Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Направление подготовки
П.Г. МАРТЫСЮК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛОГИКА
Направление подготовки
030900.62«Юриспруденция» (бакалавр)
Степень бакалавр
Профили : гражданско-правовой, государственно-правовой,
Уголовно-правовой
Форма обучения очная, заочная
Минск
Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» подготовлена доктором философских наук, заведующим кафедрой теории и истории государства и права, РГСУ филиал в г. Минске П. Г. Мартысюком.
Рецензенты:
1. Профессор Левко А.И., д.с.н., профессор кафедры социальной работы РГСУ Филиал в г.Минске
2. Доцент Масленченко С. В. канд. культурологии, зам. нач. кафедры философии и идеологической работы Академии МВД РБ
Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» утверждена на заседании кафедры социальной философии (Протокол № 9 от «29 сентября» 2011г.).
Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины логика являются:
-усвоение роли и места логики в системе наук, понимание ее особенностей;
- исследование законов и форм мышления как средства познания объективного мира;
- приобретение практических навыков в применении логических методов в профессиональной и жизненной деятельности .
Место дисциплины в структуре ООП
Изучение логики включено в «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ООП, базовая часть которого предполагает изучение философии и других предметов. Очевидна взаимосвязь логики с данными дисциплинами. Знание основ истории является необходимым условием освоения основных этапов и форм развития классической и современной логики. Поскольку логика исследует мышление как средство изучения объективного мира, а процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, то логика является философской дисциплиной. Логика имеет все возрастающее значение в современном научном познании, поможет обучающимся в изучении последующих учебных циклов в структуре ООП.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, воспроизведению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе правового мышления, развитого правосознания и правовой культуры (ПК-2);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ | место логики в системе наук, основные категории и формы логического мышления |
УМЕТЬ | четко и ясно выражать мысли, логически грамотно строить предложения, аргументировано отстаивать собственную точку зрения |
ВЛАДЕТЬ | навыками овладения современной многообразной информацией, ее обобщения и критического анализа |
Быть компетентным | в использовании логических методов при решении исследовательских и прикладных задач в научной и профессиональной деятельности |
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 72 часов
Аудиторные занятия 32 часов, в том числе интерактивных занятии 16 часов
Самостоятельная работа 40 часов
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||||||||
Всего | Самос- тоят. работа | Аудиторные занятия | |||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическая работа | Зачет* | Экзамен | Контр. точки по мод.-рейтинг. системе | |||||
Логика как наука | |||||||||||||||
1. | Предмет логики | ||||||||||||||
2. | Мышление и язык | ||||||||||||||
Классическая логика | |||||||||||||||
3. | Понятие как форма мышления | ||||||||||||||
4. | Суждение как форма мышления | ||||||||||||||
5. | Умозаключение как форма мышления | ||||||||||||||
6. | Законы логики | ||||||||||||||
Логические основы научного исследования и теории аргументации | |||||||||||||||
7. | Логика в процессе научного познания | ||||||||||||||
8. | Логические основы теории аргументации | ||||||||||||||
Общая трудоемкость | часы | ||||||||||||||
Количество часов по учебному плану
(заочная форма обучения)
Всего 72 часов
Аудиторные занятия 8 часов, в том числе интерактивных занятии 4 часов
Самостоятельная работа 64 часов
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||||||||
Всего | Самос- тоят. работа | Аудиторные занятия | |||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическая работа | Зачет* | Экзамен | Контр. точки по мод.-рейтинг. системе | |||||
Логика как наука | |||||||||||||||
Предмет логики | |||||||||||||||
Мышление и язык | |||||||||||||||
4. | Классическая логика | ||||||||||||||
5. | Понятие как форма мышления | ||||||||||||||
6. | Суждение как форма мышления | ||||||||||||||
7. | Умозаключение как форма мышления | ||||||||||||||
Законы логики | |||||||||||||||
Логические основы научного исследования и теории аргументации | |||||||||||||||
Логика в процессе научного познания | |||||||||||||||
Логические основы теории аргументации | |||||||||||||||
Общая трудоемкость | часы | ||||||||||||||
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы | |
Раздел 1. Логика как наука | |||
Тема 1 | Предмет логики | Предмет и задачи логики. Место логики в системе наук. Структура логики. Формальная и диалектическая логика. Содержание и форма мысли. Понятие о логической форме мышления. Особенности отражения мира посредством мышления. Чувственное и рациональное познание. Формы рационального познания (абстрактного мышления): понятие, суждение, умозаключение. Истинность мыслей и формальная правильность рассуждений. Логика как теория правильных рассуждений. Логика как инструмент познания и общения. Роль логики в теоретической и практической деятельности человека. Логика и методология. Понятие метода. Значение логики в профессиональной подготовке специалиста. Логическая культура и ее основные элементы. Логика и правильное мышление. | |
Тема 2 | Мышление и язык | Взаимосвязь мышления и языка. Дискуссии о возникновении мышления и языка. Язык как знаковая система. Язык и речь. Языки естественные и искусственные. Типы знаков. Функции знаков. Значение и смысл знаков. Семиотика и ее основные разделы: семантика, синтаксис, прагматика. Общая характеристика теорий знаковых систем. Ч.Моррис, Ч.Пирс, Г.Фреге, Ф. де Соссюр и роль их идей в формировании семиотики. Синтаксический, семантический, прагматический анализ знаков. Учение об именах (теория наименования). Типы имен: единичные и общие; описательные и неописательные. Основные принципы использования имен. Семантические категории языка: предложения, дескриптивные (имена, предикаторы, функциональные знаки) и логические (константы) термины. Язык как знаковая информационная система. Язык и коммуникация. Язык и культура в контексте семиотики. Текст как система знаков. Логический и герменевтический анализ текста. Понимание и интерпретация текста. | |
Раздел 2. Классическая логика | |||
Тема 3 | Понятие как форма мышления | Понятие как форма абстрактно-логического отражения действительности. Понятие и общее представление. Понятие и слово. Признаки понятий. Понятие как фиксация существенных признаков предметов. Логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Понятие рода и вида. Виды понятий. Классификация понятий по содержанию и объему. Логическая характеристика понятий. Формально-логические отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Виды совместимости: равнозначность, пересечение, субординация (подчинение). Виды несовместимости: координация (соподчинение), контрадикторность (противоречие), контрарность (противоположность). Изображение отношений между объемами понятий с помощью круговых схем (кругов) Л.Эйлера. Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Определение понятий и его виды. Правила определения. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение. Деление и расчленение. Правила деления понятий. Классификация понятий, виды классификации. | |
Тема 4 | Суждение как форма мышления | Общая характеристика суждения как логической формы. Логическая структура суждения. Суждение и высказывание. Суждение и предложение. Субъект и предикат суждения. Простые и сложные суждения. Значение суждений: истина и ложь. Простые суждения: категорические, реляционные (суждения с отношениями), экзистенциальные (суждения о существовании). Деление категорических суждений по качеству и количеству. Утвердительные суждения. Отрицательные суждения. Единичные суждения. Частные суждения. Общие суждения. Объединенная классификация суждений по качеству и количеству. Общеутвердительное суждение. Общеотрицательное суждение. Частноутвердительное суждение. Частноотрицательное суждение. Сокращенная классификация суждений. Распределенность терминов в категорических суждениях. Понятие распределенного и нераспределенного терминов. Распределенность терминов в общеутвердительных суждениях. Распределенность терминов в частноутвердительных суждениях. Распределенность терминов в общеотрицательных суждениях. Распределенность терминов в частноотрицательных суждениях. Логические отношения между суждениями. Сравнимые и несравнимые суждения. Отношения подчинения. Отношения противоречивости (контрадикторности). Отношения противоположности (контрарности). Отношения субконтрарности. «Логический квадрат» и его правила. Суждения с отношениями. Суждение и оценка. Модальность суждений. Понятие модальности. Виды модальностей: алетические модальности, каузальные модальности, эпистемические модальности, деонтические модальности. Логические зависимости между модальностями. Сложные суждения. Основные операции их образования: коньюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность, отрицание. Логические союзы и их семантика. Условия истинности суждений (таблицы истинности). | |
Тема 5 | Умозаключение как форма мышления | Понятие умозаключения и его структура. Умозаключение как переход от утверждения основания к утверждению следствия. Непосредственные умозаключения. Непосредственные умозаключения, основанные на отношении суждений по логическому квадрату. Умозаключение противопоставления предикату. Умозаключение превращения. Умозаключение обращения. Опосредованные умозаключения. Силлогизмы. Простой категорический силлогизм. Термины и посылки силлогизма. Больший, меньший и средний термины силлогизма. Общие правила простого категорического силлогизма (правила терминов и правила посылок). Фигуры категорического силлогизма, их схемы и правила. Применение фигур силлогизма. Наиболее распространенные ошибки при использовании фигур силлогизма. Модусы простого категорического силлогизма. Правила выведения модусов. Основания выведения заключения в категорическом силлогизме. Сокращенные, сложные и сложносокращенные категорические силлогизмы, их общая характеристика. Энтимема. Способы превращения энтимемы в полный силлогизм. Полисиллогизмы. Прогрессивный полисиллогизм. Регрессивный полисиллогизм. Сорит. Прогрессивный (гоклениевский) сорит. Регрессивный (аристотелевский) сорит. Эпихейрема. Условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы, их общая характеристика. Разделительные (дизъюнктивные) силлогизмы, их модусы. Правила построения разделительного силлогизма. Условно-разделительные силлогизмы. Дилемма. Простая конструктивная дилемма. Простая деструктивная дилемма. Сложная конструктивная дилемма. Сложная деструктивная дилемма. Правила построения условно- разделительных силлогизмов. Умозаключения из суждений с отношениями. Индуктивные умозаключения. Логическая природа индукции. Определение индукции как движение мысли от частного к общему. Виды индуктивных умозаключений. Полная индукция. Неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная индукция, индукция через простое перечисление, индукция через анализ и отбор фактов. Научная индукция. Понятие причинности. Свойства причинной связи. Индуктивные методы установления причинных связей (метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков). Статистические обобщения как вид индукции. Взаимосвязь индукции и дедукции. Умозаключение по аналогии (традукция). Сущность аналогии. Виды аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Вероятностный характер выводов по аналогии. Пути повышения степени вероятности. Нестрогая аналогия. Ложная аналогия. Роль аналогии в науке и практике: аналогия в процессе расследования преступлений и проведении криминалистических экспертиз, рассуждение по аналогии при использовании судебного прецедента в правовом процессе и пр. | |
Тема 6 | Законы логики | Понятие логического закона. Практическая обусловленность логических законов. Основные требования к мышлению, предъявляемые законами логики: непротиворечивость, последовательность, определенность, обоснованность. Основные законы логики (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания): общая характеристика. Закон тождества в традиционной (аристотелевской) и в современной формулировке. Познавательное значение закона тождества. Закон тождества и процедуры идентификации. Закон тождества и употребление синонимов и омонимов. Закон непротиворечия. Понятия формально-логического противоречия. Парадокс. Антиномия. Условия применения или неприменения закона в противоположных (контрарных) и противоречащих (контрадикторных) суждениях. Закон исключенного третьего. Границы справедливости закона исключенного третьего. Закон исключенного третьего и рассуждение «от противного». Выбор с помощью закона одного из взаимоисключающих альтернатив. Закон достаточного основания. Средства, используемые для достижения требования достаточного основания. Методологическое значение закона достаточного основания. | |
Раздел 3. Логические основы научного исследования и теории аргументации | |||
Тема 7. | Логика в процессе научного знания | Научное знание и его особенности. Гносеология и эпистемология. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Научный факт. Задача и проблема. Развитые и неразвитые проблемы. Формулировка проблемы. Гипотеза как форма развития знания. Определение и структура гипотезы. Гипотеза и предположение. Этапы построения гипотезы. Виды гипотез: общая, частная, единичная; эмпирическая, теоретическая (научная); описательная, объяснительная. Рабочая гипотеза. Способы обоснования гипотез. Связь гипотезы с теорией. Теория как форма научного знания. Гипотеза и версия. Особенности применения логических процедур в социально-гуманитарном и естественно-научном знании. | |
Тема 8. | Логические основы теории аргументации | Аргументация и теория аргументации. Становление учения об аргументации. Коммуникация, убеждение и аргументация. Доказательство как логическая основа аргументации. Доказательство как логическая процедура. Понятие и виды доказательных рассуждений. Доказательные и убедительные рассуждения. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство. Апагогическое доказательство (от противного). Разделительные доказательства (методом исключения или разбором случаев). Понятие опровержения. Тезис и аргументы опровержения. Прямое и непрямое (косвенное) опровержение тезиса (опровержение фактами, установление ложности или противоречивости следствий тезиса, опровержение через доказательство антитезиса). Критика аргументов. Выявление несостоятельности демонстрации. Логические ошибки в доказательстве и опровержении. Ошибки в отношении тезиса, ошибки в отношении аргументов, ошибки в форме доказательства, нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии). Понятие логической ошибки. Ошибка, заблуждение и истина. Истина и истинность. Парадоксы, паралогизмы, софизмы. Аргументация и обоснование. Основные стадии процесса аргументации. Аргументация и диалог. Логика диалога. Спор как форма диалога. Эристика. Разновидности спора: дискуссия и полемика, диспут. Правила ведения спора. Стратегия и тактика спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Ошибки и уловки. Роль эристики в формировании профессиональной культуры специалиста. Аргументация при принятии решений. Аргументация при анализе ситуаций в условиях выбора. Оценка последствий принимаемых решений. Ошибки в процессе аргументации. Классификация ошибок, возникающих в процессе аргументации. Ошибки, связанные с неправильным употреблением речи. Уловки, связанные с психологическим воздействием на оппонентов или слушателей. Уловки, связанные с индуктивными обобщениями и рассуждениями. | |
Планы групповых занятий и образовательные технологии
Семинар 1. Предмет логики.
Цель: раскрыть особенности логики как науки, показать роль и место логики в системе наук, выявить особенности логической формы мысли, раскрыть значение логики в профессиональной подготовке специалиста.
Вопросы для обсуждения:
1.Предмет и задачи логики. Место логики в системе наук.
2.Роль мышления в познании. Чувственное и рациональное мышление.
3.Понятие логической формы мысли. Содержание и форма мысли.
4.Истинность и правильность в мышлении.
5.Логическая культура и ее основные элементы.
Темы докладов:
1.Исторические и современные подходы к определению предмета логики
2.Формальная и диалектическая логика.
3.Логика и правильное мышление. Истинность мыслей и формальная правильность рассуждений.
4.Познание и мышление. Особенности чувственного и рационального познания.
5.Логика как инструмент познания и общения. Роль логики в теоретической и практической деятельности человека.