Контроль заключительного уровня знаний
Преподаватель проводит анализ результатов лабораторной работы студентов, выясняет осознанно ли выполнили работу. Затем студенты сдают тесты для контроля знаний. Преподаватель оценивает знания по выше указанным компетенциям.
Литература:
Основная:
1.Ремизов А.Н., Максина А.Г., ПотапенкоА.Я. Медицинская и биологическая физика :учебник. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 558 с. : ил.
2.Ремизов А.Н., Максина А.Г., ПотапенкоА.Я. Сборник задач по медицинской и биологической физике : учеб. пособие – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 189 с.
3.Антонов В.Ф. Физика и биофизика : учебник. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
5.Антонов В.Ф., Черныш А.М., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Практикум: учебное пособие.– 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2008. – 336 с.
6.Самойлов В.О. Медицинская биофизика. СПб.: СпецЛит, 2007. –496 с.
Дополнительная:
1.Антонов В.Ф. Физика и биофизика : учебник. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
2.Антонов В.Ф., Черныш А.М., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Практикум : учебное пособие.– 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2008. – 336 с.
3.Рубин А.Б. «Биофизика». изд.МГУ, 2006 г.- 435 c.
4. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г. – 703 стр.
5. www. Sciencedirect.com.
6. www.thecochranelibrary.com.
7. www.springerlink.com.
8. www.webofknowledge.com.
9. http://dlib.eastview.com.
Контрольные вопросы:
1. Механизм возникновения биопотенциалов в тканях и органах, сущность тех или иных потенциалов в живом организме.
2. В чем состоит теория Эйнтховена? Что регистрирует кардиограмма и какую зависимость она показывает?
3. Как, пользуясь кардиограммой ,определить величину биопотециалов сердца в различные моменты сердечного цикла?
4. Какое условное обозначение интервалов кардиограммы? Нарисуйте.
5. Как определяется длительность временных интервалов? Какие значения она имеет?
6. Как пользуясь кардиограммой, определить частоту сердечных сокращений (пульс) и положение анатомической оси сердца.
7. . Cтандартные расположения электродов по международным системам
8. . Какавы преимушества ЭЭГ от остальных методов исследовании головного мозга?
Глоссарии | ||
Русский | Казахский | Английский |
Баллистокардиография | Баллистокардиография | Ballistocardiography |
Эхокардиография | Эхокардиография | Echocardiography |
Электроэнцефалография | Электроэнцефалография | Electroencephalography |
ЭЭГ | Электроэнцефаллограмма | Electroencephalogram |
Тормозные импульсы | Тежелу импульстары | Braking impulses |
Возбуждающие импульсы | Қоздырушы импульстар | Excitation impulses |
1.Баллистокардиография -это регистрация движений тела человека, связанных с сердечными сокращениями и перемещением крови в крупных сосудах.
2.Эхокардиография- метод изучения строения и движения структур сердца с помощью отраженного ультразвука.
3.Электроэнцефалография (ЭЭГ)- регистрация электрической активности поверхности мозга
4.ЭЭГ - клинический метод исследования опухолевых поражении головного мозга.
5.Тормозные импульсы пирамидных клеток генерируются в теле нейрона
6.Возбуждающие импульсы пирамидных клеток генерируются в дендритах.
Рубежный контроль №1
Цель:показать знания по разделу «Биофизика клеток» и практические навыки в решении ситуационных задач по темам биологические мембраны, диффузия, транспорт веществ и т.д.
Задачи обучения:
· знать физико-биологические процессы, происходящих в организме
· показать практические навыки в медико-биологических исследованиях
Количество формируемых компетенций:знания.
Вопросы рубежного контроля:
1. Биологические мембраны.
2. Виды биологических мембран и их функции.
3. Виды мембранных липидов и их свойства.
4. Мембранные белки. Виды и функции мембранных белков.
5. Фазовые переходы в мембране. Структура биологических мембран. Искусственные мембраны. Липосомы.
6. Методы исследования структуры мембран.
7. Транспорт веществ через биологические мембраны. Пассивный транспорт.
8. Виды транспорта. Простая диффузия.
9. Основные механизмы пассивного транспорта.
10. Транспорт ионов. Активный транспорт.
11. Ионный транспорт веществ в каналах.
12. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза.
13. Первично-активный, вторично-активный (сопряженный) транспорт.
14. Понятие электровозбудимости. Потенциалы покоя.
15. Методы измерения мембранного потенциала. Микроэлектродная техника.
16. Потенциал действия.Механизм генерации и распространения потенциала действия.
17. Методы изучения молекулярных механизмов электромеханических потенциалов мембран.
18. Распространение нервного импульса вдоль возбудимого волокна.
19. Электроды для съема биоэлектрического сигнала.
20. Датчики медико-биологической информации. Типы датчиков.
21. Назначение и классификация датчиков, характеристики.
22.Термоэлектрические явления в металлах и полупроводниках.
23. Градуировка термодатчиков и определение температуры вещества.
24. Физические основы электрокардиографии.
25. Устройство, принцип работы электрокардиографа.
26. Основные подходы к регистрации ЭКГ.
27. Регистрация ЭКГ и принципы анализа.
28. Потенциал действия кардиомиоцита.
29. Механизм генерации потенциала действия кардиомиоцита.
30. Особенности генеза потенциала действия в кардиомиоцитах.
31. Ионные механизмы возбуждения.
32. Электрическая активность сердца.
33. Мембранные потенциалы. Потенциал действия сердечной клетки.
34. Проведение потенциалов действия по тканям сердца.
35. Электроэнцефалография. Основные ритмы ЭЭГ.
36. Регистрация ЭЭГ и принципы анализа. Их функциональное значение.
37. Основные типы электрической активности пирамидных нейронов.
38. Биомеханика мышцы.
39. Модель скользящих нитей.
40. Особенности распространения звука в различных средах
41. Акустика. Звуковые измерения.
42. Физические и физиологические характеристики звука, их взаимосвязь
43. Ультразвук. Применение ультразвука в медицине.
44. Звуковые методы исследования в клинике.
Методы обучения и преподавания:
- Тестирование
- Решение задач
Методы контроля формируемых на занятии компетенций:
- тестирование на компьютере (студент должен ответить на «тест», содержащий в себе минимальные знания: основные определения, теоретические вопросы данной темы);- показать навыки решения задач
Литература
Основная:
1.Ремизов А.Н., Максина А.Г., ПотапенкоА.Я. Медицинская и биологическая физика :учебник. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 558 с. : ил.
2.Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика : курс лекций для студентов медицинских вузов : учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2010. –
3.Антонов В.Ф. Физика и биофизика : учебник. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
4.Самойлов В.О. Медицинская биофизика. СПб.: СпецЛит, 2007. –496 с.
Дополнительная:
1.Антонов В.Ф. Физика и биофизика : учебник. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
2.Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика : курс лекций для студентов медицинских вузов : учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2007. – 240 с.
3.Рубин А.Б. «Биофизика». изд.МГУ, 2006 г.- 435 c.
4. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г. – 703 стр.
5. www. Sciencedirect.com.
6. www.thecochranelibrary.com.
7. www.springerlink.com.
Тема 5: Методы исследования кровообращения. Импеданс биологических тканей.
Цель: Понять закономерности кровообращения. Выяснить используемые в медицине методы исследования кровообращения. Сущность дисперсии импеданса биологических тканей.
Количество формируемых компетенций: знания, практические навыки.
Задачи обучения:
· Обучить физическим закономерностям движения крови.
· Научить определить импеданс биологических тканей.
Количество формируемых компетенций: знания, практические навыки.
Основные вопросы по теме:
· Понятие объемной скорости кровотока.
· Распределение кровотока по регионам и органам.
· Метод измерения объемной скорости кровотока: окклюзионная плетизмография.
· Эффект Доплера. Ультразвуковое определение скорости кровотока.
· Индикаторный метод (радиоизотопы).
· Сердечные объемы крови и методы их исследования.
· Сущность метода реографии.
Методы обучения и преподавания:
- разбор и обсуждение основных и контрольных вопросов
- решение типовых и ситуационных задач;
- тестирование
Методы контроля формируемых на занятии компетенций:
- тестирование на компьютере (студент должен ответить на «тест», содержащий в себе минимальные знания и навыки – основные определения и формулы, теоретические вопросы данной темы);
-решение типовых и ситуационных задач
-обмен мнениями при разборе учебного материала