II. Елифаз говорит от имени сатаны

Комментарий Брюса Камерона

Урок 6

Незаслуженное проклятие?

(Иов 4)

Вступление

Друзья Иова пришли навестить его и ужаснулись от того, насколько плохо он выглядел (Иов 2:12). А вам когда-нибудь приходилось навещать больного друга? В такие моменты очень трудно подобрать слова. Определенно, сказать «Ты выглядишь ужасно» – явно не лучшая идея. Как мы с вами говорили ранее, сначала друзья Иова не произнесли ни слова (Иов 2:13). Но они не смогли долго молчать и стали пытаться объяснить причину его страданий. Именно с этого и начались проблемы. Давайте же снова обратимся к книге Иова и побольше узнаем о происшедшем.

I. Должно быть, ты в чем-то виноват

А. Прочитайте Иов 4:1-2. Можно ли сказать, что Елифаз решительно настроен говорить? (Да! «Как тут смолчать?» [пер. РБО] Этот человек просто не смог сидеть тихо.)

Б. Прочитайте Иов 4:3-4. Собираясь раскритиковать кого-либо, начинаете ли вы разговор с упоминания о чем-то хорошем, что «смягчить удар»?

1. Начинает ли Елифаз с похвалы? (Да. Он говорит, что Иов давал много мудрых советов, когда находился по другую сторону горя.)

В. Прочитайте Иов 4:5. Разве будучи хорошим советчиком, Иов должен легче переносить страдания?

1. Приведите хотя бы одну причину, опровергающую это утверждение (Одно дело – обсуждать чужие страдания, и совсем другое – переживать их самому.).

Г. Прочитайте Иов 4:6. Можно ли назвать этот совет полезным? (У Елифаза и Иова одно понимание страданий – плохие люди страдают, а хорошие – нет.)

1. В чем польза этого совета? (Проблемы Иова должны решиться, потому что он – хороший человек.)

2. Чем этот совет вреден? (Если страдания Иова продолжаются, значит, он этого заслуживает.)

Д. Прочитайте Пс. 118:65-67. Отличаются ли взгляды псалмопевца по поводу страданий от точки зрения Иова и Елифаза? (Да. Если вы считаете, что страдания помогают исправить поведение, значит вы согласны с тем, что они являются следствием нечестивого образа жизни.)

Е. Прочитайте Иов 4:7-8. Что бы вы думали по этому поводу на месте Иова? (Елифаз говорит не о том, что мои страдания скоро закончатся, раз я – человек хороший. Наоборот, он полагает, что причиной страданий послужило мое греховное поведение.)


Ж. Давайте задумаемся на минуту. Не ошибаются ли псалмопевец, Иов и Елифаз в этом вопросе? Не запутались ли они? (Нет. Они понимают то, что является очевидным для всех вдумчивых исследователей Библии. Божья Вселенная подчиняется определенным правилам. Существуют законы физические (например, всемирного тяготения) и законы, касающиеся поведения (такие, как запрещение прелюбодействовать). Если вы хотите проломить себе голову, спрыгните с крыши какого-нибудь здания или совершите прелюбодеяние. Следуя правилам, мы делаем свою жизнь лучше.)

II. Елифаз говорит от имени сатаны

А. Прочитайте Иов 4:12-14. Какое время суток показано здесь? Где находится Елифаз? (Сейчас ночь и Елифаз в постели.)

1. Как вы думаете, ночью страшнее, чем днем? Почему?

Б. Прочитайте Иов 4:15-17. Обратите внимание на то, как этот «дух» приходит, на реакцию Елифаза и вопросы духа. Этот дух плохой или хороший?

1. Как бы вы ответили на вопрос «Может ли человек быть чище или праведней Бога?» (Конечно, человек не может быть праведней, чем Бог. Этот вопрос приводит к правильному ответу. Таким образом, этот дух мог быть хорошим.)

В. Прочитайте Иов 4:18-19. А что вы теперь думаете об этом «духе»? (Это – сатана или один из его падших ангелов, потому что произнесенное здесь утверждение – лживо. Бог действительно доверяет Иову. В этом заявлении содержится намек на то, что Бог не доверяет Иову и поэтому Иов не должен верить Богу. Что приводит нас к самой сути проблемы – доверится ли Иов Богу?)

1. Почему сатана говорит о том, что Бог находит в ангелах изъяны? (Сатана все еще зол из-за того, что его изгнали из небесных обителей, см. Откр. 12:7-9. Сатана считает, что раз он согрешил, то и Иов предаст Бога.)

2. Разве не логично, что сатана будет изо всех сил продолжать заставлять Иова проклясть Бога?

а. Какой урок о страданиях в вашей жизни вы можете извлечь из этого?

Г. Прочитайте Иов 4:20-21. Какое будущее, по мнению сатаны, ожидает Иова? (Он умрет, не достигнув мудрости, то есть, умрет, так и не поняв, почему Бог сокрушил его.)

1. Насколько наши советы тем, кто испытывает страдания, перекликаются с рассуждениями сатаны?

2. Давайте подробней обсудим эту мысль. Часть из того, что сказал Елифаз, действительно правда. Как вообще могут теологически верные утверждения иметь что-то общее с аргументами, приводимыми сатаной? (Это возможно, когда они не относятся к фактам, изложенным в деле. Общее правило гласит, что причиной всего плохого являются плохие поступки, и это здравая мысль, с богословской точки зрения. Однако мы знаем, что Иов не совершал ничего плохого. Таким образом, это правдивое утверждение лишь способствовало усилиям сатаны заставить Иова отвергнуть Бога.)

III. Теория о наказании

А. Прочитайте Евр. 12:10-11. Что мы узнаем из этого отрывка о проблемах, возникающих в нашей жизни? (Они могут быть способом, с помощью которого Бог делает нас более праведными.)

Б. Прочитайте Иов 5:17-18 и Иов 5:27. Это продолжение совета, который дает Иову Елифаз. Как бы вы отреагировали на эти слова на месте Иова? (Это продолжение рассуждений о том, что Иов совершил какой-то грех и теперь получает за него наказание. Поэтому на месте Иова я бы рассердился.)

1. Следует ли Иову поразмыслить о том, совершил ли он что-то, могущее привести к наказанию? (Да, конечно.)

В. Прочитайте Ис. 64:6. Если Исайя прав в том, что все мы – грешники, не следовало ли Иову более серьезно отнестись к идее о наказании?

1. Если у вас есть дети, пытались ли вы убедиться, наказывая их, что они понимают причину наказания?

а. Если ваш ответ «да», стали бы вы ожидать этого же от Бога?

б. Если ваш ответ снова «да», чему это учит нас о страдании и наказании? (Они будут связаны между собой. Вам не придется задумываться о причине страданий. Вы поймете ее, если откроете глаза. Иов этой связи не видел.)

Г. Прочитайте 1 Кор. 4:4-5. Как следовало Елифазу использовать это знание, давая Иову совет? (Елифазу ничего не было известно о грехах Иова. Ему не следовало «осуждать» Иова только на основании своей теории о наказании.)

Наши рекомендации