Схемы и таблицы по теме занятия
Периферические органы кроветворения
И зоны развития Т- и В-лимфоцитов
Орган | Зоны развития Т- лимфоцитов | Зоны развития В-лимфоцитов |
Лимфоузел | 1. Паракортикальная зона 2. Корковое плато | 1. Светлые центр фолликулов 2. Мозговые тяжи |
Селезенка | 1.Периартериальная зона | 1. Светлые центры фолликулов |
Т- и В-зоны: 1. Мантийная зона; 2. Маргинальная зона | ||
Небная миндалина | 1. Диффузная зона | 1. Светлые центры фолликулов |
Отличительные признаки органов кроветворения
ОРГАН | ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
Тимус | 1. Дольчатость (в каждой дольке – корковое и мозговое вещество) 2. Эпителиальная строма дольки 3. Эпителиальные слоистые тельца Гассаля |
Лимфоузел | 1. В строении органа различают Корковое вещество и Мозговое вещество 2. Мозговые тяжи 3. Лимфатические фолликулы по периферии органа |
Селезенка | 1. Красная пульпа 2. Белая пульпа 3. Центральная артерия в лимфатических фолликулах 4. Гладкие миоциты в строме 5. Мезотелий поверх капсулы органа |
Небная миндалина | 1. Многослойный плоский неороговевающий эпителий 2. Крипты Дополнительные признаки: 3. Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань 4. Железы |
Контрольно-обучающие и профессиональные задачи
7.1. Какие структуры организма относятся к иммунной системе?
7.2.Что является стромой органов иммунной системы?
7.3. Какие органы иммунной системы относятся к центральным?
7.4. Какие органы иммунной системы покрыты эпителием?
7.5. Какой из органов иммунной системы имеет дольчатое строение?
7.6. По каким образованиям движется лимфа в лимфоузлах?
7.7. Какой из органов иммунной системы продуцирует гормоны?
7.8. Какие органы иммунной системы являются периферическими?:
Тестовые задания для самоконтроля
8.1. В тимусе происходит:
1. антигензависимая дифференцировка Т- и В- лимфоцитов
2. антигензависимая дифференцировка плазмоцитов
3. антигензависимая дифференцировка моноцитов
4. антигеннезависимая дифференцировка Т-лимфоцитов
5. антигеннезависимая дифференцировка В-лимфоцитов
8.2.Эпителиальный синцитий является компонентом стромы в:
1. миндалинах
2. аппендиксе
3. селезенке
4. лимфоузле
5. тимусе
8.3. На корковое и мозговое вещество делится орган:
1. тимус
2. лимфоузел
3. селезенка
4. миндалина
5.аппендикс
8.4. Лимфатический фолликул имеются во всех органах, кроме:
1. миндалины
2. селезенки
3. кишечник
4. тимуса
5. лимфоузлов
8.5. Антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов в лимфоузлах происходит в:
1. фолликулах
2. периартериальной зоне
3. мозговых тяжах
4. паракортикальной зоне
5.тельцах Гассаля
1.Тема занятия №8: Эндокринная система
Мотивация
Эндокринная система, так же как и нервная система, интегрирует функции органов и обеспечивает реакции организма и его гомеостаз. Её деятельность осуществляется путём секреции во внутреннюю среду (кровь, лимфу) гормонов, которые распространяются по всему организму с кровью и оказывают свое влияние на клетки - мишени.
Нормальное состояние организма, его рост, развитие, репродукция, определенный уровень обмена веществ, биоритмы требуют необходимого количества гормона в каждый отрезок времени.
Способность секретировать гормоны присуща клеткам эпителиальной, нервной и, в меньшей степени, мышечной и соединительной тканей. Морфологически железы внутренней секреции характеризуются отсутствием выводных протоков и богатым кровоснабжением (тесный контакт с капиллярами).
В практической медицине оценка состояния и лечение любого больного должны производиться с учётом деятельности его эндокринной системы, а назначение гормональных препаратов – с учетом всех возможных эффектов их действия. При наличии отклонений от нормы необходима квалифицированная помощь врача-эндокринолога.
Цели занятия
Общая цель
В результате изучения теоретического материала и гистологичес-ких препаратов студент должен общие принципы строения эндокринной системы, источники развития, гистофизиологию и взаимодействие центральных и периферических органов эндокринной системы, отличать на микроскопическом уровне эндокринные железы от других органов, дифференцировать друг от друга эндокринные железы.
3.2. Конкретные цели:
Знать 3.2.1. Общую характеристику эндокринных желез (развитие, строение, функционирование, механизм действия гормонов и принципы взаимодействия эндокринных органов) 3.2.2. Классификацию эндокринных желез 3.2.3. Гистофизиологию центральных органов эндокринной системы 3.2.4. Гистофизиологию периферических органов эндокринной системы (надпочечников, щитовидной и околощитовидных желез) | Уметь На гистологических препаратах: 3.2.5. Дифференцировать гипофиз, надпочечник, щитовидную и околощитовидные железы 3.2.6. Находить отдельные структурные элементы органов согласно методическим указаниям к изучению препаратов 3.2.7. Ориентироваться в схеме «Связи гипоталамуса и гипофиза» |