Роль эмоции в профессиональной деятельности


Эмоции в профессиональной деятельности играют немаловажную роль. Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время англий­скими исследователями. Они проследили смертность от коронарной болез­ни сердца у представителей тринадцати профессиональных групп. Выясни­лись довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяй­ственные рабочие, а судьи и адвокаты — в 5 с лишним раз. В других иссле­дованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов.

На первый взгляд между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Вместе с тем общность обнаружить нетрудно: она состо­ит в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает

роль эмоции в профессиональной деятельности - student2.ru

жизнь людям этих профессий (Рогов Е. И., 1999).

Факторы развитии

Труд, основа человеческого существо­вания, становится важнейшим источником человеческих чувств. Важнейшие эмоции, которые играют в жизни обычно очень боль­шую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настро­ении человека, связаны с ходом его трудо­вой деятельности, ее успехом или неуспе­хом, удачами или неудачами.

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 495

Коэффициентыкорреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе высокоуспешных учителей

Показатели Депрессив- Раздражи- Застенчи- Эмоцион. Стрессо-
  ность тельность вость лабильн. устойчивость
Знание предмета -0,36 -0,17 -0,22 -0,24 -0,23
Знание психологии          
учащихся -0,13 -0,41 0,15 -0,12 -0,18
Знание методики -0,30 -0,09 -0.14 -0,27 -0,01
Коммуникативные умения -0,46 -0,16 -0,26 -0,43 -0,02
Организаторские умения -0,21 -0,39 -0,03 -0,24 -0,18
Самоорганизаторские умения -0,34 -0,54 -0,24 -0,34 -0,15
Уровень мастерства -0,32 -0,24 -0,21 -0,26 -0,15

Коэффициенты корреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе низкоуспешных учителей



Показатели Депрессив- Раздражи- Застенчи- Эмоцион. Стрессо-
  ность тельность вость лабильн. устойчивость
Знание предмета -0,17 -0,30 -0,04 -0,05 -0,07
Знание психологии -0,07 -0,48 -0,09 -0,09 -0,06
учащихся          
Знание методики 0,18 0,39 0,17 0,15 0,22
Коммуникативные -0,05 0,38 -0,14 0,06 0,29
умения          
Организаторские -0,01 0,40 -0,15 -0,09 0,11
умения          
Самоорганизаторские -0,26 -0,06 -0,05 -0,21 -0,27
умения          
Уровень мастерства -0,30 -0,13 -0,16 -0,29 -0,26

Источник: Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога: Монография. Ижевск, 1997.

Различные направления общественно-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные направления и стороны его эмо­циональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются.

Развитие общественных межчеловеческих отношений порождает мо­ральные чувства. С выделением из практической деятельности человека теоретической деятельности происходит зарождение интеллектуальных чувств — любознательности, любви к истине, которая, приходя в столкно­вение с господствующими взглядами, приводила людей науки на костры инквизиции.

Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, в которых устанавливается новое отношение человека к миру.

496 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

Моральные чувства — переживания, связанные с морально-нравственной оценкой окружающей действительности, самого себя, системы межличностных отношений. Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п.

В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с по­мощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека по­нимать других влияет целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре.

Целый ряд профессий требует от человека умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности — неотъемлемая часть успеш­ности во многих профессиях.

Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место (например, врачей, психотерапевтов, руководи­телей, учителей, тренеров, следователей, дипломатов, социальных работни­ков, менеджеров и т. д.).

Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных прояв­лений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусст­ву (актерам, художникам, писателям).

Наши рекомендации