Контрольно-обучающие и профессиональные задачи. 7.1. Как изменится восприятие звука при повреждении нижней или верхней частей улитки?
7.1. Как изменится восприятие звука при повреждении нижней или верхней частей улитки?
7.2. У больных, принимавших большие дозы стрептомицина и хинина, нередко происходит потеря/ухудшение слуха. С чем это связано?
7.3. Как отличить во вкусовой почке рецепторные клетки от опорных ?
7.4. Каковы возрастные изменения рецепторного отдела органа слуха и вкуса?
Тестовые задания для самоконтроля
8.1. Первично чувствующими анализаторами являются:
1. зрительный и вкусовой
2. зрительный и обонятельный
3. слуховой и обонятельный
4. вкусовой и обонятельный
5. слуховой и вестибулярный
8.2. Источником развития рецепторных клеток слухового анализатора являются:
1. дерматом
2. париетальный листок спланхнотома
3. нервная трубка
4. эктодерма
5. энтодерма
8.3. Стереоцилии клеток слухового анализатора контактируют с
1. покровной пластинкой
2. отолитовой мембраной
3. пограничным куполом
4. секретом желез
5. базальной мембраной
8.4. Чувствительные слуховые нейроны расположены в:
1. спинальном ганглии
2. спиральном ганглии
3. верхних бугорках четверохолмия
4. медиальных коленчатых телах
5. Кортиевом органе
8.5. Центральная часть слухового анализатора расположена в:
1. продолговатом мозге
2. прецентральной извилине коры полушарий
3. коре мозжечка
4. зрительном бугре
5. коре височной доли полушарий
1. Тема занятия №5: Сердечно-сосудистая система
Мотивация.
На этом занятии изучаются особенности строения отделов сердечно-сосудистой системы.
Знания гистофизиологии сердечно-сосудистой системы, полученные на данном занятии, потребуются при изучении дисциплин: физиологии, фармакологии, фармакотерапии, патанатомии, внутренних болезней и могут быть применены в кардиотерапии, хирургии сердца и сосудов. С учетом того, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний занимает ведущие позиции, изучение сердечно-сосудистой системы приобретает особую актуальность. Очевидно, оценка состояния сердечно-сосудистой системы у каждого человека, больного или здорового, является обязательной для врача любой специальности.
Сердечно-сосудистая система, активно перемещая кровь, обеспечивает этим гистофизиологический метаболизм организма и его целостность. Отмечается ряд особенностей, обусловленных прерывистым поступлением крови из сердца и возникающих при этом значительных колебаний гидростатического давления и скорости крови. Поэтому в сосудистом русле, при наличии общего плана строения стенки, выделяют несколько типов артерий и вен, отличающихся не только калибром, но и соотношением основных функциональных элементов, гладкомышечных (активных и управляемых) и эластических (пассивных). Органоспецифические особенности имеют также капилляры и другие звенья сосудистого русла.
Цели занятия.
Общая цель.
В результате изучения препаратов и теоретического материала студент должен получить представления об источниках развития, гистофизиологии сердца и сосудов, органных особенностях сосудов; научиться различать органы сердечно-сосудистой системы и детали строения сердца и сосудов.
Конкретные цели.
Знать | Уметь |
3.2.1. Отличия понятий «слой» и «оболочка». 3.2.2. Общий план строения сердечно-сосудистой системы. 3.2.3. Строение, тканевой состав оболочек сердца. 3.2.4. Строение различных видов кардиомиоцитов на светооптическом и ультрамикроскопическом уровнях, способы их регенерации 3.2.5. Изменения в строении стенки артерий и вен в зависимости от гемодинамических условий. 3.2.6. Гистофизиологию сосудов микроциркулярного звена. 3.2.7. Факторы, облегчающие транспорт веществ через стенку капилляров. 3.2.8. Гистофизиологию эндотелия, субэндотелиального слоя, эластических волокон, гладкомышечной ткани. 3.2.9. Источники развития сердца. | 3.2.10. Отличать кровеносные сосуды от эпителиальных трубок (выводных протоков желез). 3.2.11. Отличать артерию от вены. 3.2.12. Различать артерии разных типов. 3.2.13. Различать капилляр, венулу и артериолу. 3.2.14. Различать оболочки и слои в стенках сосудов. 3.2.15. Различать оболочки и слои в стенке сердца. 3.2.16. Зарисовать схему строения 3-х видов капилляров. |