Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница

выпускаемой продукции, в целях определения соответствия обязательным требованиям

государственным стандартам РФ при выполнении работ по обязательной сертификации

продукции и услуг, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ.

1.21 Поверка и калибровка средств измерений

1.21.1 Поверка СИ – совокупность операций, выполняемых органами ГМС или другими уполномоченными на то органами и организациями с целью определения и подтверждения соответствия СИ установленным техническим требованиям.

В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений» СИ, подлежащие

ГМН, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускаются продажа и выдача на прокат только поверенных СИ.

Поверке подвергаются только те СИ, которые входят в сферу влияния ГМК и Н.

Поверку СИ осуществляют органы ГМС, ГНМЦ, а также аккредитованные метрологические службы юридических лиц.

Поверка проводится физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя.

Результат поверки – подтверждение пригодности СИ или признание СИ непригодным к применению.

Если СИ по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него и (или) техническую документацию наносится оттискповерительного клейма и (или)

выдается «Свидетельство о поверке».

Если по результатам поверки СИ признано непригодным к применению, оттиск

поверительного клейма и (или) «Свидетельство о поверке» аннулируется и выписывается

«Извещение о непригодности» или делается соответствующая запись в технической

документации.

В России применяются следующие виды поверок СИ: первичная, периодическая, внеочередная, инспекционная и экспертная.

1.21.2 Калибровка СИ– это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению СИ, не подлежащих ГМК и Н.

Под пригодностью СИ подразумевается соответствие его метрологических характеристик ранее установленным техническим требованиям, которые могут содержаться в нормативном документе или определяться Заказчиком.

Вывод о пригодности устанавливает калибровочная лаборатория. Калибровка

заменила ранее существовавшую в нашей стране ведомственную поверку и метрологическую аттестацию СИ.

В отличие от поверки, которую осуществляют органы ГМС, калибровка может проводиться любой метрологической службой (или физическим лицом) при наличии

надлежащих условий для квалифицированного выполнения этой работы.

Калибровка – добровольнаяоперация и ее может выполнить также и метрологическая служба самого предприятия. Это еще одно отличие от поверки, которая обязательна и подвергается контролю со стороны органов ГМС.

Однако добровольный характер калибровки не освобождает метрологическую службу предприятия от необходимости соблюдать определенные требования.

Главное из них – прослеживаемость,т. е. обязательная «привязка» рабочего СИ к национальному (государственному) эталону.

МС юридических лиц могут быть аккредитованы в РСК.

Российская система калибровки (РСК) базируется на таких принципах, как добровольность вступления, обязательная передача размеров единиц от государственных эталонов рабочим СИ, самоокупаемость.

Членами Совета РСК могут быть руководители аккредитирующих органов, руководители аккредитованных метрологических служб, представители отраслевых союзов, предприятий, НИИ, а также других заинтересованных в РСК обществ и объединений.

Вся деятельность субъектов РСК осуществляется на договорной основе.

1.22 Государственный метрологический надзор и контроль

1.22.1Государственный метрологический надзор (ГМН) – деятельность, осуществляемая органами ГМС по надзору за выпуском, состоянием и применением СИ (включая рабочие эталоны), за аттестованными методиками измерений, соблюдений метрологических правил и норм, за количеством товаров при продаже, а также за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже (рисунок 9).

Государственный метрологический контроль (ГМК) – деятельность, осуществляемая органами ГМС по утверждению типа СИ, поверке СИ (включая рабочие эталоны), по лицензированию работы юридических и физических лиц по изготовлению,

ремонту, продаже и прокату СИ.

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМК и Н) осуществляет свою деятельность только в сферах, установленных законом.

Поэтому разрабатываемые, производимые, поступающие по импорту и находящиеся в эксплуатации СИ делятся на две группы:

- предназначенные для применения и применяемые в сферах распространения

ГМК и Н. Эти СИ признаются годными для применения после их испытаний и утверждения типа и последующих первичной и периодической поверок;

- не предназначенные для применения и не применяемые в сферахраспространения ГМК и Н. За этими СИ надзор со стороны государства (Росстандарта) не проводится. Юридические и физические лица – владельцы такого рода СИ сами должны устанавливать систему поддержания их в работоспособном состоянии, в том числе в рамках российской системы калибровки и добровольной сертификации СИ.

Государственный инспектор по обеспечению единства измерений (государственный инспектор) – должностное лицо Росстандарта, осуществляющее функции государственного метрологического контроля и надзора на соответствующей территории.

Государственные инспекторы, осуществляющие поверку СИ, проходят аттестацию в качестве поверителей.

1.22.2 Тип СИ – совокупность СИ одного и того же назначения, основанных на одном и том же принципе действия, имеющих одинаковую конструкцию и изготовленных по одной и той же документации и технологии.

Утверждение типа – правовой акт ГМС, заключающийся в признании типа СИ

пригодным для серийного выпуска в стране. Утверждение типа СИ проводится в целях

обеспечения единства измерений в стране, постановки на производство и выпуск в обращение СИ, соответствующих требованиям, установленным в нормативных документах.

Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница - student2.ru

Рисунок 9 - Государственный метрологический контроль и надзор

При испытаниях СИ для целей утверждения типа проверяют соответствие технической документации и технических характеристик СИ требованиям ТЗ, проекта ТУ и

распространяющихся на них нормативных и эксплуатационных документов, а так же

обеспеченность СИ методиками и средствами поверки.

В соответствии с международными соглашениями России Росстандарт может принять решение о признании результатов испытаний и утверждения типа, проведенных в зарубежной стране. Это обязательное условие для внесения типа импортируемого СИ в Государственный реестр и его применения в России.

Квалиметрия

2.1 Понятие и история возникновения квалиметрии

2. 1.1 Понятие и содержание квалиметрии

Квалиметрия (от лат. gualis – какой, gualitas – качество, греч. metro - мера) - отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества.

Квалиметрия входит в состав квалитологии - науки о качестве, которая включает в себя также метрологию и теорию управления качеством.

Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теорий.

Общая квалиметрия рассматривает общетеоретические проблемы:

- систему понятий (терминология);

- теорию оценивания (законы и методы);

- аксиоматику квалиметрии (аксиомы и правила);

- теорию квалиметрического шкалирования (в т. ч. ранжирование, весомость).

Специальные квалиметрии рассматривают модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок:

- экспертная квалиметрия;

- квалиметрическая таксономия. Таксономия (от греч. taxis - расположение, строй, порядок; homos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих обычно иерархическое строение;

- вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики);

- индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества).

Предметные квалиметрии – по предмету (объекту) оценивания:

- квалиметрия продукции и техники;

- квалиметрия труда и деятельности;

- квалиметрия решений и проектов;

- квалиметрия процессов;

- субъектная квалиметрия;

- квалиметрия спроса;

- квалиметрия информации.

2.1.2 История развития квалиметрии. Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение.

Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к XV веку до н. э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции.

Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, т.е. способ «коллективной мудрости».

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качество по совокупности всех основных потребительских свойств.

В связи с этим в Европе и США в конце XIX - начале XX вв. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.

Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А.М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей.

Сведение этих коэффициентов в единую систему (карту) позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.

В 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество.

В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

Квалиметриякак самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х гг. XX века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научно обоснованного управления качеством производимой продукции.

В первой половине прошлого века в экономически развитых странах Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качеств использовались и в СССР.

Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой

основе принимать адекватные управленческие, инженерно-технологические и иные решения в отношении качества продукции.

Кроме того, решения различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эргономичности, экологичности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объединенных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудований, приборов и т. д.

С другой стороны, требовались методики количественных оценок качества различных (однородных и неоднородных) объектов. Все это привело к тому, что тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г.Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок качеств разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».

Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. Уже в январском номере следующего 1968 г. журнала «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как самостоятельная наука.

В рамках этой науки изучается проблематика измерений качества и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы:

- материальных и нематериальных (социальных, идеальных, духовных, эмоциональных и т. п.), одушевленных и неодушевленных;

- предметов и процессов;

- продуктов труда и продуктов природы и т. д.

В 1971 г. в нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции».

В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали наши авторы.

В 1972 г. в Таллинне была проведена первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии.

В 1979 г. Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции». Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины

и определения».

ЕОКК на своих международных конференциях с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

Итак, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знание которой необходимо практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.

Сравнительно недавно произошло разделение квалиметрии на две отдельные ветви, самостоятельные научные дисциплины, прикладную и теоретическую квалиметрию.

Прикладная квалиметрия посвящена разработке прикладных методик оценивания качества применительно к новым, ранее не оценивавшимся видам объектов (предметов, явлений и процессов).

В связи с этим появились такие разделы прикладной квалиметрии, как географическая квалиметрия, квалиметрия машин-автоматов, строительная квалиметрия, педагогическая квалиметрии, геодезическая квалиметрия, квалиметрия тканей и т. д.

Теоретическая квалиметрия исследует общие вопросы методологии и проблематику количественного оценивания качества не конкретных объектов (предметов, явлений или процессов), а абстрактного математического понятия «объект».

И именно появление теоретической квалиметриистало решающим аргументом в пользу становления квалиметрии как самостоятельной научной области.

2.1.3 Квалиметрия - научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы:

- одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов;

- продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер.

Объектом приложения методов квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическому анализу.

Квалиметрия - область практической и научной деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественной оценки качества.

Квалиметрия обычно подразделяется на теоретическую, изучающую проблемы оценки качества в общем плане, и прикладную, рассматривающую вопросы измерения качества применительно к конкретным объектам.

Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий.

Конечной целью квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Кроме того, подобные методики позволяют решить и другие задачи квалиметрического анализа.

С точки зрения точности и надежности получаемых оценок качества используемые в квалиметрии методы подразделяются на:

- точные, которые являются хотя и самыми трудоемкими, но обеспечивающими максимально достижимую на момент разработки точность и надежность;

- приближенные и упрощенные (не требующие существенных затрат, но менее точные и надежные).

В квалиметрии разработано несколько подходов к количественному оцениванию качества. Наиболее употребительный из них базируется принципах, перечисленных позициями а – ж:

а) качество представляет собой совокупность только тех свойств объекта, которые связаны с достигаемым при его помощи результатом (но не с понесенными при этом затратами) и которые проявляются в процессе потребления (эксплуатации, использования) объекта в соответствии с его назначением;

б) некоторые сложные и любые простые свойства могут быть измерены с помощью абсолютного показателя свойства Qi,

где i = 1,..., n - свойство оцениваемого объекта;

n - количество свойств оцениваемого объекта.

Полученные в результате этого значения показателя Q выражаются в специфических для каждого свойства единицах.

Для измерений могут использоваться метрологические, экспертные, аналитические методы;

в) все свойства, формирующие качество, образуют иерархическую структуру в виде дерева cвойств.

Низший ярус этого дерева (корень дерева) представляет самое сложное свойство - качество объекта, а ветви высшего яруса представляют простые и квазипростые свойства.

Например, фрагмент дерева качества мужских наручных часов (рисунок 10).

Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница - student2.ru

Рисунок 10 - Пример фрагмента дерева качества (структурная схема показателей качества мужских наручных часов)

г) для сопоставления различных свойств, измеряемых в разных по размаху и размерности шкалах, используется относительный безразмерный показатель Ki, отражающий степень приближения абсолютного показателя свойства Qi, к эталонному Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница - student2.ru и браковочному Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница - student2.ru показателям, характеризующим самый высокий и самый низкий уровни общественных потребностей.

Относительный показатель описывается зависимостью

Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница - student2.ru

которая в случае применения упрощенного метода квалиметрии может быть представлена нормирующей функцией

Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница - student2.ru

д) для сопоставления по относительной важности всех свойств, входящих в "дерево свойств", используются безразмерные коэффициенты весомости Gi.

Для удобства обычно принимается

Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница - student2.ru

Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница - student2.ru

Значения коэффициентов весомости определяются с привлечением разновидностей экспертного и неэкспертного (аналитического) методов;

е) количественная оценка качества выражается с помощью показателя

Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница - student2.ru

Функция φ может выражаться различными полиномами, средними и т.д.

При применении упрощенного метода квалиметрии эта функция очень часто может быть выражена формулой

Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 6 страница - student2.ru

ж) если кроме качества объекта необходимо учитывать затраты на его производство и потребление (использование, эксплуатацию) - так называемые совокупные затраты (частным случаем которых являются используемые в теории экономической эффективности приведенные затраты), то вместо показателя качества К используется показатель интегрального качества, определение значений которого основывается на тех же принципах.

Одной из главных проблем Кк, которая обычно решается эмпирически, является разработка алгоритма преобразования параметров объекта в показатели его качества и, в

частности, целенаправленный поиск той минимальной совокупности свойств (показателей), которые образуют качество объекта.

Проблема выбора состоит в выявлении определенных групп показателей, которые удовлетворяли бы требованиям их необходимости, достаточности и независимости.

Для решения этой проблемы может быть использован анализ, основанный на рассмотрении качества как системы.

При этом различают внешние потребительские качества (свойства), по которым судят о пригодности продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением, и внутренние потребительские качества - физические, обусловливающие внешние качества и характеризующие объект (создаваемый и эксплуатируемый) как обладающий структурой взаимосвязанных физических свойств составляющих его элементов.

Оценка качества часто проводится с целью решения задачи оптимизации качества объекта, т.е. достижения наилучшего соотношения между получаемым от использования объекта полезным эффектом и определения степени соответствия объекта оценки заданному эталону.

Оптимизация оценки качества обычно является многокритериальной задачей.

2.2 Формирование показателей качества. Основные показатели качества продукции. Требования к показателям качества

2.2.1 Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности в соответствии с его назначением.

Качество – сложный многомерный объект. В соответствии с методами познания, он может быть представлен грубой моделью, учитывающей одно или несколько свойств для каждой компоненты качества. В дальнейшем модель может совершенствоваться, включая новые свойства.

Возможен и другой путь: от сложной к более простой модели качества, когда качество двух объектов нужно сравнить только по одному свойству.

Меры качества в отличие от физических величин принято называть показателями качества.

Каждый показатель качества, являясь количественной характеристикой (мерой) одного из свойств модели качества объекта, должен отражать способность (свойство) этого объекта удовлетворять общественные потребности (интересы, ценности) в конкретных условиях.

Таким образом, при формировании любого показателя качества необходимо учитывать следующие компоненты качества:

- общественную и личную потребность (ОП);

- конкретные условия (КУ);

- объект (О);

- степень удовлетворения потребности (СУП).

Показатель качества должен отвечать на вопрос: в какой степени рассматриваемый объект обладает свойством (способностью) удовлетворять общественную потребность (интерес, ценность)?

Таким образом структура потребностей преобразуется в структуру показателей качества.

2.2.2 Формулировка требований к качеству. Требования к качеству продукции в нормативной или технической документации могут задаваться в виде допустимых значений показателя качества или его точного значения.

Допустимые значения задаются в виде односторонних или двусторонних пределов.

Односторонний предел снизу применяется для характеристики позитивных показателей, т. е. показателей, увеличение численного значения которых означает улучшение качества (время разгона с места до 100 км/ч автомобиля; энергия аккумуляторной батареи; производительность станка).

Односторонний предел сверху применяется для характеристики негативных показателей, увеличение численного значения которых означает ухудшение качества (расход горючего на 100 км пробега автомобиля; допустимые потери продукта).

Двусторонний предел применяется для характеристики таких показателей, которые определяют область использования продукции, и выход как за нижний, так и за верхний пределы означает ухудшение качества (скорость передвижения с номинальным грузом – плюс 20 %, минус 10 %, электропитание от сети переменного тока частотой 50 + 1 Гц и напряжением 220 ± 22 В, допустимая температура окружающей среды 20 ± 2 °С).

Точные значения применяются для характеристики показателей, разброс которых незначителен и им можно пренебречь (колея колес, длина, ширина, высота автомобиля, объем камеры холодильника, морозильника).

Кроме показателей качества, т. е. численных характеристик свойств качества продукции, применяются требования, сформулированные словами. Примеры таких требований: «приводы машины должны обеспечивать бесступенчатое регулирование произво-

дительности»; «система смазки должна исключать возможность попадания смазочных материалов в пищевые продукты или контакта с ними».

2.2.3 Характеристики показателей качества. Для показателей качества, как и для физических величин, можно ввести качественные и количественные характеристики. Формализованным отражением качественного различия показателей является их размерность.

На показатели качества в полной мере распространяются все положения теории размерностей физических величин. Если показатели качества могут быть представлены в виде функциональной зависимости от основных и производных физических величин, то их размерность можно выразить так же, как и размерность производной физической величины – в виде степенного одночлена:

2.2.4 Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции.

Крупными предприятиями, корпорациями, ассоциациями предприятий, объединениями предприятий и т. д. разрабатываются нормативно-технические документы по выбору номенклатуры показателей качества конкретных видов промышленной продукции.

Наши рекомендации