Улучшение равновесия и координации
Марион ходит. Она ходит по дому, а также вверх и вниз по ступенькам. Она больше не ползает, но всегда идет, куда бы ни хотела попасть. Родители очень за нее радуются. В то же время они не могут не замечать, насколько нетвердо она держится на ногах. Она может пройти вверх по пандусу для инвалидных колясок, чтобы попасть в библиотеку, но ей нужна помощь, чтобы спуститься. Она не может подняться на бордюр или спуститься с него. Дома они постоянно напоминают ее брату, чтобы он убирал за собой игрушки. Любая лежащая на полу вещь может стать причиной ее падения. Она может споткнуться даже о самые маленькие игрушки. Особенно часто Марион падает вечером, когда устает. Родители в раздумье, как ей помочь.
Дальнейшее улучшение координации работы мышц ног и равновесия в вертикальном положении помогает детям с ДЦП овладеть дополнительными навыками, которые им нужны для безопасной ходьбы. Когда дети начинают ходить, они делают короткие шажки. Чтобы переступить через препятствие, им приходится делать большой шаг, высоко поднимая при этом ногу. То же самое требуется, когда ребенку нужно подняться на бордюр: детям необходима достаточная мышечная сила, чтобы поднять одну ногу высоко, достаточно равновесия, чтобы удержать вес на другой ноге, и достаточно контроля, чтобы медленно согнуть или распрямить ноги.
Следующие занятия разработаны, чтобы улучшить равновесие вашего ребенка и отработать контролируемые движения ногами вверх и вниз. Используйте их по указанию физиотерапевта вашего ребенка и следуйте всем его рекомендациям.
Король горы
1. Разместите табурет‑стремянку в безопасном месте в середине комнаты, подальше от мебели или рядом с кроватью или диваном.
2. Пусть ребенок, держась за вашу руку, заберется на табурет и встанет посередине. Его пальцы должны смотреть вперед или слегка наружу.
3. Попросите его встать прямо, отпустить вашу руку и постоять самостоятельно.
4. Вместе посчитайте, сколько у него получится так простоять. Как следует его подстраховывайте и немедленно помогите ему спуститься, когда он будет готов или начнет шататься.
Если у ребенка хорошо получается, пусть поиграет в Короля горы – надувает мыльные пузыри (рис. 15.12) или изобразит знаменитого певца и споет вам песню. Продолжайте как следует его подстраховывать, когда он стоит на табурете.
Рис. 15.12
Присели, встали
1. Поместите на пол интересную игрушку и предложите ребенку присесть, чтобы поиграть с ней. Убедитесь в том, что его ступни плотно прижаты к полу и смотрят вперед или слегка наружу (рис. 15.13, a ).
2. После игры медленно поднимите игрушку (рис. 15.13, б ) и предложите ребенку медленно встать (рис. 15.13, в ).
Как вариант, предложите ребенку присесть и поиграеть с кубиками, пирамидкой, головоломкой и т. д. Встаньте рядом с ним и протягивайте дополнительные кубики, колечки для пирамидки и т. д. Пусть он встает за каждой деталью и снова приседает, возобновляя игру.
Рис. 15.13
Стоим на поролоне
Еще один способ улучшить равновесие вашего ребенка в положении стоя – попросить его встать на кусок поролона (для тренировки дома вы можете купить кусок плотного поролона 30 на 30 см, толщиной 8 см в магазине стройматериалов).
Пусть ребенок, держась за ваши руки, встанет на поролон. Ступни его должны смотреть вперед или слегка наружу.
1. Попросите его встать прямо, отпустить вашу руку и постоять самостоятельно (рис. 15.14 ).
2. Вместе посчитайте, сколько он сможет удержать равновесие.
3. Пусть снова возьмется за ваши руки, когда будет спускаться.
Если у ребенка хорошо получается, вы можете поместить поролон посередине комнаты подальше от мебели. Дайте ему подержать и побросать мяч, пока он стоит и удерживает равновесие.
Рис. 15.14
Полустоя перед зеркалом
Упражнения на отработку положения полустоя были приведены в предыдущей главе и рекомендованы для растягивания мышц голеностопа и улучшения координации и равновесия слабой ноги маленького ребенка. Они могут быть использованы для тех же целей ребенком постарше, который уже научился ходить. Устойчивость в положении полустоя – хорошая основа для развития навыков, которые требуют кратковременной опоры на одну ногу при переступании через препятствия, при подъеме и спуске с бордюра или подъеме по лестнице без поддержки рук. Используйте их по указанию физиотерапевта вашего ребенка и следуйте всем его рекомендациям.
1. Поместите табурет‑стремянку или низкую скамейку перед большим зеркалом или стеклянной дверью. Соберите необходимые принадлежности: пена для бритья, кусочки поролона или вырезанные из него фигурки животных, а также полотенце и губку для вытирания.
2. Держась за зеркало, ребенок помещает одну ногу на скамейку. Колено и пальцы при этом смотрят вперед. Другая нога распрямлена в бедре и колене, пальцы тоже смотрят вперед или слегка наружу.
3. Выдавите небольшое количество пены для бритья на зеркало и попросите ребенка размазать ее по поверхности (рис. 15.15 ). Покажите ему, как рисовать на пене, делать отпечатки пальцев или приклеивать к зеркалу фигурки животных. Пусть играет столько, сколько ему нравится. Ничего страшного, если он просто будет размазывать крем по поверхности. При необходимости подстраховывайте его от падения.
4. Когда ребенок наиграется, пусть в том же положении полустоя вытрет зеркало большой влажной губкой. Возить губкой по зеркалу – тоже веселое занятие и к тому же хорошее упражнение на координацию и устойчивость.
Рис. 15.15
Стоя на одной ноге
Стоять на одной ноге – самый сложный навык в удержании равновесия. Если дети овладевают этим навыком, они могут переходить к таким сложным навыкам, как хождение по бревну и прыжки. Родители могут начать отработку умения стоять на одной ноге, когда ребенок еще не ходит (см. главу 14, раздел «Умение стоять на одной ноге с поддержкой», с. 253).
Для дальнейшей отработки умения стоять на одной ноге используйте приведенные ниже упражнения в соответствии с указаниями физиотерапевта вашего ребенка.