Основные сведения о языке и речи | Основные виды деятельности учащихся |
Русский язык – национальный язык русского народа (1 ч) | Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества |
|
Язык и речь Речь и речевое общение Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная Речь диалогическая и монологическая Речевой этикет | Осознавать различия языка и речи Осознавать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи Различать диалогическую и монологическую речь Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания Соблюдать при общении нормы речевого этикета |
Речь как деятельность Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо | Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль. Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Составлять простой план. Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы. Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста. Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста |
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста. Простой и сложный план текста Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение Их строение, смысловые и языковые особенности. Сочетание разных типов речи в тексте Способы развития темы в тексте Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте Абзац – структурно-смысловая часть текста Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Эпитет, метафора, олицетворение | Осознавать основные признаки текста, определять его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение) Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план текста Определять функционально-смысловые типы речи. Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи Находить средства грамматической связи предложений в тексте Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах эпитет, метафору, олицетворение, сравнение На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста |
Система языка (130ч) Синтаксис и пунктуация (23 ч) |
Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания Словосочетание, его признаки Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске Грамматическая основа предложения Главные члены предложения Распространенное и нераспространенное предложение Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения Предложения с однородными членами предложения. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения Интонация, пунктуация предложений с однородными членами предложения Предложения с обращением Интонация, пунктуация предложений с обращением Предложения с вводными конструкциями. Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными конструкциями Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью Простое и сложное предложение | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения Распознавать словосочетание в составе предложения Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова Конструировать изученные виды словосочетаний Определять основные признаки предложения Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Употреблять названные предложения в тексте Выделять грамматическую основу двусоставного предложения Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения Разграничивать главные и второстепенные члены предложения Опознавать однородные члены предложения Составлять схемы предложений с однородными членами Осознавать основные функции обращений Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными конструкциями Правильно интонировать предложения с прямой речью Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение |
Фонетика. Орфоэпия (13 ч) |
Фонетика – раздел лингвистики Звук – единица языка Система гласных звуков Система согласных звуков Изменение звуков в речевом потоке Фонетическая транскрипция Выразительные средства фонетики Слог Слог – единица слова Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков | Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи Членить слова на слоги Правильно переносить слова с одной строки на другую Определять место ударения в слове |
Графика. Орфография (8 ч) |
Графика – раздел науки о языке Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы Орфография – раздел правописания Правописание гласных в корне слова Правописание согласных в корне слова | Осознавать значение письма Соотносить в словах звуки и буквы Находить орфограммы в морфемах Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне |
Лексика (11ч) |
Лексикология – раздел лингвистики Слово как единица языка Лексическое и грамматическое значение слова Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья Способы толкования Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов Омонимы Омонимы – омографы, омофоны, омоформы Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. Антонимы Словари синонимов, антонимов Переносное значение слова в основе художественных тропов | Осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов Разграничивать омонимы и многозначные слова Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски. Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи Осознавать художественную выразительность тропов Использовать в речи слова в переносном значении |
Морфемика. Словообразование. Орфография (20 ч) |
Морфемика – раздел лингвистики Морфема – минимальная значимая единица языка Словообразующие и формообразующие морфемы Основа слова Окончание – формообразующая морфема Корень. Однокоренные слова. Правописание корней Приставка, суффикс – словообразующие морфемы Чередование звуков в морфемах Морфемный анализ слов Словообразование – раздел языкознания Производящая основа. Словообразующие морфемы. Основные способы образования слов Словообразовательный анализ слов Основные выразительные словообразовательные средства языка | Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка Опознавать морфемы, членить слово на морфемы Различать словообразующие и формообразующие морфемы Характеризовать морфемный состав слова Проводить морфемный анализ слова Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему Определять способ образования слова Проводить словообразовательный анализ слова Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи |
Морфология (50 ч) |
Морфология как раздел грамматики Части речи как лексико-грамматические разряды слов Самостоятельные и служебные части речи | Опознавать различные части речи по их существенным признакам. Разграничивать самостоятельные и служебные части речи |
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении | Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам. Производить морфологический разбор имени существительного |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные по значению и формальным грамматическим признакам |
Имена существительные нарицательные и собственные | Правильно употреблять прописную букву при написании имён существительных собственных |
Род имён существительных Имена существительные общего рода. Род несклоняемых существительных | Определять род имён существительных по суффиксу и окончанию Правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные |
Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа | Образовывать множественное число имён существительных и употреблять их в речи Употребление существительных, имеющих форму только одного числа, с глаголами |
Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание. Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. | Определять тип склонения имён существительных. Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи. Правильно писать безударные падежные окончания существительных. |
Правописание суффиксов существительных: -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-). | Правильно произносить и писать суффиксы существительных. |
Правописание не с именем существительным | Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не, существительные-синонимы с не и без не |
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. | Выявлять грамматическое значение, анализировать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного. Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного. |
Прилагательные качественные, относительные, притяжательные, их смысловые и грамматические различия | Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Употреблять прилагательные разных разрядов в прямом и переносном значении. |
Правописание окончаний имён прилагательных. | Правильно произносить и писать безударные окончания прилагательных единственного и множественного числа. |
Степени сравнения качественных имён прилагательных | Анализ форм сравнительной и превосходной степени прилагательных Правильно произносить имена прилагательные в разных степенях сравнения. |
Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения. Правописание кратких прилагательных | Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных. Образовывать краткие прилагательные. Правильно произносить краткие прилагательные, употреблять краткие прилагательные в речи. |
Словообразование и правописание имён прилагательных. Правописание н и нн в прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц. Правописание не с прилагательными. Образование имен прилагательных путем сложения | Определять способы образования имен прилагательных. Правильно писать н и нн в прилагательных. Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове. Образовывать имена прилагательные при помощи приставки не. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными Правильно писать сложные прилагательные |
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. | Выявлять грамматическое значение глаголов, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Морфологический разбор глагола. Использовать глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации. |
Правописание не с глаголами. | Правописание не с глаголами. |
Инфинитив (неопределённая форма глагола). | Определять значения, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива. Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания. |
Правописание тся и ться в глаголах. | Усвоить правописание тся и ться в глаголах. |
Виды глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. | Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, формальным признакам. Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида. |
Переходные и непереходные глаголы. | Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи. |
Возвратные глаголы. | Использовать в речи возвратные глаголы. |
Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. | Выявлять особенности значения, образования, изменения и употребления глаголов условного наклонения. Употреблять бы с глаголами в условном наклонении. Осознавать особенности значения, образования, употребления и правописания глаголов повелительного наклонения. |
Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи. | Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения. |
Спряжение глагола | Определять спряжения глагола. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения |
Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных) Морфемный разбор глаголов | Осознавать семантику безличных глаголов. Употреблять предложения с безличными глаголами. Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные. |
Повторение в конце года (3ч).Синтаксис и пунктуация. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Морфология. Орфография. Лексика. Морфемика. Словообразование. Орфография.
№ | Тема | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты и уровень усвоения | |
предметные | метапредметные | |
Введение -1час. Речь. Речевое общение. Речевая деятельность. - 15 часов. Развитие речи - 4 часа | |
1. | Русский язык – национальный язык русского народа | Чтение и пересказ лингвистического текста | Умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека, общества, понимать, что язык – универсальное средство общения | Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; умение читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку; умение использовать при выполнении различные средства: справочную литературу, ИКТ. Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, составлять сложный план текста. Личностные УУД: Проявлять внимание, желание больше знать. | |
2. | Язык и речь | Чтение и пересказ лингвистического текста | Понимание того, что язык – универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому, важность произносительной культуры, орфографически грамотного письма | |
3. | Обучающее выборочное изложение. | Работа с текстом Чтение и пересказ лингвистического текста | Умение передавать выборочно содержание текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию | |
4. | Речь устная и письменная | Чтение и пересказ лингвистического текста | Развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
5. | Речь разговорная и речь книжная | Чтение и пересказ лингвистического текста | Развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
6. | Речь диалогическая и монологическая | Работа в парах | Понятие о диалоге и монологе | |
7. | Речевой этикет | Работа в парах | Ознакомление с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
8. | Подробное изложение | Работа с текстом | Умение передавать содержание текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию | |
9. | Текст как речевое произведение. Основные признаки текста | Работа с текстом, составление конспекта | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
10. | Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста | Работа с текстом | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
11. | Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием | Самостоятельная работа обучающихся | Проверка знаний умений, навыков грамотного письма и умения выполнять грамматические задания | Познавательные УУД: Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых и грамматических норм. | |
12. | Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | Работа с текстом, составление схемы | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; умение читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку; умение использовать при выполнении различные средства: справочную литературу, ИКТ. Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, составлять сложный план текста. | |
13. | План текста | Работа с текстом | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
14. | Сочинение «Мой четвероногий друг» | Сбор материала к сочинению | Формирование навыка писать тексты на заданную тему, развитие речи и воспитание сострадания | |
15. | Типы речи. Повествование | Чтение и пересказ лингвистического текста | Знакомство с материалом по теме, развитие навыков практической работы, воспитание толерантности | |
16. | Описание. Сравнение | Работа в парах | Знакомство с материалом по теме, развитие навыков практической работы, воспитание толерантности | |
17. | Рассуждение | Работа в парах | Знакомство с материалом по теме, развитие навыков практической работы, воспитание толерантности | |
18. | Сочетание разных типов речи | Работа с текстом | Знакомство с материалом по теме, развитие навыков практической работы, воспитание толерантности | |
19. | Написание контрольного подробного изложения № 1 | Работа с текстом | Умение передавать подробно содержание текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию | Познавательные УУД: Совершенствование содержания и языкового оформления текста. | |
20. | Анализ изложения | Работа с таблицами | Формирование навыка анализа самостоятельной работы | Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, определять критерии оценивания. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания. | |
Синтаксис и пунктуация - 23часа. Развитие речи - 4 часа | |
21. | Синтаксис и пунктуация | Чтение и пересказ лингвистического текста | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | Регулятивные УУД: Умение определить цель, нахождение в предложениях смысловых отрезков, | |
22. | Словосочетание | Работа в парах | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | которые необходимо выделить знаками препинания, обоснование выбора знаков препинания и употребление их в предложениях в соответствии с изученными правилами. | |
|
23. | Словосочетание. Разбор словосочетания | Работа по алгоритму | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
24. | Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья». | Сбор материала к сочинению | Формирование умения писать сочинение – описание, развитие речи | Познавательные УУД: Написание сочинения повествовательного характера по картине. Личностные УУД: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | |
25. | Предложение и его признаки | Чтение и пересказ лингвистического текста | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | Регулятивные УУД: Умение определить цель, нахождение в предложениях смысловых отрезков, которые необходимо выделить знаками препинания, обоснование выбора знаков препинания и употребление их в предложениях в соответствии с изученными правилами. | |
26. | Интонация. Логическое ударение | Работа в парах | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
27. | Виды предложений по цели высказывания | Работа в парах | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
28. | Виды предложений по эмоциональной окраске | Работа в парах | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
| Сжатое изложение «Тетрадки под дождем» | Работа с текстом | Умение передавать сжато содержание текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию | Познавательные УУД: Написание изложения повествовательного характера на заданную тему, рассказа о случае из жизни животного. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания. | |
30. | Грамматическая основа предложения | Работа по алгоритму | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | Регулятивные УУД: Умение определить цель, нахождение в предложениях смысловых отрезков, которые необходимо выделить знаками препинания, обоснование выбора знаков препинания и употребление их в предложениях в соответствии с изученными правилами. | |
31. | Тире между подлежащим и сказуемым | Работа по алгоритму | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
32. | Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения | Работа по алгоритму Работа в группах | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
33. | Определение | Составление схемы | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
| Контрольное сочинение по картине И.Э.Грабаря «Зимнее утро» или «Февральская лазурь» | Сбор материала к сочинению | Формирование умения писать сочинение – описание, развитие речи | Познавательные УУД: Написание сочинения повествовательного характера по картине. Личностные УУД: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | |
35. | Дополнение | Составление схемы | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
36. | Обстоятельство | Составление схемы | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
| Предложения с однородными членами | Работа по алгоритму | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
38. | Обобщающее слово при однородных членах предложения | Работа со схемами | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 | Самостоятельная работа обучающихся | Проверка знаний по изученному материалу, формирование навыка самостоятельной работы | Познавательные УУД: Умение планировать свою работу, применять полученные знания. | |
| Предложения с обращениями | Работа в парах | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | Регулятивные УУД: Умение определить цель, нахождение в предложениях смысловых отрезков, которые необходимо выделить знаками препинания, обоснование выбора знаков препинания и употребление их в предложениях в соответствии с изученными правилами. | |
41-42 | Предложения с прямой речью | Работа со схемами | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
43. | Предложения с вводными словами | Работа в парах | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
| Синтаксический разбор простого предложения | Работа по алгоритму | Повторение и обобщение знаний, развитие речи, воспитание культуры общения | |
| Обучающее изложение от другого лица. | Работа с текстом | Умение передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию | Познавательные УУД: Написание сочинения повествовательного характера по рассказу. Личностные УУД: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | |
46-47 | Простое и сложное предложение | Работа по алгоритму | Понятие о простом и сложном предложениях, умение отличать одно от другого | Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, определять критерии оценивания. | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография - 21часа. Развитие речи - 3часа | |
48. | Фонетика. Звук – единица языка | Чтение и пересказ лингвистического текста | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, определять критерии оценивания. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания. | |
|
49. | Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция | Работа с таблицами | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
50. | Обучающее изложение от третьего лица «Журавли» | Работа с текстом | Умение передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию | Познавательные УУД: Написание изложения повествовательного характера от другого лица. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания | |
51. | Отличие гласных и согласных звуков | Работа с таблицами | Умение отличать гласные от согласных, ударные от безударных | Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, определять критерии оценивания. Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной речи. Личностные УУД: Воспринимать речь учителя, одноклассников. | |
52. | Согласные звонкие и глухие. Согласные твёрдые и мягкие | Работа с таблицами | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
53. | Обозначение мягкости согласных. Правописание Ь | Работа с таблицами | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
| Позиционные чередования гласных и согласных звуков | Работа с таблицами | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
| Написание контрольного изложения №2 от третьего лица. | Работа с текстом | Умение передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию | Познавательные УУД: Написание изложения повествовательного характера от другого лица. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания | |
| Слог. Ударение | Работа со словарём | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, определять критерии оценивания. Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной речи. Личностные УУД: Воспринимать речь учителя, одноклассников. | |
| Орфоэпия | Чтение и пересказ лингвистического текста | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
| Произношение гласных звуков | Работа со словарём | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
| Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных | Работа со словарём | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
| Произношение сочетаний согласных звуков | Работа со словарём | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
61. | Выразительные средства фонетики | Работа в парах, группах | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
62. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 | Самостоятельная работа обучающихся | Проверка знаний по изученному материалу, формирование навыка самостоятельной работы | Познавательные УУД: Умение планировать свою работу, умение применять полученные знания. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания. | |
63. | Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв | Чтение и пересказ лингвистического текста | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | Познавательные УУД: Соблюдение орфографических, речевых и грамматических норм. | |
| Орфография. Правописание гласных в корне слова | Работа со словарём | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
65. | Правописание непроверяемых гласных в корне слова | Работа со словарём | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | Познавательные УУД: Соблюдение орфографических, речевых и грамматических норм. | |
| Буквы О-Ё после шипящих | Работа по алгоритму | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
| Сочинение по картине А.Н.Семёнова «Как прекрасен этот мир» | Сбор материала к сочинению | Формирование умения писать сочинение – описание, развитие речи | Познавательные УУД: Написание сочинения повествовательного характера по картине. Личностные УУД: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | |
68. | Правописание согласных в корне слова | Работа со словарём | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | Познавательные УУД: Соблюдение орфографических, речевых и грамматических норм. | |
69-70 | Правописание удвоенных согласных в корне слова | Работа со словарём | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
|
71. | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография». Контрольная работа по теме «Фонетика, Орфоэпия. Графика. Орфография» | Работа в группах | Проверка знаний по теме, развитие речи, мышления | Познавательные УУД: Грамотное использование изученных орфографических правил в письменной речи. | |
|
Лексика - 11часов. Развитие речи – 2 часа | |
72. | Слово и его значение | Работа в парах | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | Регулятивные УУД: Умение использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, толковые словари и ИКТ. Познавательные УУД: Умение предполагать и отбирать дополнительные источники информации. Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | |
73. | Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья | Чтение и пересказ лингвистического текста Работа со словарём | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
74. | Однозначные и многозначные слова | Работа со словарём | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | |
75. | Прямое и переносное значение слов | Работа в парах | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
| Омонимы | Работа со словарём | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
| Синонимы | Работа в парах Работа со словарём | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | |
| Сжатое изложение | Работа с текстом | Знакомство с темой, развитие наблюдательности, воспитание культуры общения | Познавательные УУД: Написание изложения повествовательного характера от другого лица. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания | |
79. | Антонимы | Работа в парах | Понятие о новом материале, развитие речи, мышления, воспитание дисциплины | Познавательные УУД: Умение предполагать и отбирать дополнительные источники информации. | |
80. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №3 | Самостоятельная работа обучающихся | Проверка знаний по изученному материалу, формирование навыка самостоятельной работы | Познавательные УУД: Умение планировать свою работу, умение применять полученные знания. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания. | |