III. Мотивационная характеристика темы. Учебно-методический комплекс для медико-психологического факультета
КРАТКИЙ КУРС ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ
Учебно-методический комплекс
для медико-психологического факультета
Гродно 2005
УДК 616-036.882-08
ББК 53.5
С71
Учебное пособие утверждено на заседании Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета 1 июля 2004 года (протокол № 6).
Ответственный за выпуск: первый проректор ГГМУ, проф. Жук И.Г.
Рецензенты: доцент кафедры неврологии, декан медико-психологи-
ческого факультета, Т.М. Шамова
Спас В.В. | |
С71 | Краткий курс интенсивной терапии: Учеб. пособие / В.В. Спас. – Гродно, ГГМУ, 2004. – 210 с. |
ISBN 985-6727-30-8
В учебном пособии представлены современные данные по интенсивной терапии и реанимации. Пособие адаптировано к требованиям программы медико-психологического факультета и содержит все необходимые сведения для студентов в этих разделах медицины.
Предназначено для студентов медико-психологического факультета.
УДК 616-036.882-08
ББК 53.5
ISBN 985-6727-30-8 © Спас В.В., 2005
«ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ ОСТРОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ»
I. Тема занятия
Интенсивная терапия острой дыхательной недостаточности (ОДН).
II. Общее время занятий.
Введение. Обоснование важности и актуальности темы – 5 мин.
Оценка исходного уровня знаний (письменный контроль)-15 мин.
Разбор основных вопросов- 115 мин.
Отработка практических навыков в операционной и палатах ИТАР- 115 мин.
Разбор протоколов наблюдения больных, чтение рефератов, решение ситуационных задач.
Заключительный контроль знаний и навыков –35 мин.
Подведение итогов, задание на следующее занятие – 10 мин.
III. Мотивационная характеристика темы.
Острая дыхательная недостаточность (ОДН) – одно из наиболее тяжелых осложнений, встречающихся в реанимационной практике. Позднее ее распознавание и неадекватное лечение может привести к летальному исходу. ОДН возникает при многих ситуациях:
· при нарушении работы дыхательного центра (передозировка наркотических веществ, отравление снотворными, кома, нарушение мозгового кровообращения);
· при нарушении проходимости дыхательных путей (аспирация инородных тел, секретов ротовой полости, в том числе и желудочных масс и крови при ранениях лицевого скелета, задержка бронхиальных секретов;
· при нарушении откашливания у больных в коматозном состоянии или травме грудной клетки;
· при ограничении дыхательных экскурсий вследствие плевральных выпотов, высокого стояния диафрагмы или болевых синдромов груди и верхнего этажа живота;
· при функциональной недостаточности дыхательной мускулатуры (параличи или спазмы);
· при резких нарушениях электролитного баланса, особенно дефицит ионов К и КОС, при некоторых инфекционных поражениях и отравлениях;
· в связи с паренхиматозными изменениями легочной ткани (заполнение жидкостью альвеол, отек легкого, эмболии, легочные повреждения).
Учитывая многообразие причин, вызывающих ОДН, методами диагностики, профилактики и лечения должен владеть врач любой специальности.
IV. Цель занятия.
Научить студентов: патогенетически обоснованной интенсивной терапии ОДН.
V. Задачи занятия.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
Принципы интенсивной терапии состояний сопровождающихся ОДН.
Принципы закупорки дыхательных путей.
Угнетение дыхания. Различные механизмы апноэ. Особенности диагностики в условиях ОИТР.
Аспирационный синдром.
Пневмония
Респираторный дистресс синдром взрослых
Ателектаз, плеврит, тромбэмболия легочной артерии. Кислородная терапия. Показания к ИВЛ, осложнения, различные методы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
Обеспечить проходимость дыхательных путей.
Провести ИВЛ любым доступным методом.
Уметь проводить кислородотерапию с помощью нозофарингеальных катетеров и маски.
Определить показания к ИВЛ или вспомогательному дыханию.
Уметь проводить учебную анальгезию закисью азота с кислородом.
Определять показания и противопоказания к проведению реанимационных мероприятий и выполнять их по алгоритму САФАРА.
Уметь проводить обезболивание наркотическими анальгетиками, препаратами для НЛА, анальгезию закисью азота с кислородом.
Уметь оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током.
Уметь диагностировать степень ОДН.
Владеть методикой проведения спонтанного дыхания с сопротивлением на выдохе.
Определять показания к ВИВЛ и ИВЛ.
Определять последовательность лечебных мероприятий при купировании астматического статуса, судорожного синдрома, ОДН, обусловленной массивной пневмонией, ателектазом легких, механической обструкции трахеи и бронхов.