Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 11 страница

Недостатки: большая трудоемкость, связанная с необходимостью привлечения в качестве экспертов многих квалифицированных специалистов, относительная погрешность и малая надежность итоговых результатов.

Преимущество не экспертных методов – это малая трудоемкость, связанная с отсутствием необходимости привлечения в качестве экспертов многих квалифицированных специалистов, относительно малая погрешность и большая надежность итоговых результатов, а недостатки - относительная технологическая сложность и большие затраты времени на разработку методики оценивания качества.

Этап 2. Вся технология квалиметрического анализа в общем случае (т.е. когда отсутствует готовая МОК) состоит из двух частей: разработки МОК и его использования.

Во время работы на этапе 2 закладывается вся последующая стратегия разработки и использования МОК.

Суть этого этапа заключается в том, что ЛРМ, получив от ЛПР задание на разработку МОК, уточняет все связанные с таким заданием неясные вопросы. При этом всю недостающую информацию он получает путем обращения к ЛПР.

Подобное уточнение необходимо главным образом для того, чтобы:

- у ЛРМ была достаточная информация о свойствах, подлежащих включению в дерево свойств (разрабатываемое в ходе выполнения этапа 4);

- у использующих МОК была полная ясность о тех исходных условиях, которые положены в основу МОК и которые определяют границы ее применения.

Вопросы, ответы на которые подлежат уточнению в ходе этапа 2 «Определение ситуации оценивания», разбиты на три группы (позиции а – в), уточняющие особенности этапа:

а) вопросы об особенностях процесса применения (использования, эксплуатации, потребления) объектов оцениваемого вида:

1) необходимость учета всех этапов жизненного цикла объекта;

2) необходимость учета возможности модернизации объекта в будущем;

3) необходимость ориентации срока существования объекта на срок его физического износа, морального износа или оба вида износа одновременно;

4) необходимость учета при оценивании качества различных групп людей, контактирующих с объектом;

5) определение места оцениваемого объекта в типоразмерной классификации;

6) определение природно-климатических факторов окружающей среды, которые могут влиять на качество объекта и в связи с этим должны быть учтены при его оценивании;

7) определение свойств объекта, отражающие его воздействие на окружающую среду и которые должны быть учтены при оценивании его качества.

б) вопросы об особенностях процесса использования значения показателя качества:

1) определение уровня социальной иерархии, который должен учитываться при оценивании качества объекта;

2) определение конкретного показателя качества, с помощью которого необходимо оценивать качество объекта – на основе показателя качества или показателя интегрального качества;

3) определение метода, которым должно проводиться оценивание качества объекта (точного, приближенного или упрощенного);

4) определение необходимости сопоставимости значений показателей качества, в том числе типа показателей качества;

5) определение шкалы (рангов или отношений), в которой должно быть выражено значение показателя качества;

6) определение максимального допустимого времени на оценивание качества одного объекта;

7) определение частоты (однократно или многократно) использования МОК;

8) определение технологии вычисления значения показателя качества (ручная или машинная);

9) определение необходимости применения дифференцированных оценок качества (по элементам, условиям применения и др.);

в) вопросы об особенностях процесса разработки МОК:

1) поиск и возможность использования аналогичной разрабатываемой МОК для оценивания объекта готовой МОК в другой организации;

2) возможность получения ЛРМ некоторых готовых вспомогательных материалов, необходимых для разработки МОК;

3) определение допустимых в конкретной ситуации затрат труда на разработку МОК;

4) определение допустимых в конкретной ситуации затрат времени на разработку МОК.

Этап 3. В отечественной и зарубежной практике оценивание качества более чем в 90 % случаев используют смешанные методы или иногда – чисто экспертные.

При применение экспертного или смешанного методов в разработке (а иногда в использовании) МОК участвует группа специалистов и возникает вопрос: как целесообразно построить их работу? Должны ли все они быть универсальными специалистами (когда каждый из них может выполнять любую работу) или желательно обеспечить их специализацию?

Опыт показывает, что в этой сфере деятельности специализация более предпочтительна, чем универсальность.

В общем случае для разработки (а иногда при использовании) МОК создают три группы специалистов:

- организационная группа(ОГ) создается для руководства разработкой МОК. ОГ возглавляет ЛРМ. Если помощь дополнительных специалистов ЛРМ не нужна, то функции ОГ выполняет само ЛРМ;

- техническая группа (ТГ) создается для технического обеспечения создания МОК, для выполнения машинописных, чертежных, вычислительных работ.

Иногда ее называют рабочей группой. ТГ подчиняется ЛРМ или, по его указанию, другому члену ОГ;

- для упрощенного метода оценивания качества целесообразна численность экспертной группы (ЭГ) от 7 до 10 специалистов, в зависимости от сложности объекта.

Если МОК разрабатывают приближенным или точным методом, то применяют более сложный (но и более точный) способ определения численности ЭГ.

Он основан на двух положениях:

а) чем больше экспертов, тем при прочих равных условиях выше достоверность коллективной экспертной оценки;

б) чем больше априорной (предварительной) информации известно ОГ относительно ЭГ и выносимых ею оценках, тем при прочих равных условиях может быть меньше численность экспертов.

В трудах по теоретической и практической квалиметрии для многих из встречающихся на практике случаев (около 100) приведены формулы, по которым можно рассчитать требуемое число экспертов (с учетом упомянутых позициями а и б положениях).

Каждый специалист в роли эксперта должен обладать следующими свойствами для участия в квалиметрическом анализе:

- компетентностью – всесторонним знанием экспертом оцениваемого объекта и методов оценивания его качества;

- уверенностью – убежденностью эксперта в правильности вынесенной им оценки;

- объективностью – способностью эксперта быть объективным, т.е. при участии в экспертизе не поддаваться ведомственным, начальственным или личным интересам;

- деловитостью – умением быстро выполнять порученную работу;

- заинтересованностью – желанием делать порученную работу.

В настоящее время при проведении квалиметрического анализа технического объекта в основном применяется экспертный метод.

Однако наблюдается тенденция перехода от технологии экспертного метода к технологии экспертных систем, когда квалиметрический анализ технического объекта (например, оценивание качества, выбор лучшего варианта технического объекта и т.д.) осуществляется в автоматизированном режиме на основе использования компьютеров.

Пример квалиметрического анализа приведен в приложении А к настоящему пособию.

Стандартизация

3.1 Общие понятия и структура Государственной системы стандартизации РФ

3.1.1 Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукциии повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Важнейшими результатами стандартизации являются:

- обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- повышения степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению;

- устранению барьеров в торговле и содействие научно – техническому прогрессу и сотрудничеству;

- обеспечение совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, единства измерений, взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

Результатом работы по стандартизации является принятие стандарта.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке и маркировке или этикеткам и правила их нанесения.

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

Документы в области стандартизации, используемые на территории РФ:

- национальные стандарты;

- национальные стандарты, государственные и международные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003г;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико–экономической информации;

- стандарты организаций;

- своды правил;

- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов и сводов

правил иностранных государств, принятые на учет Росстандартом.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

Региональный стандарт -стандарт, принятый региональной организацией по

стандартизации.

Стандарт иностранного государства -стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства.

Свод правил –документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяют на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Для усиления роли стандартизации в научно-техническом прогрессе, повышения

качества продукции и экономичности ее производства разработана Государственная

системастандартизации (ГСС).

В настоящее время проводятся работы по формированию нового комплексанациональных стандартов Российской национальной системы стандартизации (РНСС). В нее входят с изменениями в свете Закона о техническом регулировании основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации:

- ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»;

- ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»;

- ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»;

- ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления, обозначения»;

- ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения».

Организационно – функциональная база стандартизации:

- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которое создано для организации проведения необходимых работ по вопросам стандартизации на федеральном уровне;

- научно – исследовательские организации по стандартизации;

- технические комитеты по стандартизации;

- разработчики стандартов.

В структурном подчинении у Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии состоят следующие основные научно—исследовательские организации по стандартизации:

- Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Всероссийский научно—исследовательский институт классификации, терминологии и информации стандартизации и качества» («ВНИИКИ»),

- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации» («ВНИИСтандарт»),

- ОАО «Всероссийский научно—исследовательский институт сертификации» («ВНИИС»),

- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИ—МАШ»),

- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» («ВНИЦСМВ»).

Также в подчинении у Федерального агентства находятся территориальные органы по метрологии и стандартизации, а также так называемые лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой, службы стандартизации в организациях и по отраслям, службы стандартизации в министерствах, службы стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Росстандарт – национальный орган РФ по стандартизации.

3.2 Составные элементы стандартизации

3.2.1 Составными элементами стандартизации являются: объекты и субъекты стандартизации, нормативные документы по стандартизации (таблица 10), организационно – функциональная база стандартизации.

Объектом (предметом) стандартизации называют то, на что направлена стандартизация, например, продукция, услуги, процессы, организационно- методиче­ские и общетехнические объекты, организация работ по стан­дартизации, и др.

Таблица 10 - Нормативные документы по стандартизации

Наименование документа Определение Обозначение Сфера действия
Государственный стандарт РФ Стандарт, принятый Госстандартом России или Госстроем России ГОСТ Р Российская Федерация
Межгосударственный стандарт (является стандартом регионального типа) Стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации ГОСТ Страны — члены Межгосударственного совета (МГС)
Международный стандарт Стандарт, принятый международной организацией по стандартизации ИСО, МЭК, ИСО/МЭК Страны — члены и члены-корреспонденты ИСО и МЭК
Общероссийский классификатор технико-экономической информации Документ, принятый Госстандартом России или Госстроем России OK Российская Федерация
Стандарт отрасли Стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения ОСТ В одной или нескольких отраслях
Стандарт предприятия Стандарт, принятый предприятием применительно к внутренним продукции, работам и услугам. СТП На данном предприятии
Стандарт научно-технического, инженерного общества Стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением СТО На принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний
Технические условия Документ, разработанный на конкретную продукцию (изделие, материал, вещество) ТУ На конкретное изделие, материал, вещество
Правила Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организационно- технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ ПР Российская Федерация
Рекомендации Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ Р Российская Федерация
Правила по межгосударственной стандартизации См. «Правила» ПМГ Страны — члены МГС
Рекомендации по межгосударственной стандартизации См. «Рекомендации» РМГ Страны — члены МГС  
Регламент Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти   Сфера действия регламента

Субъектами стандартизацииявляются: Центральный орган исполнительный власти в сфере стандартизации, совет по стандартизации, технические комитеты по стандартизации либо другие субъекты, занимающиеся стандартизацией.

Стандартизация может осуществляться на региональном, национальном или международном уровнях.

Если в роли субъекта стандартизации может выступать соответствующий орган любой страны, то стандартизация является международной.

Если субъектом стандартизации являются соответствующие органы государств одного географического, экономического либо политического региона мира, то это региональная стандартизация.

Стандартизация является национальной, если она осуществляется в рамках одного государства соответствующими органами.

3.2.2 Организационно – функциональная база стандартизации:

- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);

- научно – исследовательские организации по стандартизации;

- технические комитеты по стандартизации;

- разработчики стандартов.

3.3 Стандартизация и приоритет потребителя

3.3.1 Учитывание интересов потребителей в области стандартизации создаетуверенность в том, что товары и услуги, разрабатываемые в соответствии с требованиями стандартов, гарантирует, что они адаптированы к потребностям конечного потребителя.

Стандарты поддерживают развитие и торговлю товарами и услугами, которые наилучшимобразом отвечают ожиданиям потребителей и защищают в отношении безопасности, здоровья, экологичности и других свойств.

Представители потребителей участвуют в разработке стандартов и способствуют определению требований к продукции, удовлетворяющих потребности потребителей.

Когда конечный продукт отвечает требованиям потребителя, это создает беспроигрышнуюситуацию - как для потребителя, так и для производителя или поставщика услуг.

Почему для стандартизации важно участие потребителей

Стандартизация стремится обеспечить, чтобы ее стандарты соответствовали рынку и удовлетворялипотребности конечного пользователя, зачастую потребителя, который

находится под влиянием все более глобального предложения товаров и услуг.

Является или нет потребитель прямым пользователем, он часто подвергается все более широкимипоследствиями производства и торговли товарами и услугами, таким, как этические практики организации производства, воздействие на окружающую среду, последствия технологических изменений и систем для предоставления потребительской информации, для удовлетворения жалоб.

Если продуктом является какой-либо компонент или часть промышленного оборудования или услуги, стандарт может определить необходимые требования безопасности и эксплуатационные характеристики. Конечный пользователем в этом случае будет производитель или специалист по обслуживанию.

В других случаях конечным пользователем является представитель общества: конечный потребитель. Потребительские товары и услуги находятся под влиянием стандартов в диапазоне от велосипедов, детских колясок, банковских карт до таких новейших областей регулирования, как безопасность продукта, платежные сетевые ресурсы, отзывы продукции с рынка, международная торговля товарами, бывшими в употреблении.

Как результат, потребительские вопросы находятся в центре стратегического

планирования стандартизации.

Каким образом стандартизация учитывает интересы потребителей

Стандартизация организует и поддерживает учитывание мнения потребителей на двух уровнях:

- при разработке стандартов - путем участия в этом процессе членов от организаций

основных потребителей продукции и услуг в технических комитетах (ТК);

- на политическом уровне – участие в международной организации по стандартизации ИСО (Россию представляет в ИСО Росстандарт).

Одна из основных задач ИСО заключается в увеличении участия потребителей в

разработке стандартов и политическая работа на всех уровнях, особенно это касается развивающихся стран.

Какую пользу получает стандартизация от участия потребителей

Когда представители потребителей участвуют в разработке стандартов, они могут

вносить ценные идеи при разработке стандартов. Например, представить данные по вопросам безопасности и проследить, чтобы они должным образом учтены, разъяснять, как товары и услуги, могут фактически использоваться (в том числе, неправильно) на практике и дать совет по вопросам коммуникации.

Приоритетными основными направлениями являются:

- вопросы, связанные с безопасностью и использованием бытовой техники;

- услуги (общие руководства, туризм, финансовые услуги, водоснабжение и удаление сточных вод);

- вопросы пожарной безопасности;

- товары, бывшие в употреблении;

- люди пожилого возраста и инвалиды;

- вопросы охраны окружающей среды (экологический менеджмент, использования энергии, изменение климата);

- глобальный вопросы рынка (кодексы поведения, рассмотрения жалоб, системы решения споров, неприкосновенность частной жизни, отзыв товара в электронной коммерции и сети платежных услуг);

- детские сопутствующие товары и безопасность игрушек;

- медицинская информация;

- социальная безопасность;

- продовольственная безопасность;

- социальная ответственность.

Перспективы на будущее: потребители и социальные интересы

С наступлением эры Интернета, других достижений информационных технологий и глобализации, доступ к информации становится все более открытым. Также требуется всебольшая прозрачность и участие в структурах, которые определяют экономическую и политическую ситуацию сегодня.

Благодаря, в частности, участию потребителей, программа стандартизации выходит за пределытрадиционных стандартов на продукцию, чтобы охватить социальные проблемы, такие, как окружающая среда, социальная ответственность и стандартизация услуг.

Стандартизация ценит участие всех заинтересованных сторон. Обеспечивая важную обратную связь и "проверку реальностью" для таких характеристик, как безопасность, экология, надежность, эффективность, совместимость, обслуживание клиентов, прозрачность информации, и целесообразность расходов, потребители играют важную роль в создании глобального значения стандартизации и рыночной гибкости.

3.4 Стандартизация и маркетинговые исследования

Объектами маркетингового исследования обычно являются: товар, потребитель, емкость рынка, спрос, условия конкуренции, методы сбыта и сегментация рынка.

Изучение товара, прежде всего, нужно для того, чтобы убедиться, что на данном рынке подобные товары пользуются спросом.

Очень важно определить емкость рынка (объем реализуемых на нем товаров за год), чтобы знать, какое количество товара можно на этом рынке продать, а значит установить оптимальный объем его выпуска на основании прогноза емкости.

Если изучение этих факторов говорит о целесообразности работы на данном рынке,

то следующим шагом является установление показателей качества товара, что имеет уже непосредственное отношение к управлению качеством и стандартизации.

Стандартизация в маркетинговых исследованиях обычно является прерогативой

деятельности фирм, предприятий или их объединений (групп), так как стандарты предприятий (фирм) не противоречат тем требованиям к товарам, которые в законодательном порядке считаются обязательными (безопасность, экологичность и т.п.).

Процедура стандартизации может предшествовать выведению товара на рынок

или же решение о стандартизации товара принимается непосредственно в процессе

деятельности фирмы на рынке.

Во многом это зависит и от того, какую маркетинговую стратегию намерена использовать фирма, и от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар, от самого товара, от степени однородности потребностей потенциальных потребителей

целевого рынка и других факторов.

В этой связи решение о целесообразности разработки стандарта будет менее рискованным, если учитывается информация о рынке, полученная в результате комплексного исследования.

Практика зарубежных фирм показывает, что нередко даже продукция самого высокого технического уровня и качества оказывается неконкурентоспособной.

Многие западные фирмы считают, что оформление идеи создания новой продукции

должно возникать не в конструкторском бюро или научном учреждении, а в отделе маркетинга, который разрабатывает предложения как к требованиям по качеству, так и к методам реализации товара.

Например, специалисты ФРГ, крупнейшего в мире экспортера машиностроительной

продукции, считают, что не теоретические научные изыскания, а сфера реализации (рынок) должнаприниматься за основу инновационной деятельности фирм.

Они утверждают, что путь наращивания капиталовложений на научные изыскания и

последующая их коммерциализация требуют значительно больших средстви связаны с большимриском, поэтому целесообразно обращаться в конструкторские бюро и научные центры лишь при возникновении проблем, вызванных рыночными изменениями.

Такая идея далеко не бесспорна и не для всех видов продукции применима, т.к. нельзя забывать о прогрессивной роли науки и фундаментальных исследований.

Например, импульс бурному развитию микроэлектроники был дан не рынком, а

фундаментальными научными достижениями. Но все же во многом такому «прагматизму»

обязаны своим успехом на мировых товарных рынках многие зарубежные фирмы.

Если соотносить стандартизацию с жизненным циклом товара, то ее роль и функции различаютсяна разных стадиях.

Наши рекомендации