найти речевые сообщения, выполняющие только одну из этих функций. Различия между сообщениями заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции»[86].
Для психологии представляет интерес, прежде всего, место речи в системе высших психических функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.
Большинство отечественных психологов рассматривает речь как речевую деятельность (Г.П. Щедровицкий, А.А. Леонтьев, В.В. Рыжов, Г.В. Гусев и др.), выступающую или в виде целостного акта деятельности или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т.е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.
В социальных науках используются несколько понятий, задающих различные ракурсы рассмотрения деятельностного аспекта языка.
Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.
Речевая коммуникация – информативная и коммуникативная сторона речевой деятельности.
Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.
Речевой акт – элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушателем.
Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций; совокупность речевых поступков[87].
Формальная сторона процесса речевого общения может быть охарактеризована на основе типологии речевого поведения (речи), описанной А.А. Холодовичем[88]. Он предложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта:
1) средство выражения (звуковое – письменное);
2) коммуникативность (непосредственная (диалог) – опосредованная коммуникативность (через посредника (перевод));
3) ориентированность (переходность (один говорит, другой слушает – взаимность (два собеседника попеременно говорят и слушают));
4) квантификативность (количество слушателей (один – много) и характер воспринимающей стороны). По терминологии А.А. Брудного, в этой связи различают два вида общения: аксиальное и ретиальное (сетевое);
5) контактность (наличие – отсутствие собеседника в поле зрения).
По сочетанию названных признаков теоретически возможны 32 типа речевого общения.