Мотивационная характеристика темы. См. предыдущую учебно-методическую разработку

См. предыдущую учебно-методическую разработку.

Учебная цель

Общая цель: уметь идентифицировать органы эндокринной системы и составляющие их тканевые элементы на микроскопическом уровне.

Конкретная цепь: характеризовать эмбриональные источники развития и общие закономерности строения эндокринных органов.

Необходимый исходный уровень знаний

Из других предметов и предшествующих тем. 1. Анатомия, источники развития, классификация и кровоснабжение органов эндокринной системы. 2. Особенности строения покровного и железистого эпителия, особенности строения рыхлой соединительной ткани.

Из темы текущего занятия. 1. Источники развития органов эндокринной системы. 2. Общая характеристика эндокринных желез. 3. Строение и функция надпочечников, щитовидной и паращитовидной желез. 4. Роль железистых клеток и секреции гормонов и их физиологическое значение.

Вопросы для самоподготовки

1. Щитовидная железа. Фолликулярные и парафолликулярные клетки. Их гормоны и значение.

2. Паращитовидная железа. Строение, гормоны, функция.

3. Надпочечники: корковое вещество, мозговое вещество, гормоны и их значение. Понятие о неспецифическом адаптационном синдроме.

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1. Рассмотреть щитовидную железу. Объект изучения: препарат - щитовидная железа (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти капсулу (1), фолликулы (2), коллоид (3), интерфолликулярные островки (4). Ориентировочные основы действий: отметить капсулу (1) в виде розовой полоски на периферии органа. От нее отходят междольковые перегородки с кровеносными сосудами. Между перегородками видны фолликулы (2) - округлые образования, заполненные розовым коллоидом (3). По периферии в виде кольца располагаются ядра тироцитов синего цвета. Зарисовать интерфолликулярные островки (4) - скопления клеток синего цвета в интерфолликулярных пространствах.

Задание 2. Рассмотреть паращитовидную железу. Объект изучения: препарат - паращитовидная железа (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти капсулу (1), тяжи эпителиальных клеток (2), прослойки соединительной ткани (3), кровеносные сосуды (4). Ориентировочные основы действий: увидеть на периферии органа капсулу (1) в виде узкой розовой полоски. Под ней тяжами располагаются железистые клетки (2) сине-фиолетового цвета.

Задание 3. Рассмотреть надпочечник. Объект изучения: препарат -надпочечник (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти и зарисовать капсулу (1), корковое вещество (2), клубочковую зону (3), пучковую зону (4), сетчатую зону (5), мозговое вещество (6), синусоидные капилляры (7). Ориентировочные основы действий: на поверхности органа увидеть капсулу (1) розового цвета. Под ней располагается корковое вещество (2). Под капсулой клетки располагаются в виде клубочков - клубочковая зона (3), ниже светлые клетки с вакуолями - пучковая зона (4), за которой клетки приобретают неправильную ориентацию - сетчатая зона (5). Ниже коркового вещества располагается мозговое вещество (6) с крупными клетками со светлой цитоплазмой.

Ситуационные задачи

1. При микроскопическом исследовании щитовидной железы установлено, что фолликулы имеют небольшие размеры, содержат мало коллоида, который сильно вакуолизирован, тироциты высокие, призматические. Какому функциональному состоянию органа соответствует такое строение? Объясните возможные причины.

2. В препарате щитовидной железы фолликулы содержат много коллоида, в результате чего их размеры увеличены. Тироциты плоские. Какому функциональному состоянию органа соответствует такая картина?

3. В препарате околощитовидной железы отмечено очень незначительное количество ацидофильных клеток. Каков предположительно возраст человека, которому принадлежит эта железа?

Основная и дополнительная литература

Основная литература; 1) Учебник гистологии / под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной. - М. : «Медицина», 1999, 2000. 2) Руководство по гистологии / под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. В 2 тт. - СПб : СпецЛит, 2001. 3) С. Г. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров. Гистология, цитология и эмбриология. - М., 2005.4) Р. К. Данилов. Гистология, эмбриология, цитология. - М., 2006. 5) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2007.6) Гистология человека в ответах на вопросы / под ред. П. А. Мотавкина, Н. Ю. Матвеевой. - Владивосток : «Медицина ДВ», 2006. 7) И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. Атлас по гистологиии и эмбриологии. - М.: «Медицина», 1978. 8) С. Г. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В. Л. Го-рячкина. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М., 2002.9) В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток тканей и органов. - М.: «Медицина», 2004.

Дополнительная литература: 1) Гистология (введение в патологию) / под ред. Э. Г. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР, 1997. 2) А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. - М.: «Мир». 3) Дж. и X. Теппермен. Физиология обмена веществ и эндокринной системы. - М.: «Мир», 1989).

Наши рекомендации