Тема 6. Специальные подсистемы управления качеством
Стандартизация в системе управления качеством. Международные организации по стандартизации. Комплекс международных стандартов: ИСО 9000, их структура и развитие. Система стандартизации в России (ГОСТ РФ ИСО и его развитие).
Понятие, основные определения и цели сертификационной деятельности.
Типовая методика сертификации в России. Нормативное обеспечение государственной системы сертификации (закон о защите прав потребителя; государственные нормативные акты по организации и обеспечению стандартизации и сертификации; нормативные акты процесса сертификации конкретной продукции). Государственная система управления сертификацией в России. Международная практика сертификации.
Тема 7. Совершенствование систем управления качеством
Процессный и системный подходы в совершенствовании управления качеством.
Участие управленческого персонала и коллективное участие в совершенствовании менеджмента качества в организации. Роль управления персоналом в процессе совершенствования деятельности управления качеством. Аттестация процессов менеджмента качества.
Организационные схемы управления качеством и их развитие: система тотального (всеобщего) управления качеством (TQM), «just in time» – производство точно в срок (ДЖИТ), комплексная система управления качеством продукции (КСУКП).
Комплекс основных идей и принципов TQM (А. Фейгенбаум, Э. Деминг,
Д. Джуран, Ф. Кросби; система Канбан; концепция «эталонов уровня» – бенчмаркинг; «кружки качества» в компании «Таета»).
Описание модели всеобщего управления качеством (TQM): составляющие модели TQM, принципы, сферы и уровни практического
применения TQM. Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000 и моделей
премий по качеству.__
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.Организационно-экономические основы управления качеством.
Вопросы для обсуждения
1. Качество и конкурентоспособность.
2. Понятие и стратегии конкуренции. Качество как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе.
3. Управление качеством: эволюция систем и подходов.
4. Взаимосвязь общего менеджмента в организации и менеджмента качества.
Занятие 2. Процесс и содержание планирования управления качеством
Вопросы для обсуждения
1. Планирование менеджмента качества как составляющая бизнес-плана.
2. Сущность, предмет, методы и уровни планирования управления качеством.
3. Стратегическое и тактическое планирование менеджмента качества.
4. Основные направления совершенствования деятельности предприятия и планирования управления качеством.
Занятие 3. Организация и координация процесса управления
Качеством
Вопросы для обсуждения
1. Системный и процессный подходы к организации менеджмента качества.
2. «Петля качества». Цикл Деминга.
3. Механизм управления качеством, его структура и уровни.
4.Методы обеспечения, стимулирования и контроля качества. Инструменты менеджмента качества.
Занятие 4. Измерения в менеджменте качества
Вопросы для обсуждения
1. Структурный подход к измерениям в системе менеджмента качества.
2. Квалиметрия – количественные методы измерения качества.
3. Методология количественных измерений в процессе приемочного, сплошного и выборочного контроля качества.
4. Мониторинг удовлетворенности потребителей в системе менеджмента качества.
Занятие 5. Управление качеством на основе модели TQM
Вопросы для обсуждения
1. Методологические подходы к модели всеобщего управления качеством (TQM).
2. Общая схема процессов в модели TQM.
3. Управление цепочкой ценности продукта в модели TQM.
4. Стратегические и оперативные инструменты обеспечения качества в системе TQM.