Методические указания для курсантов и слушателей. Целями данного семинарского занятия являются закрепление и углубление теоретические знания слушателей
Целями данного семинарского занятия являются закрепление и углубление теоретические знания слушателей, приобретенных ими ранее при прослушивании лекции по логике на тему: «Суждение как форма мышления»; выработка у слушателей умения анализировать информацию и строить ее в определенном порядке; связывать вновь полученные знания с уже имеющимся, образовав целостную систему; выработать у слушателей умение применять теоретические знания по данной теме на практике.
Первый вопрос данного семинарского занятия является теоретическим, объем необходимой для ознакомления информации в этом вопросе невелик, однако содержательно достаточно важен для эффективного освоения темы в целом (Кириллов В.И., Орлов Г.А. Упражнения по логике. М., Юристъ. 1995. Стр.19. Упр. № 1). В рамках второго вопроса предполагается рассмотреть отношения между простыми атрибутивными суждениями по логическому квадрату. Рекомендуется обратиться к упражнениям и задачам по логике - Кириллов В.И., Орлов Г.А. Упражнения по логике. М., Юристъ. 1995. Стр.21-25, Упр. №№ 3,5,6,7,8 а также стр. 38-39 упр. №№ 9, 10, 11; Гетманова А.Д. Логика. Словарь и задачник. Глава «Суждение», задачи №№ 1,3-5.
В третьем вопросе, помимо определения видов сложных суждений (дизъюнктивных, конъюнктивных, импликативных, эквивалентных), необходимо уяснить принципы определения истинности сложных суждений, отраженные в таблицах истинности.
Вопрос четвертый достаточно объемен; его освоение потребует обращения не только к указанной основной литературе (что является, по сути, обязательным минимумом), но и к дополнительной.
Для эффективного освоения теоретических положений темы на практике (тематический план освоения дисциплины предусматривает проведение практических занятий) «Суждение как форма мышления» рекомендуется использовать практические задания и упражнения по теме: Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996. Глава 5, стр. 111-160; Бойко А.П. Практикум по логике. М.,1997. Главы 5, 6 ,7 ,9. Стр. 65-113, 119-128; Ивин А.А. Практическая логика: задачи и упражнения. М.,1996. Разделы 7, 10.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратиться к указанным учебникам и учебным (практическим) пособиям, которые дают возможность расширить объем информации по изучаемой теме, не ограничиваясь положениями лекции. На основании изученной тематики возможно определиться с выбором реферата, темы которых представлены ниже.
Темы рефератов.
1. Суждение как форма абстрактного мышления.
2. Особенности применения суждений в практической деятельности: роль суждений в познавательной практике.
3. Простые суждения и их виды: характеристика истинности простых суждений.
4. Сложные суждения: основные виды и условия истинности.
5. Понятие и виды модальности.
6. Применение методики постановки вопросов для получения интересующей информации.
7. Сложные суждения и толкование правовых норм.
Вопросы для самопроверки (самоконтроля).
1. Дайте определение суждения. Какие суждения называются простыми, а какие сложными?
2. Какова логическая структура атрибутивных суждений и суждений отношения?
3. Каково отношение суждения и высказывания?
4. Чем определяется логическое значение (истинность или ложность) высказываний?
Рекомендуемая литература.
а) основная литература
· Баринов, П.П. Логика для юристов: учебное пособие / П.П. Баринов, В.И. Курбатов.- 2-е изд., стереот.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.- 624 с. Гриф МВД;
· Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. - М.: Гардарики, 2014. - 352 с. Гриф МО;
· Кириллов, В. И. Логика: учебник / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2014. - 256 с.;
б) дополнительная литература
· Маркин, А.В. Логика: сборник практических занятий и упражнений / А.В. Маркин.- Краснодар: КрУ МВД России, 2006.- 82 с.;
· Маркин, А.В.Основные логические законы: лекция / А. В. Маркин.- Краснодар: КрУ МВД России, 2009.- 24 с.;
· Маркин, А. В. Гипотеза как форма развития знания: лекция / А. В. Маркин. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - 32 с.