Логические операции с понятиями. 1. Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия
1. Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Например: «Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны».
Понятие, содержание которого раскрывается в определении – определяемое; понятие, посредством которого раскрывается содержание понятия – определяющее.
Правила определения.
I. Соразмерность.Определение должно быть соразмерным, то есть объём определяющего должен быть равен объёму определяемого.
При нарушении этого правила возникают две ошибки.
a. Слишком широкое определение (объём определяющего больше, чем объём определяемого). Например: «Студент – это человек, который учится». В данном случае невозможно отличить студента от школьника или специалиста, повышающего свою квалификацию.
b. Слишком узкое определение (объём определяемого больше, чем объём определяющего). Например: «Студент – это человек, который учится в педагогическом университете». В соответствии с данным определением человек, который учится в техническом университете, студентом не является.
II. Запрет круга.Нельзя определять понятие само через себя. Например: «Вращение – это движение тела вокруг своей оси». В данном определение нарушено правило запрета круга, так как «ось – это прямая, вокруг которой происходит вращение».
III. Запрет отрицания. По возможности определение не должно быть отрицательным. При определении отрицательных понятий наряду с отрицанием определение должно содержать утверждение. Например, неправильным будет такое определение: «Атеизм – это отрицание Бога». Более правильно будет следующее определение: «Атеизм – это отрицание Бога и утверждение бытия на Земле».
IV. Запрет неясности. Определение должно быть ясным и чётким. Это означает, что содержание и объём понятий, содержащихся в определяющем, должны быть ясными, определение не должно содержать недвусмысленности.
2. Деление – это разбиение объёма понятия на части по какому-либо признаку. Понятие, объём которого разбивается, называется делимым; признак, по которому осуществляется разбиение – основание деления; а части, на которые разбивается объём исходного понятия – члены деления. Например, студенты делятся на успевающих и неуспевающих.
Правила деления.
I. Объём делимого понятия должен полностью исчерпываться объёмами членов деления.
При нарушении этого правила возможны две ошибки.
a. Деление с недостающими членами. Так, неверным будет деление понятия «власть» на законодательную и исполнительную ветвь. В этом случае недостающий член деления – судебная ветвь власти.
b. Деление с лишними членами. Выделение из понятия «власть» наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти средств массовой информации как четвёртой ветви является неправильным. Объём понятия «власть» полностью исчерпывается первыми тремя, а «средства массовой информации» – лишний член деления.
II. Деление должно производиться по одному основанию. Так, неверным будет следующее деление объёма понятия «студент»: успевающие, неуспевающие и ленивые.
III. Члены деления должны исключать друг друга. Члены деления должны быть соподчинёнными понятиями, то есть не иметь общих элементов в объёмах. Так, неверным будет деление понятия «студент» на успевающих, неуспевающих и отличников. Член деления «отличники» уже входит в объём понятия «успевающие».
IV. Деление должно быть последовательным и непрерывным. При делении следует от родового понятия переходить к видовым, а только затем к подвидовым, то есть нельзя при делении делать скачков. Так, нельзя удобрения разделить на органические, азотные, калийные и фосфорные. Сначала удобрения делятся на органические и минеральные, и только затем минеральные можно разделить на азотные, калийные и фосфорные.
2. Обобщение – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объёмом и большим содержанием к понятию с большим объёмом и меньшим содержанием. Ограничение – это логическая операция перехода от понятия с большим объёмом и меньшим содержанием к понятию с меньшим объёмом и большим содержанием. Так, обобщением понятия «студент» может служить понятие «человек», а ограничением – понятие «студент первого курса».
С У Ж Д Е Н И Е