Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 13 страница
При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты,
правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации (Росстандартом) в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.
3.10.2 Объектами государственной стандартизации могут быть:
- организационно – методические и общетехнические объекты, в том числе организация работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (подшипники, крепежные изделия, инструмент и т.д.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, работы по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах материалов и веществ, классификация и кодирование технико-экономической информации;
- составляющие элементыкрупных народнохозяйственных комплексов (транспорта, энергосистемы, связи, обороны, охраны окружающей среды и др.);
- объекты государственных научно-технических и социально-экономических целевых программ и проектов;
- продукция широкого, в том числе межотраслевого применения;
- достижения науки и техники, позволяющие РФ (или конкретным предприятиям) обеспечить конкурентоспособность своей продукции или технологий;
- продукция, производимая в РФ для удовлетворения внутренних потребностей населения и производства, а также поставляемая в другие государства по двухсторонним обязательствам;
- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
В государственные стандарты включают:
- назначение и область распространения стандарта;
- обязательные требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- обязательные методы контроля (измерения, испытания, анализа) требований к качеству продукции, работ, услуг;
- параметрические ряды и типовые конструкции изделий;
- основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;
- положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве,
эксплуатации (применении) продукции и оказании услуг;
- правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, сохранения и рационального использования всех
ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические нормы и правила.
Стандарт должен быть разработан в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5-2004
«Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».
3.10.3 Условия разработки стандартов:
- разрабатываемый стандарт не должен иметь аналога национального или международного стандарта, которые могут быть применены вместо него на предлагаемый
объект стандартизации;
- разработчик стандарта (далее разработчик) должен согласовать необходимость разработки стандарта с заинтересованными лицами, как правило, на межотраслевом уровне, и иметь положительные отзывы от этих лиц;
- разрабатываемый стандарт должен обладать патентной чистотой и содержать показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции и экономичности ее производства, а также повышения уровня ее взаимозаменяемости;
- разработчик уведомляет Росстандарт о разработке стандарта заявлением, к которому приложены все необходимые документы с доказательством необходимости разработки нового стандарта;
- Росстандарт проводит предварительную экспертизу на предмет целесообразности разработки нового стандарта и в случае положительного результата экспертизы включает разработку стандарта в программу разработки национальных стандартов.
3.11 Порядок разработки государственных стандартов (ГОСТ Р). Обновление, изменения и пересмотр стандартов
3.11.1 Порядок разработки и утверждения стандарта. По ГОСТ Р 1.2–2004 разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ ТК и договорами на разработку стандартов или в инициативном порядке.
Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта:
- этап 1— организация разработки стандарта;
- этап 2— разработка проекта стандарта (первая редакция);
- этап 3— разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;
- этап 4— принятие и государственная регистрация стандарта;
- этап 5— издание стандарта.
Разработка стандарта начинается с заявок на разработку. Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандартизации: Государственные органы и организации; научно—технические,
инженерные и другие общественные объединения, различные предприятия и предприниматели.
Для того, чтобы Росстандарт учел заявку при составлении плана годовой стандартизации, необходимо, чтобы в заявке была четко обоснована актуальность установления такого стандарта. Причем заявители имеют возможность предложить свой вариант данного стандарта.
Затем между заявителем и разработчиком заключается договор, регламентирующий разработку стандарта по следующим стадиям: написание технического задания; работа над проектом стандарта; отправка разработанного варианта стандарта на рассмотрение в Росстандарт; изменение стандарта при необходимости.
Техническое задание представляет собой основу всей дальнейшей работы над стандартом. В нем намечаются сроки выполнения каждой стадии разработки, составляются наброски разрабатываемого стандарта, формируется полный набор требований, правил и норм для стандарта, указывается предполагаемая область применения стандарта. При разработке стандарта могут учитываться отзывы о стандарте субъектов из области его применения.
Уведомление о разработке стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется. Разработчик должен обеспечить доступность проекта стандарта для ознакомления всеми заинтересованными лицами.
Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменном виде замечаний заинтересованных сторон.
Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты (ТК) по стандартизации по их запросам.
Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не менее двух месяцев.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании Росстандарта и в информационной системе общего пользования.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
Проект национального стандарта с перечнем полученных замечаний разработчик представляет в технический комитет (ТК) по стандартизации для экспертизы.
ТК по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта.
Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных ТК, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.
Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании Росстандарта и в информационной системе общего пользования.
Для динамичного развития и эффективного использования передовых достижений науки и техники необходимо, чтобы принятые стандарты своевременно обновлялись.
3.11.2 Обновление стандартов также необходимо, для того чтобы объекты стандартизации могли в полной мере удовлетворять потребности населения и экономики страны.
Обновление и анализ существующих стандартов осуществляется техническими
комитетами по стандартизации при содействии заинтересованных сторон.
Если требуется обновить стандарт, технический комитет должен представить на
рассмотрение в Росстандарт проект изменения, проект обновленного стандарта или предложить отменить данный стандарт.
Необходимость обновления стандартов обычно обуславливается новыми достижениями научно—технического прогресса. Но продукция, выпускаемая по обновляемому стандарту, должна быть совместима с продукцией, которая будет выпускаться по обновленному стандарту.
3.11.3 Пересмотр Государственного стандарта необходим, если значительно изменяются основные показатели качества продукции и вносимые изменения касаются ее совместимости и взаимозаменяемости. В этом случае взамен существующего Государственного стандарта должен разрабатываться новый.
Отмена стандарта происходит, как правило, если объект стандартизации больше не выпускается, или если утвержден новый стандарт с более высокими требованиями и
нормами. Отмененный стандарт может и не заменяться новым.
Все решения о пересмотре, обновлении и отмене стандартов принимает Росстандарт.
Информация о принятых решениях публикуется в Информационном указателе.
Если речь идет о стандарте отрасли, то данные решения принимаются Государственным органом управления, установившим стандарт.
Стандарты предприятий находятся в ведении руководства предприятий. Оно может отменять и обновлять стандарты предприятия по своему усмотрению, но при условии, что изменения в стандартах не противоречат законодательству РФ и обязательным требованиям Государственных стандартов.
Изменения стандартов научно—технических, инженерных и других
общественных объединений обуславливаются новыми достижениями науки и технического прогресса, новейшими научными открытиями.
Информацию обо всех изменениях и отмене стандартов субъекты стандартизации должны своевременно представлять в Росстандарт.
3.12 Порядок разработки стандартов предприятия (СТП), организации (СТО) и технических условий (ТУ)
3.12.1 Технические условия
Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарты создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих национальных и отраслевых стандартах.
Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований национальных стандартов или противоречат им.
ТУ применяют на территории РФ предприятия независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.
В ТУ содержатся технические требования, определяющие показатели качества в соответствии с условиями и режимами эксплуатации продукции, в том числе требования, предусматривающие различные удобства для обслуживания и ремонта изделий, повышения их безопасности.
В состав ТУ входит вводная часть, например, назначение и область распространения, и следующие разделы:
- основные параметры и (или) размеры;
- технические требования;
- требования по безопасности;
- комплектность и правила приемки;
- методы контроля (испытаний, анализа, измерений);
- правила упаковки, маркировки, транспортирования и хранения;
- указания по эксплуатации;
- гарантии изготовителя.
Разработчиком ТУ может быть любое лицо, как правило, предприятие-разработчик или предприятие-изготовитель.
Проект ТУ перед утверждением рассматривается заинтересованными подразделениями (службами) предприятия, после чего полностью подготовленный проект ТУ
согласовывают с потребителями или заказчиками продукции и другими заинтересованными организациями.
При необходимости и по решению предприятия, проект ТУ может пройти экспертизу в соответствующем комитете (ТК) Росстанадарта по договору между изготовителем и национальным органом по стандартизации РФ.
При рассмотрении, согласовании и экспертизе проекта ТУ должна быть проведена проверка, не противоречит ли проект ТУ действующим в стране стандартам и другим ТУ.
Результаты экспертизы, а также согласованные замечания и пожелания потребителей продукции, на которую разрабатываются ТУ, учитываются в окончательной редакции проекта ТУ.
ТУ утверждает предприятие – изготовитель (разработчик ТУ), как правило, без ограничения срока действия.
Ограничение срока действия ТУ, когда это необходимо, устанавливают по согласованию с предприятиями – заказчиками (потребителями).
ТУ дополнительно может быть утверждено министерством (ведомством), к которому относится предприятие – изготовитель.
ТУ согласовывается потребителями соответствующей продукции.
ТУ дополнительно может быть согласовано министерством (ведомством), к которому относится потребитель продукции.
Обозначение ТУ присваивает предприятие – разработчик продукции в соответствии с принятым порядком обозначения ТУ.
Для вновь организуемых предприятий и объединений рекомендуется обозначения ТУ со следующей структурой, состоящей из индекса «ТУ», четырех разрядного кода класса продукции по ОКП (Общероссийского классификатора продукции) и разделенного тире
трехразрядного регистрационного номера, как правило, восьмиразрядного кода предприятия по ОКПО (Общероссийского классификатора предприятий и организаций), являющегося держателем подлинника ТУ, и двух последних цифр года утверждения документа.
Например, ТУ 4521 – 164 – 34267369 – 99, где 4521 – группа продукции по ОКП,
164 – регистрационный номер ТУ, 34267369 – код предприятия по ОКПО, 99 – год утверждения ТУ.
После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регистрации. Если ТУ утверждены только предприятием, то они регистрируются в областных органах по
техническому регулированию и метрологии.
Учетной регистрации не подлежат ТУ на следующую продукцию:
- опытные образцы (опытные партии);
- сувениры и изделия художественных промыслов (кроме изделий из драгоценных
металлов и камней);
- технологические промышленные отходы сырья, материалов и полуфабрикатов;
- составные части изделия, полуфабрикаты, вещества и материалы, не предназначенные к самостоятельной поставке или изготовленные по прямому заказу одного предприятия;
- средства технологического оснащения (СТО), выпускаемые в виде отдельных единиц и мелких партий, эпизодически, по мере возникновения потребностей в них, за исключением средств измерений и средств испытаний;
- продукцию единичного производства.
Сведения о ТУ публикуются в ежемесячных изданиях Росстандарта.
Стандарт предприятия
Стандарты предприятия (СТП) распространяются:
- на нормы, методы, составные части и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии;
- на нормы в области организации и управления производством;
- на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент;
- услуги, оказываемые внутри предприятия;
- процессы организации и управления производством ит.д.
СТП могут также разрабатываться с целью ограничения отраслевых и государственных стандартов и особенностей данного предприятия.
СТП не могут нарушать или снижать качественные показатели и требования, установленные государственными и отраслевыми стандартами.
В качестве СТП допускается применение международных, региональных и национальных стандартов других стран на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов, если их требования удовлетворяют потребностям народного хозяйства и отсутствуют разработанные на их основе государственные и отраслевые стандарты.
Построение, изложение, содержание и оформление стандартов предприятий приводятся в ГОСТ Р 1.5 – 2004.
Стандарты предприятий содержат следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- предисловие;
- содержание;
- введение;
- наименование;
- область применения;
- нормативные ссылки;
- определения;
- обозначения и сокращения;
- требования;
- приложения;
- библиографические данные.
Структурные элементы, за исключением элементов «Титульный лист», «предисловие», «Наименование», «Требования», приводят в зависимости от особенностей объекта стандартизации.
Разработчиком СТП может быть любое лицо, но, как правило это специалисты в области стандартизации, работающие в конструкторском, технологическом, научно-исследовательском, метрологическом, инновационном подразделениях, отделе технического контроля или контроле качества, а также в специализированном отделе (службе) стандартизации.
Тематика, организационно-технические мероприятия и объем работ при разработке
и внедрении СТП предусматриваются планами (программами) их проведения на предприятии, утвержденными руководством предприятия.
Проекты СТП рассылаются разработчиком всем заинтересованным подразделениям предприятия для рассмотрения. Согласованные замечания, предложения и пожелания учитываются разработчиком СТП в окончательной редакции стандарта.
По заявлению предприятия СТП может быть проведена экспертиза в соответствующем техническом комитете (ТК) Росстанадарта по договору между предприятием и национальным органом по стандартизации РФ. Замечания и предложения ТК также учитываются разработчиком СТП в окончательной редакции стандарта.
СТП утверждается руководством предприятия (Главным инженером предприятия, объединения) на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.
После утверждения стандарту присваивается индекс «СТП», цифровой код предприятия, цеха, отдела, объекта стандартизации и две последние цифры года утверждения или пересмотра, например, СТП 0005 – 48 – 553 – 44 – 92.
СТП утверждают, как правило, без ограничения срока действия, и они не распространяются на поставляемую продукцию и государственной регистрации в органах Росстандарта не подлежат.
СТП учитывают в фонде нормативной документации предприятия. Требования и
положения СТП обязательны для персонала данного предприятия.
3.12.3 Стандарты организаций
Разработка стандартов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» для стандартов организаций и с учетом ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации. Общие положения».
Стандарты разрабатываются, утверждаются и применяются в целях максимальногоупорядочения деятельности организации, а также для распространения и использованияупорядоченных знаний, результатов научных исследований и разработок, полученных структурными подразделениями организации.
Стандарты организации не разрабатываются на поставляемую (сдаваемую покупателю) продукцию. Требования к этой продукции при отсутствии национальных стандартов или отраслевых стандартов должны устанавливаться в технических условиях.
Стандарты не должны устанавливать требований по вопросам, которые регулируются законодательством о техническом регулировании либо иными нормативными правовыми актами, а также техническими регламентами, национальными стандартами, сводами правил.
При разработке стандартов необходимо учитывать положения действующих нормативных документов федеральных органов исполнительной власти и организации, требования которых не противоречат действующему законодательству.
Требования стандартов организации, утвержденных в установленном порядке, являются обязательными для структурных подразделений организации и организации в целом.
Стандарты, кроме обязательных положений, также могут содержать рекомендуемыеположения.Рекомендуемые положения устанавливаются на уровне лучших отечественных и мировых достижений. К рекомендуемым положениям относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
В разделе «Область применения» стандарта, содержащего рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих рекомендательный характер.
Разработку стандартов осуществляют структурные подразделения организации, а также сторонние организации, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области (далее – разработчик).
Заказчиком на разработку стандартов выступает руководство организации.
Разработку стандарта осуществляют по следующим стадиям:
1-я стадия – организация разработки стандарта;
2-я стадия – разработка проекта стандарта в первой редакции;
3-я стадия – подготовка проекта стандарта в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;
4-я стадия – рассмотрение, утверждение и регистрация стандарта;
5-я стадия – издание стандарта.