Этапы подготовки курсовой работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Что это такое и как ее писать?

Согласно определениям, которые даются во множестве методических рекомендаций, а также в пространствах Рунета, курсовая работа — самостоятельное исследование студента, выполняемое по теме изучаемого предмета[1]. От выпускной квалификационной работы (ВКР) курсовая отличается рядом признаков:

‒ тема у́же;

‒ тема связана, как правило, только с одной учебной дисциплиной;

‒ степень фундаментальности исследования меньше;

‒ срок написания короче;

‒ объем меньше.

Несмотря на существенные различия между ВКР и курсовой работой не такая большая пропасть. Курсовые работы наряду с рефератами призваны подготовить студента (и физически, и морально) к написанию выпускной квалификационной работы. На ряде кафедр УрФУ (кафедры бывшего УрГУ) существует традиция: большие курсовые работы, которые студенты каждый год пишут по тематике свои кафедры, постепенно разрастаются до диплома. На нашей кафедре такая традиция отсутствует, однако курсовые работы все же могут быть использованы вами как репетиция подготовки ВКР.

Этапы подготовки курсовой работы

Этапы подготовки курсовой работы следующие:

‒ выбор темы;

‒ сбор литературы по теме исследования;

‒ выбор объекта исследования (текста или массива текстов);

‒ обработка литературы по теме исследования;

‒ составление краткого обзора литературы по теме исследования;

‒ формулировка научной проблемы;

‒ написание черновика введения;

‒ написание теоретической главы;

‒ написание практической главы;

‒ редактирование объекта исследования (текста или массива текстов);

‒ написание редакторского заключения об объекте исследования (тексте или массиве текстов);

‒ написание заключения к курсовой работе;

‒ переработка введения;

‒ вычитка и оформление курсовой работы.

Тему для курсовой работы по дисциплине «Основы редактирования» можно выбрать из следующего списка.

1. Особенности редактирования научных текстов (по жанрам: статья, монография, диссертация...).

2. Особенности редактирования учебных текстов (по видам изданий: учебно-методическое пособие, учебник, методическая разработка...).

3. Особенности редактирования публицистических текстов (по жанрам: статья, репортаж, заметка, интервью...).

4. Особенности редактирования художественных текстов (по родам: драматические произведения, стихотворные произведения, прозаические произведения; по жанрам: рассказы, эссе, стихотворения...).

Главное требование: в группе не может быть двух одинаковых тем курсовых работ.

Литературу надо искать прежде всего в библиотеке. Для упрощения задачи можно пользоваться электронными каталогами, расположенными на сайтах крупнейших библиотек нашего города:

‒ Зональной научной библиотеки УрФУ: http://lib2.urfu.ru/rus/resources/opac/;

‒ Библиотеки им. В. Г. Белинского: http://194.226.250.20/cgiopac/opacg/opac.exe;

‒ библиотеке Института открытого образования Московского государственного университета печати: http://hi-edu.ru/abc_courses.html и др.

Кроме того, настоятельно рекомендую вам всем зарегистрироваться на сайте http://elibrary.ru — это крупнейший каталог научных статей, в котором очень много полнотекстовых вариантов работ. доступных для скачивания. Регистрация осуществляется из сети университета, пользоваться потом можно с любого компьютера или гаджета, имеющего доступ к интернету. Статьи скачивают в формате pdf с полными выходными данными.

Вы можете пользоваться библиотеками научной и научно-учебной литературы, которых в Интернете много. На некоторых из них необходимо зарегистрироваться. Принудить вас к этому не могу, но рекомендую задуматься на эту тему.

В последнюю очередь вы можете обратиться к новостным, популярным сайтам или к сайтам, содержащим рефераты и курсовые работы.

В любом случае помните: ПОЛЬЗУЯСЬ РЕЗУЛЬТАТАМИ ЧУЖОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА, ВЫ ОБЯЗАНЫ ССЫЛАТЬ НА ИСТОЧНИК ЗАИМСТВОВАНИЯ!!! Иначе ваша курсовая будет признана плагиатом и зачтена не будет.

В качестве объекта исследования вы можете выбрать любой текст, не прошедший редакционную обработку и соответствующей теме вашей работы. Объем текста должен быть не меньше 10000 знаков (с пробелами), или ¼ авторского листа.

Этот текст (или массив текстов, если в качестве темы работы вы выбрали что-то связанное с малыми жанрами — заметкой, научной или публицистической статьей, малыми поэтическими жанрами и т. п.) будет составлять основу практической части вашей курсовой работы. В последствии вы распечатаете его (в неотредактированном виде) с большими полями и межстрочными интервалами и осуществите правку с использованием корректорских значков. Правка выполняется красной ручкой. Отредактированный таким образом текст (массив текстов) входит в состав курсовой работы.

Для составления краткого обзора литературы по теме исследования очень полезно вспомнить такую дисциплину, как «Библиография». Одной из тем лекций был разговор о библиографических пособиях. Одним из таких пособий является обзор. Напоминаю, что о библиографическом обзоре написано много чего интересного. Посмотреть, если забыли, как составляется библиографический обзор можно, во-первых, в лекциях, во-вторых, в справочниках, в том числе опубликованных в Интернете, например:

‒ Составление библиографических пособий : метод. рек. / ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова, ИБО ; сост. А. В. Журавлева. Ярославль, 2011. 25 с. URL: http://goo.gl/LwQY0c (дата обращения — 24.04.2014 г.);

‒ Родионова И. П. Курс начинающего библиотекаря : учеб.-практ. пособие / И. П. Родионова. URL: http://goo.gl/GH1A27 и др.

Изучая литературу по теме, старайтесь обращаться к как можно более свежим источника. Так вы вероятнее всего выполните по-настоящему актуальное исследование, которое, кто знает, вероятно, ляжет в основу вашей будущей ВКР. Готовя обзор, не забывайте цитировать источники, ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЯЯ ЦИТАТЫ.

Правильная формулировка научной проблемы возможна в том случае, если вы хорошо понимаете, что это такое. Научная проблема в самом общем виде это такой научный вопрос, который либо вовсе не имеет решения в системе накопленных на сегодняшний день научных знаний, либо имеет несколько вариантов решений, предлагаемых разными специалистами или разными научными школами. Например, научной проблемой является статус фонемы <ы> в современном русском литературном языке. Сформулировать научную проблему можно только после изучения актуальных научных работ по конкретной теме.

Дальнейшие этапы работы подробно описаны в методичке, посвященной подготовке и описанию выпускной квалификационной работы. Методичку можно скачать со стены странички Ольги Викторовны Климовой на сайте «ВКонтакте»: http://vk.com/id832652 (запись от 9 мая 2013 года).

Наши рекомендации