Этапы подготовки курсовой работы

Положение о курсовой работе

Общие положения

1.1. Положение написано на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 года (№ 947) об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.01. Филология (уровень бакалавриата), Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Положение устанавливает общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ на кафедре отечественной филологии и прикладных коммуникаций ГИ ЧГУ.

1.3. Курсовая работа является самостоятельной исследовательской работой студента и представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста научное исследование по одной из проблем в области отечественной филологии и прикладных коммуникаций.

1.4. Курсовая работа – обязательный вид учебной работы, выполняется студентом в течение учебного года.

2. Цель выполнения курсовой работы

2.1. Целью подготовки и написания курсовой работы является формирование компетенций в области научно-исследовательской деятельности:

ü способности применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1);

ü способности проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2);

ü владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3);

ü владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-4).

Руководство курсовой работой

3.1. Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя.

3.2. К функциям руководителя курсовой работы относятся:

ü помощь в разработке плана и графика выполнения курсовой работы;

ü разъяснение цели и задач исследования;

ü рекомендации по подбору литературы и фактического материала;

ü систематический контроль хода выполнения курсовой работы в соответствии с разработанным планом;

ü информирование кафедры в случае несоблюдения студентом установленного графика выполнения работы;

ü консультации по содержанию работы;

ü оценка качества выполнения курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

Структура курсовой работы

4.1. Объем курсовой работы – 25 – 30 – 35 страниц.

4.2. Курсовая работа имеет следующую структуру:

ü титульный лист;

ü оглавление;

ü введение;

ü основная часть, структурированная по главам (главы в свою очередь делятся на параграфы);

ü выводы по главам;

ü заключение;

ü список сокращений и условных обозначений;

ü словарь терминов;

ü список литературы;

ü список иллюстративного материала;

ü приложения[1].

Этапы подготовки курсовой работы

5.1. Выбор и утверждение темы

Тематика курсовых работ, требования к ним и рекомендации по их выполнению доводятся до сведения студентов в начале соответствующего семестра.

Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор.

Студент имеет право выбрать одну из заявленных кафедрой тем или предложить собственную с обоснованием выбора.

Тема курсовой работы должна соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки.

Формулировка темы курсовой работы должна отражать характер ее содержания.

Темы курсовых работ утверждаются на заседании кафедры.

Изменение темы курсовой работы допускается по согласованию с

научным руководителем и кафедрой.

5.2. Составление библиографического списка, поиск литературы

Поиск литературы является очень важным этапом в подготовке курсовой работы, любого научного исследования.

Прежде всего необходимо определить круг основных исследователей по заявленной теме. Если исследование касается творчества писателя, необходимо начать с установления наличия комиссии по изучению творчества выбранного писателя, кем и когда создана комиссия. В состав комиссии, как правило, и входят основные исследователи. Необходимо выяснить, есть ли архив писателя, где он хранится; есть ли центры изучения творчества писателя, на какой базе они созданы, являются ли они стационарными или созданы в Интернете; проходят ли регулярные конференции, чтения по творчеству писателя, выходят ли регулярные Вестники по результатам конференций или чтений, в которых, как правило, публикуется библиография.

Составление библиографического списка и поиск литературы необходимо осуществлять, руководствуясь определенными знаниями, умениями, навыками и компетенциями. Нужно знать типы изданий, которые мы ищем. В стандарте (ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения») дается определение понятию издание: «издание(недопустимо название; публикация; тираж; экземпляр):документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения».

Выделяют понятия: «печатное издание: издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное»; «электронное издание: издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники».

Существуют виды изданий. Прежде всего мы рассматриваем научные непериодические издания («научное издание: издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы»).

К научным непериодическим изданиям относятся: «монография: научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам»;«сборник научных трудов: сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ»;«материалы конференции (съезда, симпозиума): непериодический сборник, содержащий итоги конференции в виде докладов, рекомендаций, решений»;«препринт: научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены»;«пролегомены, введение: научное или учебное издание, содержащее первичные сведения и основные принципы какой-либо науки»; «тезисы докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума): научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений)»; «автореферат диссертации: научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени».

Авторефераты диссертаций, диссертации относят к изданиям, существующим на правах рукописи.

С ограничением могут быть использованы учебные издания (издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения).

Могут быть использованы информационные издания («издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых) либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность», текстовые и нетекстовые, официальные и нормативно-производственные (стандарт, устав), справочные издания. Можно использовать печатные и электронные издания. Из периодических изданий прежде всего используются научные журналы. Не рекомендуется использовать газетные издания. При использовании художественных текстов необходимо использовать только академические издания («издание, содержащее научно выверенный текст произведения и его различные варианты, тщательно подготовленное, снабженное большим научно-справочным аппаратом, в том числе обстоятельным комментарием»).

В целом, составляя библиографический список, можно обратиться к следующим источникам:

1) авторефераты диссертаций, диссертации (сайты: http://diss.rsl.ru; http://leb.nlr.ru; http://www.dissercat.com);

2) указатели ИНИОН (сайт ИНИОН: http://www.inion.ru/product/db.htm);

3) продукция Российской книжной палаты (http://www.bookchamber.ru/)

4) сайты ИРЛИ, ИМЛИ (http://www.pushkinskijdom.ru/; http://www.imli.ru/);

5) монографии (ссылки в монографиях);

6) библиографические издания;

7) каталоги библиотек;

8) реферативные журналы;

9) периодика (научные, научно-художественные журналы);

10) материалы конференций;

11) сведения о конференциях;

12) сборники научных трудов;

13) сайты организаций, центров, связанных с темой;

14) персональные сайты исследователей;

15) сайты по теме;

16) собрания сочинений (комментарии).

Также можно написать ученому.

Также можно обратиться к следующим источникам в Интернете:

Библиотеки:

Российская государственная библиотека (РГБ)

Электронный каталог библиотеки содержит библиографические записи на все виды документов, включая статьи, изданные на русском и других языках на различных носителях и в различные хронологические периоды.

Фонд электронной библиотеки представляет собой собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых изданий из фондов РГБ и из внешних источников, а также документы, изначально созданные в электронной форме. Объем фонда на октябрь 2010 года составляет около 700 тыс. документов и постоянно пополняется.URL: http://www.rsl.ru

Электронная библиотека диссертаций РГБ

В настоящее время Электронная библиотека диссертаций РГБ содержит более 580 000 полных текстовдиссертаций и авторефератов. URL: http://diss.rsl.ru

Российская национальная библиотека (РНБ)

Докусфера – это проект Российской национальной библиотеки по обеспечению современного доступа к своим электронным фондам не только для читателей РНБ, но и для удаленных пользователей. Российская национальная библиотека начала перевод изданий, хранящихся в ее фондах, в электронную форму в июле 2001 г. Это положило начало созданию электронной библиотеки, фонд которой сегодня – более 250 тыс. документов. В РНБ собраны богатейшие коллекции уникальных материалов, многие из которых существуют в единственном экземпляре не только в стране, но и в мире. URL: http://www.nlr.ru

Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» (ВСС)

ВСС – онлайновая справочная служба РНБ, выполняющая разовые запросы удаленных пользователей, связанные с поиском информации по всему спектру тематических направлений.URL: http://www.vss.nlr.ru/portals.php

Электронная библиотека Гумер

В библиотеке насчитывается 5000 книг и статей по гуманитарным наукам.

URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php

Фундаментальная электронная библиотека

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» – совместный проект Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН и Научно-технического центра «Информрегистр» Министерства информационных технологий и связи РФ. Здесь опубликованы электронные научные издания, посвященные авторам, произведениям или отдельным жанрам. Предоставляются библиографическая база данных, словари русского языка, каталог ссылок на филологические ресурсы. URL: http://feb-web.ru

Электронное научное издание (ЭНИ)

Основное содержание ФЭБ представляется в электронных научных изданиях (ЭНИ), каждое из которых посвящено отдельному автору, жанру или произведению. Цель ЭНИ – обеспечить ученых-филологов и преподавателей-русистов необходимым и достаточным минимумом материалов, позволяющим проводить научные изыскания, не прибегая к иным источникам информации; предоставить пользователю структурно организованную информацию, снабдив ее удобными и надежными средствами навигации, без которых немыслима работа с огромным (порядка 100 000 произведений) информационным массивом; дать пользователю современный программный инструментарий, разнообразные функциональные возможности которого позволяют эффективно оперировать со всем множеством произведений, представленных в ЭНИ.URL: http://feb-web.ru

Научная электронная библиотека

Фонд библиотеки содержит более 6000 отечественных и зарубежных научных журналов. eLIBRARY.RU предоставляет своим пользователям полнотекстовый и другие виды поиска, создание персональных профилей, ведение индивидуальных подборок журналов и отдельных статей по выбранным темам и т.д. URL: http://www.elibrary.ru/defaultx.asp

Русская виртуальная библиотека (РВБ)

Целью Русской виртуальной библиотеки (РВБ) является электронная публикация классических и современных произведений русской литературы по авторитетным источникам с приложением необходимого справочного аппарата. Основное отличие РВБ от существующих электронных библиотек заключается в глобальном охвате материала и установке на высокие филологические и технологические стандарты. URL: http://www.rvb.ru/

Вологодская областная универсальная научная библиотека

Электронный каталог содержит 901806 библиографических записей. URL: http://www.booksite.ru/index.htm

ИНИОН
Комплекс баз по гуманитарной тематике. Всего отражено более 1,2 млн. записей, и массив регулярно пополняется. Дополнительной платной услугой является электронная доставка полных текстов документов. URL: http://www.inion.ru/product/db.htm

Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова

В электронном каталоге отражены отечественные, иностранные книги, диссертации, защищенные в МГУ, поступившие в библиотеку с 1990 года. URL: http://www.nbmgu.ru/nbmgu/

Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ)

Электронная библиотека включает в себя основной круг работ по отечественному и зарубежному литературоведению. URL: http://www.libfl.ru

Библиотека МИМЕСИС

Библиотека по теории, истории литературы Георгия Косикова. URL: http://www.libfl.ru/mimesis/

Российская ассоциация электронных библиотек (реестр электронных библиотек, каталог ресурсов). URL: http://elibra.ru/

Российская библиотечная ассоциация. URL: http://www.rba.ru/

Поиск в электронных библиотеках. URL: http://www.biblio. redaktor.biz/

Библиотеки в сети. URL: http://www.mediagnosis.ru/mshsen/ libres.htm

The Library of Congress (Библиотека Конгресса США). URL: http: //www.loc.gov

The British Library (Британская библиотека). URL: http: //www.bl.uk

Порталы:

Филология

Русский филологический портал содержит богатую библиотеку по языкознанию и литературоведению: электронные учебники по всем разделам русского языка, литературу по социолингвистике, лексике, фонетике, топонимике, преподаванию языков. Имеются пособия по теории и истории литературы, фольклористике и стиховедению, учебники по литературе Европы, Америки, Азии, Африки и отечественной литературе с периода Древней Руси по XX век. URL: http://www.philology.ru/

Library.ru

Информационно-справочный портал, созданный при поддержке Министерства культуры РФ. URL: http://www.library.ru

«Ruthenia»

Крупнейший филологический портал, поддерживаемый кафедрой русской литературы Тартуского университета (Эстония) и Объединенным гуманитарным издательством. Включает анонсы симпозиумов и конференций, публикации (электронные версии труднодоступных изданий и классических работ по русистике, библиографические и справочные материалы, диссертации и авторефераты), независимые проекты. В разделе «Сетевые ресурсы» предоставлены ссылки на гуманитарные ресурсы. URL: http: //www. ruthenia.ru/

Информационно-образовательный портал Auditorium

Портал предлагает большую коллекцию полнотекстовых учебных и научных материалов по общественным и гуманитарным наукам, тщательно отобранных экспертами. Ресурс активно обновляется и включает большое количество самой современной литературы. URL: http://auditorium.ru/

Научная сеть

Русскоязычная полнотекстовая база научных и учебных материалов по всем отраслям знаний (психология, педагогика, филология, естественные науки, искусство, история, право, экономика): монографии, учебники, статьи, диссертации. Удобная рубрикация и поиск. URL: http://science.rambler.ru/

Научная сеть

На портале представлены диссертации, научные статьи, курсы лекций. URL: http://nature.web.ru/

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ URL: http://www.gramota.ru/

Сайты:

Опояз. URL: Ru http://www.opojaz.ru/

Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/

Филология в вузах. Филологический факультет МГУ. URL: http://www.philol.msu.ru/‘tlit/fviru.htm

Сайт студентов-филологов. URL: http://www.durov.com/

Дом русского зарубежья. URL: http://www.bfrz.ru/

Вавилон. Современная русская литература. URL: http: //www. vavilon.ru/

Сайты кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций ЧГУ

Методика преподавания литературы. URL: http://lit-mp.ru/

Русская литературная критика. URL: http://www.rl-critic.ru/

Институты, организации:

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН). URL: http://www.inion.ru

Институт русской литературы РАН. Пушкинский дом. URL: http://www.pushkinhouse.spb.ru

Институт мировой литературы им. М. Горького. URL: http://www.imli.ru/

Периодика:

Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных журналов России. URL: http://magazines.russ.ru/index.html
Русский Журнал. Ежедневное сетевое издание о культуре, политике, обществе. URL: http://www.russ.ru/

Журнал «Дискурс». URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/ index_e.htm

Новое литературное обозрение. URL: http://www.nlobooks.ru/

Персоналии (литературоведы):

Страница Вадима Кожинова. URL: //www hrono.ru/biograf/ bio_k/kochinov_vv.php

Персональная страница Г.К. Косикова. URL: http://www.libfl.ru/ mimesis/

Персоналии (писатели):

Чехов А.П. URL: http://www.antonchekhov.ru/; http://chekhoved. ru/ index.php/chekhov-all/dpss

Общества:

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.URL: http://www.mapryal.org/

Информация о конференциях:

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. URL: http://www.gramota.ru/

Вестник гуманитарной науки. URL: http://vestnik.rsuh.ru/

Все филологический конференции. URL: http://filolconf. narod.ru/main.htm

Кафедра русской литературы, Тарту. URL: http://www. ruthenia.ru/

Конференции.ру. URL:http://www.konferencii.ru/conference/index? search[topicId]=20&isTopic=1&page=14

Научные конференции России. URL: http://www.konferenc.ru/ catalog.html

Konferen.ru. URL: http://konferen.ru/preview/226

Научные конференции и семинары. URL: http://obshestvo.org

Информационный интернет-канал. URL: http://www.rsci.ru/ conference/

Социальная научная сеть. URL: http://www.science-community. org/ru/conferences?adv_channel=156565

Scholar.ru. URL: http://conference.scholar.ru/sciences/98/

Все конкурсы, гранты, стипендии и конференции.

URL: http://vsekonkursy.ru/?cat=22

Все филологические конференции. URL: http://filolconf.borda.ru/

Rusfilolog. URL: http://www.rusfilolog.ru/

Молодой ученый. URL: http://www.moluch.ru/con/

Все конкурсы, гранты, стипендии и конференции. URL: http://vk.com/club8830886

Можно воспользоваться виртуальными службами «Спроси библиографа» (http://www.vss.nlr.ru/query_form.php), «Спроси библиотекаря» (http://www.rsl.ru/vs), в целом услугами РГБ и РНБ.

Самое главное в отношении печатного или электронного издания, ресурса – это определение его статуса. Прежде чем использовать то или иное издание, убедитесь, что оно отвечает требованиям, предъявляемым к изданиям, которые могут быть использованы в научной работе.

В курсовой работе список литературы должен содержать не менее 25 наименований.

5.3. Работа над содержанием курсовой работы

Введение

Во Введении определяются и формулируются:

1) актуальность темы исследования;

2) степень изученности темы;

3) цель и задачи работы;

4) объект и предмет исследования;

5) методы исследования;

6) теоретическая основа работы;

7) практическая значимость исследования;

8) структура работы.

Также может быть определена гипотеза исследования.

Обосновать актуальность- значит объяснить необходимость изучения темы в контексте данного научного направления. Актуальность исследования – это степень его важности и востребованности в данный момент для решения определенной проблемы или вопроса. При доказательстве актуальности исследований можно выделить следующие ее аспекты:

ü востребованность темы (сохраняющийся исследовательский, читательский интерес, возникший интерес, связь с определенными мероприятиями, проводимыми в последнее время (юбилей, конференция, открытие новых фактов и т.д.);

ü важность задачи (проблемы), решаемой в курсовой работе, для решения теоретических и практических вопросов соответствующей отрасли науки;

ü выводы о недостаточной изученности проблемы, о необходимости постановки задач, их уточнения, конкретизации, рассмотрения на новом материале.

Разработка вопроса о степени изученности темы также является одним из основных показателей актуальности исследования. Желательно выполнить историографический обзор существующей по теме литературы. В любом случае обзор должен быть упорядочен по выбранным показателям (диссертации, монографии, статьи и т.д.).

Цель исследованияопределяется иформулируется непосредственно в отношении к теме. Если тема «Концептообразующая функция флористических мотивов в поздней прозе А.П. Чехова», то цель может быть сформулирована либо в общем плане – выявить концептообразующую функцию флористических мотивов в поздней прозе А.П. Чехова, либо уточнена – выявить условия реализации концептообразующей функции флористических мотивов в поздней прозе А.П. Чехова.

Задачи исследования,их последовательностьдолжны показать пути достижения цели, последовательность этапов достижения. В целом каждой задаче должен соответствовать параграф в теоретической или исследовательской главах. Также задачи должны быть соотнесены со всеми терминами темы (концептообразующая, функция, мотив, флористический мотив, поздняя проза А.П. Чехова). К названной нами теме могут быть сформулированы следующие задачи: 1) рассмотреть определение понятия «концепт» в лингвистике и литературоведении; 2) дать определение понятию «функция»; 3) выявить подходы к определению понятия «мотив» и «флористический мотив» в литературоведении; 4) обнаружить место поздней прозы А.П. Чехова в творческой эволюции писателя. Это теоретические задачи темы. Исследовательскими задачами могут быть (они зависят от того, какие флористические мотивы будут выделены): 5) функции мотива сада; 6) концептообразующий потенциал мотива парка и т.д.

Различают объект и предметисследования. Объект не надо отождествлять с материалом исследования. Материалом исследования является поздняя проза А.П. Чехова, объектом – концептообразующая функция флористических мотивов в поздней прозе А.П. Чехова. Объектом является основной термин темы. Предметом – под каким углом зрения будет рассматриваться объект – условия реализации концептообразующей функции флористических мотивов в поздней прозе А.П. Чехова.

Методы исследованияразрабатывали литературоведческие школы. Метод может быть биографическим, мифологическим, культурно-историческим, сравнительно-историческим, психологическим, психоаналитическим, формальным, структурным, деконструктивным. Также метод может быть обозначен как историко-литературный. Также могут быть использованы методы анализа текста: имманентный, контекстуальный, интертекстуальный и др.

Теоретическая основаработы – наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме.

Практическая значимостьисследования связывается с возможностью использования результатов исследования на практике.

В конце введения необходимо прокомментировать структуруработы, кратко раскрыть содержание структурных частей курсовой работы.

Главы, параграфы

Основная часть состоит из нескольких глав (2 – 3 главы), которые внутри делятся на параграфы. Основная часть может включать в себя теоретическую главу, либо теоретические аспекты работы развернуто формулируются во Введении и других главах.

Выводы к главам

В выводах к главам должны быть сделаны выводы по материалам глав.

Заключение

В Заключении излагают итоги выполненного исследования, перспективы дальнейшей разработки темы.

Стиль, логика изложения

Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопросу к вопросу.

В процессе выполнения курсовой работы основная задача студента показать:

Наши рекомендации