Схемы и таблицы по теме занятия

Периферические органы кроветворения

И зоны развития Т- и В-лимфоцитов

Орган Зоны развития Т- лимфоцитов Зоны развития В-лимфоцитов
Лимфоузел 1. Паракортикальная зона 2. Корковое плато 1. Светлые центр фолликулов 2. Мозговые тяжи
Селезенка 1.Периартериальная зона 1. Светлые центры фолликулов
Т- и В-зоны: 1. Мантийная зона; 2. Маргинальная зона
Небная миндалина 1. Диффузная зона 1. Светлые центры фолликулов

Отличительные признаки органов кроветворения

ОРГАН ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
Тимус 1. Дольчатость (в каждой дольке – корковое и мозговое вещество) 2. Эпителиальная строма дольки 3. Эпителиальные слоистые тельца Гассаля
Лимфоузел 1. В строении органа различают Корковое вещество и Мозговое вещество 2. Мозговые тяжи 3. Лимфатические фолликулы по периферии органа
Селезенка 1. Красная пульпа 2. Белая пульпа 3. Центральная артерия в лимфатических фолликулах 4. Гладкие миоциты в строме 5. Мезотелий поверх капсулы органа
Небная миндалина 1. Многослойный плоский неороговевающий эпителий 2. Крипты Дополнительные признаки: 3. Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань 4. Железы

Контрольно-обучающие и профессиональные задачи

7.1. Какие структуры организма относятся к иммунной системе?

7.2.Что является стромой органов иммунной системы?

7.3. Какие органы иммунной системы относятся к центральным?

7.4. Какие органы иммунной системы покрыты эпителием?

7.5. Какой из органов иммунной системы имеет дольчатое строение?

7.6. По каким образованиям движется лимфа в лимфоузлах?

7.7. Какой из органов иммунной системы продуцирует гормоны?

7.8. Какие органы иммунной системы являются периферическими?:

Тестовые задания для самоконтроля

8.1. В тимусе происходит:

1. антигензависимая дифференцировка Т- и В- лимфоцитов

2. антигензависимая дифференцировка плазмоцитов

3. антигензависимая дифференцировка моноцитов

4. антигеннезависимая дифференцировка Т-лимфоцитов

5. антигеннезависимая дифференцировка В-лимфоцитов

8.2.Эпителиальный синцитий является компонентом стромы в:

1. миндалинах

2. аппендиксе

3. селезенке

4. лимфоузле

5. тимусе

8.3. На корковое и мозговое вещество делится орган:

1. тимус

2. лимфоузел

3. селезенка

4. миндалина

5.аппендикс

8.4. Лимфатический фолликул имеются во всех органах, кроме:

1. миндалины

2. селезенки

3. кишечник

4. тимуса

5. лимфоузлов

8.5. Антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов в лимфоузлах происходит в:

1. фолликулах

2. периартериальной зоне

3. мозговых тяжах

4. паракортикальной зоне

5.тельцах Гассаля

1.Тема занятия №8: Эндокринная система

Мотивация

Эндокринная система, так же как и нервная система, интегрирует функции органов и обеспечивает реакции организма и его гомеостаз. Её деятельность осуществляется путём секреции во внутреннюю среду (кровь, лимфу) гормонов, которые распространяются по всему организму с кровью и оказывают свое влияние на клетки - мишени.

Нормальное состояние организма, его рост, развитие, репродукция, определенный уровень обмена веществ, биоритмы требуют необходимого количества гормона в каждый отрезок времени.

Способность секретировать гормоны присуща клеткам эпителиальной, нервной и, в меньшей степени, мышечной и соединительной тканей. Морфологически железы внутренней секреции характеризуются отсутствием выводных протоков и богатым кровоснабжением (тесный контакт с капиллярами).

В практической медицине оценка состояния и лечение любого больного должны производиться с учётом деятельности его эндокринной системы, а назначение гормональных препаратов – с учетом всех возможных эффектов их действия. При наличии отклонений от нормы необходима квалифицированная помощь врача-эндокринолога.

Цели занятия

Общая цель

В результате изучения теоретического материала и гистологичес-ких препаратов студент должен общие принципы строения эндокринной системы, источники развития, гистофизиологию и взаимодействие центральных и периферических органов эндокринной системы, отличать на микроскопическом уровне эндокринные железы от других органов, дифференцировать друг от друга эндокринные железы.

3.2. Конкретные цели:

Знать 3.2.1. Общую характеристику эндокринных желез (развитие, строение, функционирование, механизм действия гормонов и принципы взаимодействия эндокринных органов) 3.2.2. Классификацию эндокринных желез 3.2.3. Гистофизиологию центральных органов эндокринной системы 3.2.4. Гистофизиологию периферических органов эндокринной системы (надпочечников, щитовидной и околощитовидных желез) Уметь На гистологических препаратах: 3.2.5. Дифференцировать гипофиз, надпочечник, щитовидную и околощитовидные железы 3.2.6. Находить отдельные структурные элементы органов согласно методическим указаниям к изучению препаратов 3.2.7. Ориентироваться в схеме «Связи гипоталамуса и гипофиза»

Наши рекомендации