Тема: Основы культуры профессиональной деятельности юриста.

Понятие и содержание культуры профессиональной деятельности юриста. Основы культуры производства по уголовным, гражданским делам, и делам об административных правонарушениях. Соблюдение культуры оформления процессуальных документов. Логичность и грамотность изложения содержания. Стиль и язык изложения.

Судебный этикет как составная культура профессиональной деятельности юриста.

5.2. Планы семинарских и практических (24 часа).

Семинар № 1. Мораль, право, этика: понятие, содержание, соотношение. Основные категории этики, «их содержание и социальная ценность для юриста (2 часа).

1. Понятие и виды социальных норм. Значение социальных норм.

2. Понятие морали (нравственности) как разновидности социальных норм. Социально-ценностная (аксиологическая) характеристика морали.

3. Этика как учение (наука) о морали (нравственности). Аристотель как основатель этики.

4. Основные этические категории: Добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм, понятие, содержание, форма проявления.

5. «Золотое правило» поведения, его содержание и значение.

Семинар № 2-3. Становление и развитие нравственно-правовых идей в России (докладная система) (4 часа).

1. Исторические портреты выдающихся государственных деятелей и юристов и их вклад в формирование профессиональной этики – эстетической и правовой мысли в России. Киевский князь Олег «Русская Правда; Владимир Мономах. Эпоха Ивана IV (Максим Грек, Андрей Курбский и др.). Эпоха Петра I и его реформы «Зерцало» Петра I. (В.Н. Татищев, И.Т. Посошков). Эпоха Екатерины II, Александра I и Николая I. (М.М. Сперанский).

2. Великая судебная реформа Александра II. и усиление нравственных основ судопроизводства (А.Ф. Кони, Д.А. Ревинский, В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, С.А. Плевако, С.А. Андреевский и др.).

3. Нравственная составляющая воспитательной деятельности судов в советской и постсоветский периоды. Конституция России 1993 г. и становления российского демократического правового государства. Концепция судебной реформы; законотворческий процесс.

Семинар № 4. Сущность и социальная ценность профессиональной этики юриста. Виды юридической этики (2 часа).

1. Понятие и значение юридической этики.

2. Виды юридической этики. Юридическая наука о видах юридической этики. Дискуссионные вопросы.

3. Содержание судебной, прокурорской, следственной этики и этики сотрудника юридических служб предприятий, организаций. Соотношение с этикой гос. служащих.

Семинар № 5. Общие нравственные требования, предъявляемые к юристам (2 часа).

1. Содержание общих нравственных требований, предъявляемых к юристам, закрепленных в Конституции РФ, международно-правовых актах.

2. Роль и значение Федерального Закона № 273 «О противодействии коррупции» для юриста.

3. Основы культуры профессиональной деятельности юриста.

4. Нравственная деформация как антипод профессиональной этики юриста. Понятие, причины возникновения, пути преодоления.

Семинары № 6, 7, 8. Нравственные основы профессиональной деятельности судей и сотрудников правоохранительных органов (6 часов).

1. Нравственные требования к судьям по Конституции РФ и Закону «О статусе судей в Российской Федерации».

2. Содержание Кодекса «Судейской этики» Д.А. Медведев о создании новой редакции Кодекса «судейской этики».

3. Нравственные требования, предъявления к прокурорам и следователям в Законах «О прокуратуре РФ», «О следственном Комитете РФ», «О полиции».

4. Содержание Кодекса профессиональной этики сотрудников органа внутренних дел Российской Федерации.

5. Содержание Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации.

6. Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, его содержание.

Семинар № 9. Нравственные основы адвокатской деятельности (2 часа).

1. Нравственные требования к адвокатам по ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации».

2. Кодекс профессиональной этики адвоката, его содержание и значение.

3. Роль юридической клиники вузов (ИПСУБ) в оказании правовой помощи гражданам.

Практические занятия (6 часов).

1. Обсуждение содержания выполнения студентами-бакалаврами рефератов по отдельным темам (2 часа).

2. Выступления с проектами судебных речей, выполненных на основе конкретных дел (посещение залов судебных заседаний; опубликованные судебные очерки, в том числе в СМИ) (2 часа).

3. Представление преподавателю на проверку выполненной студентом-бакалавром комплекс в составе: а) конспектов статей А.Ф. Кони «Советы лекторам», б) ФЗ 3 273 от 25.12.2008 «О борьбе с коррупцией»; в) Кодексов: Судейской этики; профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел; этики прокурорского работника и профессиональной этики адвоката; г) Реферата по избранной теме в объеме около 25 стр. (2 часа).

Подведение итогов изучения учебной дисциплины «Профессиональная этика юриста»

Форма отчетности: - зачет/незачет по а) участию в работе семинара и б) содержанию представленного итогового по курсу учебного комплекса.

5.3. Программа самостоятельной работы студентов

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
           
           

Виды СРС:

- подготовка к контрольной работе;

- подготовка реферата, доклада;

По одной теме может быть несколько видов СРС.

Формы СРС:

- КСР контроль самостоятельной работы студента.

Содержание самостоятельной работы:

Задание 1:

а) Законспектировать основные категории этики. Оценить их сочетание с привилегии внутреннего распорядка в УдГУ и ИПСУБ.

б) Законспектировать «Заповеди Моисея» (Библия), раскрыть их нравственную ценность и определить их соотношение с «Золотым» правилом человеческого общения.

в) Обсудить содержание книги «Мы живем среди людей: кодекс поведения. М. 1989. (4 часа)

Задание 2:

а) Определить, кто и какой вклад должен внести государственными деятелями и прогрессивными мыслителями России в нравственное воспитание и развитие этики.

б) Законспектировать статью А.Ф. Кони «нравственные начала в уголовном процессе» и книгу И.И. Карпеца «Дело которому мы служили». М. 1989 г. 94 часа)

Задание 3:

а) систематизировать в отдельном блоке (нормативные документы о борьбе с коррупцией» от 30 июня 2008 г.) ФЗ № 273 от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупций» и др.), а также высказывания Президента России и других руководителей государства, сообщения в средствах массовой информации (СМИ) по проблеме борьбы со взятничеством и иными формами коррупционного проявления.

б) Составить план для реферата по проблеме «Нравственные требования, предъявляемые к юристам» с конкретизацией специфики юридической деятельности по своему выбору (судья, прокурор, следователь, адвокат, юрисконсультант, нотариус, эксперт). План утверждается преподавателями. (2 часа)

Задание 4:

а) Изучить содержание нормативно- правовых актов (ФЗ «О статусе судей в РФ», «О прокуратуре», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», «О следственном Комитете РФ», «О полиции» и др.) и всех существующих кодексов профессиональной этики. Объединить их в единый сборник.

б) написать реферат по избранной теме согласно составленного и утвержденного преподавателем плана. Реферат представить на проверку преподавателю (8 часов)

Задание 5:

а) Посетить судебное заседание по судебному рассмотрению и разрешению любого юридического дела (гражданского, уголовного) /посещение под руководством преподавателя/

б) законспектировать статью А.Ф. Кони «Советы лекторам» (6 часов)

Задание 6-7:

а) Прочитать книгу П. Сергеич «Искусство речи на суде»

б) Составить проекты судебных речей (обвинительная речь гос. обвинителя; речь адвоката-защитника; речь адвоката-представителя.

в) заполнить анкеты социологического исследования «Что дает Вам изучение курса «Профессиональная этика юриста?» (6 часов).

Вопросы для самостоятельного изучения

Темы рефератов

1. Понятие и содержание профессиональной этики юриста.

2. Профессиональные и нравственные требования, предъявляемые к юристам (общие; отдельно к судьям, прокурорам, следователям, адвокатам).

3. Профессиональная деформация, причины возникновения и способы ее преодоления.

4. Нравственное содержание назначения задач отдельных отраслей права (по выбору).

5. Нравственное содержание и социальная ценность отдельных принципов российского судопроизводства(по выбору).

6. Установление истины – нравственная цель процессуального доказывания.

7. Нравственное содержание средств процессуального доказывания.

8. Оценка доказательств, ее нравственное содержание и значение.

9. Нравственные основы производства отдельных следственных действий (по выбору).

10. Нравственное содержание и значение общих условий судебного разбирательства.

11. Судебное следствие: нравственное содержание и значение.

12. Нравственное содержание и значение судебной речи (по выбору: государственного обвинителя, адвоката-защитника, адвоката-представителя).

13. Нравственный аспект судебного приговора, судебного решения.

14. Нравственное содержание производства в суде с участием присяжных заседателей.

15. Основы культуры уголовно-процессуальной деятельности.

16. Судебный этикет и его значение.

17. Анализ содержания Кодекса судейской этики, Кодекса профессиональной этики адвоката. Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел (по выбору).

18. Нравственное содержание ФЗ № 273 от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции».

Учебно-методические материалы для СРС

График контроля СРС

Недели семестра
формы контроля                        

Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, кур – курсовая работа.

Образовательные технологии

Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Уголовное право», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии:

  • лекция с элементами направляемой дискуссии, постановкой проблем, направляемая дискуссия;
  • мозговой штурм;
  • работа в малых группах;
  • презентация;
  • демонстрация;
  • комментирование научной статьи;
  • подготовка обзора научной литературы по теме;
  • составление рецензии на книгу (статью);
  • подготовка обзора правовых позиций Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ по сложным вопросам применения уголовного закона;
  • комментирование ответов студентов;
  • творческие задания;
  • анализ конкретных ситуаций;
  • составление учебного уголовного дела;
  • «мини-конференция»;
  • «круглый стол»;
  • интервьюирование;
  • составление таблиц и схем;
  • встречи с практикующими юристами, обладающими высокой квалификацией;
  • тестирование;
  • ролевая игра и др.

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В качестве оценочных средств контроля знаний применяются: контрольные вопросы; эссе; тесты; решение модельных заданий.

Тематика заданий разрабатывается вузом на основе фонда оценочных средств.

Перечень вопросов к зачету

1. Понятие, виды и значение социальных норм.

2. Мораль в системе социальных норм, ее истоки.

3. Мораль и этика, их соотношение.

4. Добро, благо, зло как этические категории.

5. Справедливость. Юстиция и справедливость. Несправедливость.

6. Долг, совесть, честь, достоинство, ответственность как категории этики.

7. Гуманизм как мировоззренческая и этическая категория.

8. «Золотое правило» человеческого общения, его содержание и значение.

9. Нравственное воспитание: понятие, формы, значение.

10. Нравственно-правовые идеи в России (от Киевской Руси до Петра I.).

11. «Зерцало» Петра I и его роль. Развитие нравственных основ законодательства Екатерины II и Александра I.

12. Влияние судебных Установ 1864 года на социально-нравственное воспитание.

13. Нравственная составляющая воспитательной деятельности судов в советский и постсоветский периоды.

14. Конституция России 1993 г. как основа социально-нравственного воспитание гражданина России.

15. Понятие юридической этики. Виды юридической этики.

16. Содержание общих и дополнительных (специальных) требований предъявляемых к юристам.

17. Кодекс Судейской этики и его основное содержание и значение.

18. Кодекс сотрудников органов внутренних дел. Его основное содержание и значение.

19. Кодекс прокурорского работника. Его содержание и значение. Содержание Концепции воспитательной работы в органах прокуратуры.

20. Кодекс профессиональной этики адвоката. Его основное содержание.

21. Профессиональная дефиниция: понятие, причины формирования.

22. Присяги. Их содержание и значение для юриста.

Для определения уровня сформированности компетенции предлагаются следующие критерии оценки: ответ на зачете, творческой работы.

Основными технологиями оценки уровня сформированности компетенции являются:

- Стандартизированный тест с дополнительным творческим заданием (анализ текста, ситуационные задачи и др.);

- Портфолио студента – комплекс индивидуальных учебных достижений, который содержит рефераты.

10 . Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

список рекомендуемой литературы

Законодательные и иные акты

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Уголовный кодекс РФ 1996 г.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001 г.

4. Концепция судебной реформы. М., 1992.

5. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

7. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

8. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г.

9. Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел от 24 декабря 2008 г.

10. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Противодействии коррупции»

11. Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 г.

12. Кодекс профессиональной этики адвоката от 31 января 2003 г.

13. Генеральные принципы этики адвокатов Международной ассоциации юристов 1996 г.

14. Кодекс этики прокурорского работника от 17.03.2010 г.

15. Концепция воспитательной работы в органах прокуратуры 17.03.2010 г.

Основная литература

1. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник. М., 1999.

2. Учебник по уголовному процессу и уголовно-процессуальному праву: / Под ред. П.А. Лупинской, И.Л. Петрухина, К.Ф. Гуценко, А.П. Гуськовой. М., 2008-2010 г.г.

3. Научно-практические комментарии к УПК РФ 2001 г. / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной, И.Л. Петрухина, В.М. Лебедева и др. М., 2003.

4. Кобликов А.С. Юридическая этика. М. 1999.

5. Юидическая этика. / Составители И.И. Аминов, З.З. Зинатуллин и др. М. 2010 г.

6. Зинатуллин З.З., Зинатуллин Т.З. Нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности. Ижевск. 2008.

7. Рябинина Т.К. Нравственные начала уголовного процесса. Курск. 2008.

Дополнительная

1. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. Л., 1989.

2. Борщевский М. Адвокатская этика. М., 2000.

3. Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978.

4. Володина Л.М. Проблемы российского уголовного процесса: теория, законодательство, практика. М., 2006.

5. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. Воронеж, 1973.

6. Зинатуллин З.З., Загуменнов Б.К., Серебренников С.В. Судебные речи и деловые бумаги адвоката по уголовным делам. Ижевск, 1996.

7. Зинатуллин З.З. Профессиональная этика юриста: понятие, структура, социальная ценность // Два века юридической науки и образования в Казанском университете. Казань, 2004.

8. Зинатуллин З.З. Профессиональная этика юриста: понятие, структура, социальная ценность. В кн.: З.З. Зинатуллина. Проблемы уголовного процесса России. Ижевск. 2008. С. 184-190.

9. Зинатуллин З.З., Ившин В.Г. Нравсвенныая составляющая профессиональной подготовки юриста. В «Вестнике Удмуртского университета. Правоведение» № 6. 2007. или в кн. З.З. Зинатуллин «Проблемы уголовного процесса России». Ижевск. 2008. С. 250-253.

10. Зинатуллин Т.З. Этика адвоката-защитника. Ижевск, 1999.

11. Зинатуллин Т.З., Закиров А.Ф. Уважение чести и достоинства личности в российском уголовном процессе. Ижевск, 2005.

12. Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. Киев, 1990.

13. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М. 2007.

14. Карпец И.И. Уголовное право и этика. М., 1985.

15. Карпец И.И. Дело, которому мы служим. М., 1989.

16. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе: Собр. соч. М., 1967. Т. 4.

17. Кони А.Ф. Советы лекторам.

18. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д., 1998.

19. Котов Д.П. Профессиональный долг. М., 1979.

20. Кузнецова Н.В., Тухватуллина Р.З. Этические основы применения мер уголовно-процессуального пресечения. Ижевск, 2005.

21. Ларин А.М. Я – следователь. М., 1991.

22. Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 1992.

23. Лукашова Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

24. Макарова З.В. Культура уголовного судопроизводства. Челябинск, 1996.

25. Макарова З.В. Профессиональная защита подозреваемых, обвиняемых. СПб. 2008.

26. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. М., 1996.

27. Мы живем среди людей: Кодекс поведения. М., 1989.

28. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. М., 1989.

29. Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. М., 1989.

30. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988.

Интернет-ресурсы

- Интернет-ресурсы СПС «Консультант Плюс»;

- Информационно-правовой портал ГАРАНТ.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС) научная электронная библиотека УдГУ.

11 . Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Библиотека УдГУ.

2. Аудитории, оборудованные компьютерной техникой.

Наши рекомендации