Тема 7. Роль логической культуры в профессиональной деятельности.

План изучения логики.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих культурных компетенций:

· Знания законов развития природы, общества и мышления, умение оперировать знаниями профессиональной деятельности.

· Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщение и анализ информации, постановка целей и выбора путей её достижения.

· Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

· Умение использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности.

· Способность осуществлять деловое общение:

1) Публичное выступление

2) Переговоры

3) Совещания

4) Деловую переписку

Виды логики: Классическая, дедуктивная, формальная и математическая логика

Лейбниц утверждает математическую логику как особый вид.

Основателями диалектической логики были: И. Кант, Ф. Шеллинг, (особенно) Гегель, Марксизм.

Формы мышления – определение структур символов, знаков, которая содержит данное знание.

· Понятия

· Суждения

· Умозаключения.

· Закон

· Аналогий

· Гипотезе

· Аксиома

· Теорема

ПОНЯТИЯ

Понятия - Стили мышления:

  • причинно-следственный (детерминистский, представители этого типа мыслят цепочками строго вытекающих друг из друга причин и следствий),
  • диалектико-алгоритмический (представители которого разделяют поток мысли на несколько конкурирующих направлений),
  • фрактально-голографический (его представители реконструируют проблему, совмещая несколько её чётких срезов),
  • вихревой (его представители склонны к хаотическому мышлению, быстро перескакивая с одного витка мысли на другой, отсекая не оправдавшиеся варианты).

СУЖДЕНИЕ

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.

Состав простого суждения

  • Субъект суждения — это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).
  • Предикат суждения — мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).
  • Логическая связка — мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).
  • Квантор — указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия, выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.

ЗАКОН

· Контрарность

· Конъюнкция = Тождество

· Дизъюнкция (простая (одно из двух (A или B))строго категорическая (только A или только B))

· Закон не противоречия

· Закон тождества

· Закон достаточного основания

· Закон исключенного третьего

· Закон достаточного основания

Дисциплинарные компетенции.

1) Способность к анализу основных форм мыслительного процесса: понятия, суждения, умозаключения, гипотеза и др., а также умение осуществлять операции с ними.

2) Абстрактное мышление. Их значения и роли в процессе познания объективного мира .

3) Стремление и умение использовать методы получения нового выводного знания.

Индукция, аналогия, дедукция и др.

Знания основ теории аргументации и способность применять её принципы и методы в процессах диалога, дискуссий и полемиках.

План.

Тема 1. Предмет формальной логики и её основные законы.

Тема 2. Понятия и формы мышления.

Тема 3. Суждение, как форма мышления.

Тема 4. Умозаключение, как форма суждения.

Тема 5. Логические формы развития знания.

Тема 6. Логические основы развития аргументации.

Тема 7. Роль логической культуры в профессиональной деятельности.

Тип 1.

Тип 2. Всеобщие факторы противоречия. Все «S» есть «P», и некоторые «S» не есть «P».

Тип 3. Ни одно «S» не есть «P», ему должно быть контрарным. Все «S» есть «P».

Тип 4. Ни одно «S» не есть «P», и его противоположность - некоторые «S» есть «P».

Логическая истина та, которая содержит знания и соответствует всем законам и методам логики.

Истина действительности.

Сумбурные, путаные суждения или рассуждения искусственны, а не естественны.

Для создания правильного суждения следует выполнить основные условия законов противоречия.

Все мужчины умники. Ни один мужчина не имеет крыльев. Эти 2 предложения не имеют противоречия.

Логическое противоречие отсутствует между суждениями, если речь идет о разных предметах.

Одно и тоже не может противоречить самому себе.

Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия. Ибо относительно чего-то одно необходимо либо утвердить, либо отрицать.

В двухзначной логике этот закон:

Из двух противоречий одно является истинным, а одно ложным. Третьего не дано!

Трехзначная логика :

Значения могут быть: истина, ложь, неопределенность.

Понятия, как логическая, мыслительная форма содержания знания об определенных признаках, свойствах какой-то совокупности предметов, одноименных явлений отношений.

Значения понятия определяются содержанием, которое всегда состоит в обратной пропорции с объемом, то есть чем меньше объем, тем больше содержание.

Например. Число – в него входят любые числовые значения.

Натуральный числовой ряд – какая-то маленькая часть от громадного разнообразия

числе.

Признаки – определенное свойство, которому присуще (то есть наличествует) данному предмету данного вида, рода, класса.

Признаки бывают простыми и сложными.

Простые признаки – Числа натурального ряда (1,2,3,…,9)

Сложные признаки – Числа в целом.

1 раз – случайность.

2 раз – Требует размышления.

3 раз – закономерность.

Простые понятия – это те признаки, которые были сказаны, записаны словом или словосочетанием и в него не входит ничего лишнего.

Все остальные признаки – сложные.

Инженер владеет знаниями математики и физики. Это предложение имеет 2 значительных значения.

«и др.» - сложный тип, так как несет элемент неопределенности.

Знаки инверсии: не-, -.

Каждое понятие имеет атрибутивный признак.

Атрибут – существенное свойство, без которого предмет или что-либо другое теряет свои качества.

Атрибут бывает простым и сложным.

Образовательные понятия прежде всего это объемный процесс формирования бытия и развития наук.

*Выделение сложных свойств:

Дерево:

· Ствол

· Клеточность

· Растительность

· Корни

· Крона

· Структура обмена веществ

*Анализ (логическое разделение).

Из этого условия видно, что х нельзя разделить, а y - можно.

Сущность абстрагирования снятия качества

Обобщение.

Инженер – синтез

Синтез– приведение всех существующих атрибутивных признаков в единое целое.

Содержание понятия– взаимосвязь мысленная, теоретическая, логическая, среди которых производится обобщение (синтез) и выделение данного понятия из ему подобных других.

Содержание понятия и слово – нетождественные, противоположны, несовпадающие.

Объем понятий - совокупность, то есть определенное множество признаков, свойств, которые составляют данное понятие, то есть без которых данное понятие не будет существовать. Это некоторое количество, содержащее некоторые признаки.

Признаки юноши:

· Пол – мужской

· Возраст – с 16 до 25 (юношеский возраст)

· Род человеческий

3 важнейших признака. Фактическое содержание понятия юноши.

Пример:

Юноша – муж = количество имеет меньше, а содержание больше (функций больше).

Логическое содержание.

Это те признаки, которые включены в результат следствия, определения данного понятия.

Пустое понятие, содержание.

Например.

Студент не учащийся. – Фактическое содержание, но в итоге это пустое понятие.

Твердая жидкость . Горячий снег. – это пустые признаки воды, так как не имеют место быть в реальности.

То, что существует – бытие, а то, что не существует – небытие.

Отношение понятий.

1. Единичное содержание, объем - имеет единственный признак предмета.

2. Общее понятие – Просто «я студент Максим».

3. Регистрирующие/не регистрирующие. Студент МГУПИ (Регистрирующее). Регистрирующие понятия можно зафиксировать или они уже регистрированы. Не регистрирующие понятия еще не зарегистрированы или не могут быть зарегистрированными. Например – Народы России – верующие. Дизъюн

4. Итог – Не все верующие и их количество не известно.

5. Понятия с нулевым объемом.

Отношение понятий – это логические действия, то есть мысленные, теоретические, которые основаны на выяснении наличия общих признаков, свойств, используемых, анализируемых нами понятий.

Как предметы объективного мира, так и понятия находятся в определенном отношении.

Равенство тождества – когда несколько и более понятий равны.

1. 2 тождественных понятия, два равнозначных – понятие равенства и понятия тождества.

2. Некоторое равенство тождественно = они не равнозначны, так как есть слово «некоторые» -> не все, значит это отношение соподчинения.

3. «Лед» - холодный/горячий = противоположные явления и противоположные признаки, то есть мы имеем лед холодный как горячий. Значит это отрицание, несовместимые понятия, признаки противоположности.

4. Жидкость, кристалл = понятие между ними, если логически думать, то лед – жидкость? Нет!

Жидкость и кристалл – признаки состояния воды. Второй признак – атомарный состав (холодное становится горячим). Один и тот же элемент может быть и не быть.

90х60х90 = отрицательный образ для человечества.

Вода (H2O) может иметь состояния:

· Жидкость

· Кристалл

· Парообразное

· Плазма

Наши рекомендации