Вспомогательные таблицы и схемы

Таблица с кратким содержанием книги «Три основы»

«Три основы и их доказательства» - это вопросы, которые будут заданы в могиле. Мы изучаем это послание для того, чтобы ответить на вопросы, которые нам будут заданы в могиле, а также по следующим причинам: оно содержит в себе доводы; изучать его советуют ученые; оно краткое и ясно изложенное. Это послание содержит в себе освещение важных основ, мольбу за искателя знаний (что указывает на заботу автора о читателях и желание им добра для мусульман). Кроме того, мы изучаем это послание потому, что ему уделяли внимание ученые и потому что Аллах даровал ему людское признание. Четыре вопроса, которые необходимо изучить и довод на них (сура «Аль-‘Аср»). Знание Это знание об Аллахе, об Его пророке, да благословит его Аллах и приветствует, и о религии Ислам на основе довода (то есть знание трех основ).
Деяния в соответствии со знанием Знание взывает к деянию, и если то не отзывается, то знание уходит (обладатель знания, не поступающий в соответствии со своим знанием, подвергнется мучениям прежде идолопоклонников).
Призыв к этому Условия призыва: искренность, шариатское знание, знание о состоянии призываемого, мудрость, терпение.
Первое, к чему следует призывать – тавхид. К этому призывали все пророки и посланники. Призыв к тавхиду и отрицанию ширка – самая высокая ступень призыва.
Терпение Терпение в виде покорности Аллаху (например, совершение намаза), терпение в виде отказа от запретного (например, отказ от ростовщичества), терпение в виде смиренного перенесения предопределенных Аллахом несчастий (например, перенесение бедности).
Под терпением автор подразумевает, во-первых, терпение на пути получения шариатского знания, затем, терпение на пути совершения деяний, в-третьих, терпение на пути призыва.
Три вопроса, которые нужно изучать и воплощать в действиях. Единобожие, связанное с господством – тавхид ар-рубубиййа (Тот, кто является единственным в господстве, должен быть и единственным в обожествлении, то есть в праве на поклонение ему других) и Единобожие, связанное с именами и атрибутами.
Искренность (единобожие в поклонении). Аллах не доволен, когда поклоняются кому-то наряду с Ним, будь то приближенный ангел или отправленный Им пророк.
Отречение от многобожия и его приверженцев. Оно осуществляется сердцем (в виде нелюбви), языком («Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь») и органами (отказ от участия в их празднествах, религиозных торжествах и уподобления им).
Причина изучения единобожия Это религия ханифов; Аллах приказал его пророкам и всем людям и создал их для этого; это самое главное из повелений Аллаха; чтобы не впасть в многобожие, которое является самым главным из всех запретов Аллаха; нет ничего полезнее для сердца, чем тавхид и искреннее посвящение религии Аллаху, и нет ничего вреднее для сердца, чем ширк; ради установления тавхида были отправлены посланники, ниспосланы писания; тавхид искупает грехи; непременным следствием тавхида бывает Рай и спасение от Ада; ни одно из деяний не принимается без тавхида; каждый аят в Коране содержит в себе тавхид, свидетельствуя о нем или призывая к нему; тавхид обеспечивает простор сердцу, умиротворение, следование по верному пути, стабильную безопасность, сладость веры, ходатайство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует; ничто так не отводит несчастья, как тавхид.
Три основы Знание об Аллахе и о том, кто твой Господь; Посредством чего ты узнал о своем Господе? Господь – это единственный, кому надлежит поклоняться; виды поклонения; положение того, кто посвятил что-либо из видов поклонения не Аллаху.
Знание о религии Ислам на основе доводов; Определение Ислама; Ступени религии; столпы ислама; объяснение формулы свидетельствования (аш-шахада); столпы веры (имана) и ее ответвления; Ихсан; довод на уровни религии; признаки Судного часа.
Знание о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует; его происхождение, рождение, жизненный срок, его миссия в качестве пророка и посланника, город, где он родился и жил, предназначение его прихода, срок, в течение которого он призывал к тавхиду, ночное перенесение (аль-исра) и восхождение на небеса (аль-ми’радж); где и когда была установлена обязанность совершать молитву-намаз? Хиджра, ее положение в Исламе и до какого времени она будет продолжаться; Когда были установлены остальные предписания Шариата? Сколько длился осуществляемый Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, призыв? Когда он умер? Что из религии он принес? Охват его пророческой миссией всех джиннов и людей; Совершенство религии и доведение Аллахом Своей милости до полноты.
Заключение Воскрешение после смерти и расчет за деяния; неверие того, кто отрицает воскрешение; предназначение посланников и суть их призыва; первый и последний из посланников; два столпа тавхида: отречение от тагута и вера в Аллаха; что такое тагут? основные виды тагута; каким образом проявляется неверие в тагута? смысл формулы «ля иляха илля-Ллах»; Ислам – начало (голова) религии; опора религии – молитва; вершина религии – джихад.
Виды джихада с собственной душой (нафсом) Его смысл разъяснен в суре «Аль-‘Аср» (знание, деяние в соответствии с ним, призыв к нему и терпение)
с шайтаном Джихад с плотскими страстями (шахават) Джихад с большими грехами (а это всякое прегрешение, за которое предусмотрено специальное наказание)
Джихад против малых грехов (это всякое запрещенное деяние, за которое не установлено специальное наказание).
Джихад с сомнениями (шубухат) Большой ширк (который выводит из религии) и малый ширк
Нововведения (бид’ат)
С неверующими и лицемерами Осуществляется сердцем, языком, органами и имуществом
Тагут То, в отношении чего раб переходит установленную для него границу, будь то объект поклонения (например, камни или деревья), объект следования (ученые зла) или объект подчинения (правители, вышедшие из покорности Аллаху). Тагутов много, но основными являются пять: Иблис, которого проклял Аллах, Тот, кому поклоняются и он доволен этим Тот, кто призывает людей к поклонению ему, Тот, кто заявляет о знании чего-нибудь из сокровенного, Тот, кто выносит решения не на основании того, что ниспослал Аллах.
Завершение книги указанием на то, что знание обо всем принадлежит лишь Аллаху и мольбой о даровании Мухаммаду, его семье и сподвижникам благословения и мира.
             




Таблицы о видах поклонения

№1

  Виды мольбы(ду’а)  
Мольба-просьба (мольба языком слов) Мольба-поклонение (мольба языком состояния)   Направление такой мольбы не к Аллаху – большой ширк (многобожие). Сюда относится, например, посвящение молитвы (намаза), хаджа или поста кому-то, кроме Аллаха.  
Просьба о том, что находится в пределах человеческих возможностей (дозволяется обращаться к творениям с подобными просьбами при условии, что тот, к кому обращаются, является живым, присутствующим, способным выполнить просимое, и при наличии у просящего убеждения, что просимый – всего лишь причина. Отношение к причинам делится на: 1. Правильное. Это когда человек считает причиной то, что Аллах сделал причиной (шариатской, как чтение шариатских заклинаний, или физической, как лекарство). 2. Малый ширк. Это когда человек считает причиной то, что Аллах не сделал причиной. 3. Большой ширк. Это считать, что причина оказывает влияние сама по себе, то есть способна скрыто распоряжаться во вселенной). Просьба о том, на что способен только Аллах. Обращаться с подобными просьбами не к Аллаху – большое многобожие (например, просить у кого-то, кроме Аллаха, о даровании ребенка, достатка, дождя).  
         

№2

Виды страха
Обязательный страх. Направление его не к Аллаху – большой ширк. Это страх поклонения, смирения, возвеличивания, внутреннего самоуничижения и покорности. Дозволенный страх. Это естественный страх, как страх перед огнем, львом, врагом. Запрещенный страх. Это страх, ведущий к оставлению обязательных предписаний Аллаха или совершению запретного, а также отчаяние в милости Аллаха.

№3

  Виды резания животного  
Резание ради Аллаха. Сюда входят акика, хадй, удхиййа, резание для раздачи мяса бедным. Посвящение такого резания не Аллаху – большой ширк.   Резание не ради Аллаха.
  Дозволенное. Например, резать овцу для того, чтобы поесть мясо, для угощения гостя или торговли мясом.   Большой ширк. Сюда относится резание животных ради джиннов или умерших.  

Схема, разъясняющая основы веры (имана)

# «Иман» с точки зрения арабского языкаэто подтверждение и принятие на веру.

Иман в понимании Шариата – это слова языка, убеждения сердца, деяния органов. Увеличивается от покорности Аллаху и уменьшается от Его ослушания.

1- Вера в существование Всевышнего Аллаха. В общем виде, оно подтверждается: 2- Вера в единственность Аллаха в господстве; 3- Вера в единственность Аллаха в обожествлении (поклонении). 4- Вера в единственность Аллаха в обладании божественными именами и атрибутами.
1. Разумом. 2. Физическим восприятием; 3. Естеством; 4. Шариатом.

# Вера в Аллаха:

# Вера в ангелов: это вера в существование скрытого мира ангелов, которые созданы Аллахом из света, подчиняются Ему и никогда Его не ослушиваются. Они имеют дух (поэтому Джибриль именуется в Коране «Рух аль-Кудс», то есть «Святой Дух») и плоть (в Коране сказано: «Аллах создал ангелов посланцами, обладающими крыльями»); Кроме того, они обладают разумом и сердцами (Всевышний сказал: «А когда испуг покидает их сердца, они говорят: «Что сказал ваш Господь?»). Мы верим в ангелов в общем и верим поименно в тех из них, имена которых сообщил нам Аллах (например, Джибриль, Микаиль, Исрафиль). Мы верим в общем и в частностях в их качества («не ослушиваются повелений Аллаха») и в совершаемые ими действия (например, держание Престола его носителями).

# Вера в Писания: мы верим в то, что Писания являются на самом деле словом Аллаха, что они ниспосланы и не сотворены, что Аллах, отправляя каждого из посланников, ниспосылал с ним писание, доказательством чего являются слова: «Мы отправили наших посланников с ясными знамениями и низвели с ними Писание и Весы».

Мы верим во все писания в общем и верим в то, что поведал нам Аллах относительно их названий и приведенных в них сообщений,

Коран – Таврат – Инджиль – аз-Забур – Свитки Ибрахима и Мусы

а также верим в ниспосланные в них установления, если только эти установления не являются упраздненными. Мы верим, что Коран упразднил собой все предшествующие писания и поэтому сказано: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний и для приведения их в соответствие с ним».

# Вера в посланников: Мы верим, что посланники являются людьми и не обладают никакими божественными качествами и особенностями, присущими Господу. Они являются рабами Аллаха им нельзя поклоняться. Посланники никогда не лгали. Аллах отправлял их к людям, давал им откровение и поддерживал их знамениями. Посланники выполнили доверенную им миссию, проявили искренность в отношении своих общин, донесли истину и показали подлинное усердие на пути Аллаха. Мы верим во всех них в общем и верим в их имена, их описание, сведения о них и дарованные им знамения, о которых сообщил нам Аллах. Мы верим, что первым из пророков является Адам, мир ему, первым из посланников – Нух, мир ему, а последним из всех пророков и посланников – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Все предшествующие вероуставы (шариаты) упразднены вероуством (шариатом) Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Пять посланников, упомянутые в сурах «Аш-Шура» и «Аль-Ахзаб», именуются «улю-ль-‘азм» (обладатели твердой решимости). Ими являются Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и Иса, да пребудут над всеми ними мир и благословения Аллаха.

# Вера в Последний День: она включает в себя веру во все сообщения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что происходит после смерти. Сюда входит вера в испытание, мучения и наслаждения могилы, дуновение в Рог, восстание людей из могил, Весы, Свитки, Мост (ас-Сырат), Водоем, заступничество, Рай, Ад, лицезрение верующими их Господа в Судный День и в Раю.

1. Знание: это вера в то, что Аллах знал обо всем в общем и в подробностях. 2. Запись: это вера в то, что Аллах записал судьбу каждой вещи до Судного дня; 3. Воля: это вера в то, что желаемое Аллахом происходит, а не желаемое – нет. У человека есть своя воля, однако она находится под волей Всевышнего Аллаха; 4. Сотворение: вера в то, что все что ни на есть, любые вещи, а также сущности, их качества и движения – все создано Всевышним Аллахом. Доказательством этого являются слова Аллаха: «Аллах создал вас и то, что вы делаете», а также Его слова: «Аллах – Создатель каждой вещи».
# Вера в предопределенность и хорошего, и плохого:

Она включает в себя веру

в четыре этапа предопределения:

Знание Господа нашего и запись Его, а также воля и сотворение.

Ихсан: имеет один столп, включающий две ступени.

Первая ступень: поклонение Аллаху так, словно видишь Его. Это поклонение, основанное на любви и томлении по тому, что есть у Аллаха. Таково поклонение пророков и посланников, мир им, но достичь этой ступени могут и другие.

Вторая ступень: поклонение Аллаху с ощущением Его наблюдения. Это поклонение, основанное на страхе перед Аллахом и желании избежать Его наказания. Это тот минимальный уровень, который должен присутствовать у любого мусульманина.

Основные экзаменационные вопросы по книге «Три основы»

Наши рекомендации