Определение частеречного статуса лексической единицы
Зоны образования функциональных омонимов, или единиц частеречных поликомплексов
Традиционно выделяют три зоны образования функциональных омонимов (или единиц частеречных поликомпонентов). Данное разграничение зависит от того, в какой группе частей речи возникают конверсивы (функциональные омонимы , единицы поликомплексов). [Ушакова, 1999, с. 265; Современный русский язык. Анализ…, 1995, ч.2, с. 173].
Взаимодействие внутри знаменательных частей речи:
а) субстантивация – образование имен существительных из
- прилагательных (операционная комната - операционная);
- местоимений (ничья победа – «Разводи – ничья!» - крикнул кто-то.);
- причастий (юноша, учащийся в техникуме – учащийся техникума);
б) адъективация – образование имен прилагательных из
- числительных (первый ряд – первый ученик);
- причастий (река, бурно несущая свои воды – несущая конструкция);
в) прономинализация – образование местоимения из
- прилагательных (известный гравер – известная доля свободы);
- числительных (Каждый человек должен вырастить хоть бы одно дерево(К.П.) – Жили в старину одни люди(М.Г.));
- причастий (деньги, данные мне на расходы – высказаться по данному вопросу);
г) адвербиализация – образование наречий из
- существительных (любоваться рядом елей – жить совсем рядом);
- деепричастий (продолжал смеяться, шутя над собой и над нами – Учил его всему шутя.(П.));
д) предикативация – образование слов категории состояния из
- наречий и кратких прилагательных (туманно намекнуть – утро туманно – утром туманно);
- существительных (Унылая пора! Очей очарованье! (П.)- Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…(П.))
- кратких причастий (В комнате накурено и неприбрано. В просьбе отказано. За билеты заплачено.)
2. Взаимодействия между служебными частями речи:
а) конъюнкционализация – образование союзов из
- частиц (Тут Самойленко был своим человеком, и для него имелась даже особая посуда. (Ч.) – Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки (Купр.)) ;
б) партикуляция – образование частиц из
- союзов ( В гости пришли брат и сестра. – вы и по-гречески знаете? (Остр.)).
3.Взаимодействие между знаменательными и служебными словами (процесс знаменательных слов в служебные получил название релятивация):
а) препозиционализация – образование предлогов из
- существительных (Мы задержались в городе по очень веской причине. – Офицеры были в шубах по причине жестокого мороза (П.));
- наречий (Ночь. Вокруг тишина. (Ес.) – Мы сделали виток вокруг земного шара.);
- деепричастий (Начиная дело, запасись терпением. – Мир можно изменить начиная с себя.);
б) конъюнкционализация – образование союзов из
- наречий (Мы точно следовали приметами. (К.П.) – В памяти все стало ясно, точно расстался с Анной Сергеевной только вчера. (Ч.) );
- местоимений (Что в имени тебе моем? (П.) – Невольно в голову приходила мысль, что шелестит звезды. (К.П.));
в) партикуляция – образование частиц из
- местоимений (Посади его к себе на тюк и пусть себе едет помаленьку. (Ч.));
- числительных (Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы… (Л.) – Тоска одна, канитель… (М.Г.));
- наречий (Он держался просто. – Старый пень можно разломать просто руками (К.П.));
—глаголов (За долгую жизнь всякое бывало (М. Г.). — Бывало, он все и сидит в клубе, нервно теребит бородку, перелистывает журналы и книги (Ч.));
г) образование связок из знаменательных частей речи:
—местоимений (Он говорил это с улыбкой. — Молодость — это совесть жизни. (Г.));
—наречий (Казалось, если не удержать, то вот-вот сорвется (Гранин) — Чтение — вот лучшее учение. (П.));
—глаголов (Есть великие открытия характеров и типов (Гранин) — Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Бунин));
д) модаляция, или модализация, — образование модальных
слов из
—существительных (Правда светлее солнца (поел.) — Как будто правда прилетели жаворонки. (Бунин));
е) интеръективация, или сенсоризация, — образование меж-
дометий из
—существительных (Непременно буду в гости к твоему батюшке... (П.) — Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! (Ч.)).
Определение частеречного статуса лексической единицы