Эо-КСФ — эозинофильный колониестимулирующий фактор
ЭхоКГ — эхокардиограмма
ЭЭГ — электроэнцефалограмма
РСО2 — парциальное давление СО2 РО2 — парциальное давление О2 РаСО2 — напряжение СО2 РаО2 — напряжение О2
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Предыдущее издание учебника с 1997 по 2002 г. вышло в пяти тиражах.
При подготовке учебника ко второму изданию авторы поставили перед со
бой задачи: дополнить учебник достижениями науки за последние годы;
Представить современные методы исследования функций у человека, заме
Нив ими устаревшие; улучшить логику подачи материала в целях облегче
Ния понимания студентами закономерностей протекания физиологиче
Ских функций. В основу представлений о жизнедеятельности положена
Интеграция современных данных, полученных на молекулярном, орган
Ном, системном и организменном уровнях. Организм человека рассматри
Вается как целостная система, находящаяся в постоянном взаимодействии
С многообразием влияний окружающей, в том числе социальной, среды.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Со времени выхода в свет последнего (3-го) издания учебника «Физиоло
гия человека» для медицинских вузов прошло более 10 лет. Ушли из жиз
Ни Е.Б. Бабский — редактор и автор первых изданий, Г.И. Косицкий —
Редактор 3-го и автор двух изданий учебника, по которому изучали физио
Логию несколько поколений студентов. Нет среди нас В.Д. Глебовского,
А.Б. Когана, А.И. Шаповалова — авторов 3-го издания учебника. Это об
стоятельство не позволило создать переработанное 4-е издание «Физиоло
гии человека», и два автора 3-го издания взяли на себя обязанности соре
Дакторов издания нового учебника. При этом мы хотели сохранить в нем
Славные имена Е.Б. Бабского и Г.И. Косицкого в знак памяти и призна
Ния их подвижнического труда в деле полувекового обеспечения медицин
Ских вузов отечественным учебником физиологии, выходившим в издате
льстве «Медицина», а также двумя учебниками на английском языке, вы
пущенными издательством «Мир».
В создании настоящего учебника приняли участие как некоторые из ав
торов 3-го издания «Физиологии человека», так и вновь приглашенные.
Приглашая коллег к сотрудничеству в написании учебника, мы исходили
Из того, чтобы они имели солидный опыт преподавательской вузовской
Работы на уровне заведующих и профессоров кафедр, опыт написания
Учебников, руководств и учебных пособий. В целях обеспечения совре
Менного уровня фактического материала особое внимание мы обращали
На соответствие научных интересов и работ автора теме главы учебника.
Немаловажным мы считали соответствие учебника официальной про
Грамме по нормальной физиологии для медицинских вузов, однако содер
Жание программы динамично и систематически корректируется науч
Но-методической комиссией по нормальной физиологии МЗ РФ. В состав
Комиссии входят профессора — физиологи ряда медицинских вузов Рос
Сии, творческий труд которых в значительной мере формирует стратегию
И тактику преподавания нормальной физиологии и организации учебного
Процесса на соответствующих кафедрах. С учетом этого к написанию
Учебника были приглашены несколько членов данной комиссии, опыт ко
Торых сыграл большую роль не только в написании той или иной главы
учебника, но и определении его плана.
Конечно, следование изложенным принципам формирования авторско
Го коллектива увеличило число авторов учебника и повлекло за собой раз
Личие стиля изложения отдельных глав. Редакторы старались в какой-то
Мере уменьшить эти различия, но избежать их полностью было невозмож
Но. В этом есть свои не только недостатки, но и преимущество — автор
Ская индивидуальность придает учебнику дополнительный интерес.
Мы считаем своим долгом принести благодарность авторам глав за со
Вместную работу, за большую помощь в редактировании Е.А. Малигонову,