Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Учебно-тематический план

Название раздела Количество часов
по рабочей программе  
Введение  
Повторение пройденного в 5-6 классах 13+2Р=15  
Причастие 25+6Р=31  
Деепричастие 19+2Р=12  
Наречие 15+3Р=18  
Категория состояния 1+2Р=3  
Предлог 6+1Р=7  
Союз 15+2Р=17  
Частица 13+3Р=16  
Междометие  
Повторение изученного в 7 классе 11+2Р=13  
Резерв  
ИТОГО  

Требования к уровню подготовки учащихся

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

· производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

· с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

· соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

· находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор,

правильно писать слова с изученными орфограммами;

· находить и исправлять орфографические ошибки,

· правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.

По пунктуации:

· находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания,

· обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи:

· составлять сложный план,

· подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа,

· собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли,

· описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению,

· совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом),

· уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме,

· уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока Наименования разделов и тем Плановые сроки прохождения Фактические сроки прохождения Ожидаемый результат  
Введение (1 ч)  
1. Русский язык как развивающееся явление. 01.09   Знать особенности развития русского языка  
Повторение (12+2Р=14)  
2. Синтаксис. Синтаксический разбор 02.09   Знать основные синтаксические понятия  
3. Пунктуация. Пунктуационный разбор 03.09   Уметь применять правила постановки знаков препинания  
4. Лексика и фразеология. 04.09   Уметь работать со словарями  
5. Лексика и фразеология. 08.09   Уметь применять фразеологический оборот  
6. Фонетика и орфография. 09.09   Знать основные фонетические понятия  
7. Фонетика и орфография. 10.09   Уметь производить фонетический разбор  
8. Словообразование и орфография. 11.09   Уметь различать формы слова и однокоренные слова  
9. Словообразование и орфография. 15.09   Уметь производить словообразовательный разбор  
10. Морфология и орфография 16.09   Уметь разграничивать части речи  
11. Морфология и орфография. 17.09   Различать части речи по морфологическим признакам  
12. Морфология и орфография. 18.09   Повторить правила правописания основных частей речи  
13. Р. Р. Текст. Диалог как текст. Виды диалога. 22.09   Знать основные признаки текста  
14. Р.Р, Стили литературного языка. 23.09   Знать изученные стили речи  
15. Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» 24.09   Уметь применять полученные знания..  
16. Работа над ошибками диктанта 25.09   Уметь находить и анализировать свои ошибки.  
Причастие (25+6Р=31)  
17. Причастие как часть речи. 29.09   Знать признаки причастия.  
18. Склонение причастий. 30.09   Знать условия выбора окончания  
19. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. 01.10   Отрабатывать навыки правописания падежных окончаний  
20. Причастный оборот. 02.10   Уметь находить причастный оборот  
21. Выделение причастных оборотов на письме запятыми. 03.10   Уметь выделять причастный оборот  
22. Р.Р. Сочинение - описание внешности человека 12.10   Составление плана  
23. Р. Р.Сочинение – описание внешности человека 13.10   Написание сочинения  
24. Действительные и страдательные причастия. 14.10   Уметь различать причастия  
25. Краткие и полные страдательные причастия. 15.10   Находить в тексте полные и краткие стр. причастия  
26. Действительные причастия настоящего времени. 19.10   Знать способы образования ДПНВ  
27. Гласные в суффиксах ДПНВ. 20.10   Знать условия выбора гласных в суффиксах ДПНВ  
28. Действительные причастия прошедшего времени. Гласная перед суффиксом ДППВ. 21.10   Знать правила написания гласных перед суффиксом  
29. Р.Р, Сжатое изложение 22.10   Уметь составлять план, знать приемы сжатия  
30. Р.Р.Сжатое изложение 23.10   Уметь составлять план, знать приемы сжатия  
31. Страдательные причастия настоящего времени. 26.10   Уметь образовывать СПНВ  
32. Гласные в суффиксах СПНВ. 27.10   Знать условия выбора гласной в суффиксах СПНВ  
33. Страдательные причастия прошедшего времени. 28.10   Уметь образовывать СППВ  
34. Гласные перед н-нн в полных и кратких страдательных причастиях. 29.10   Знать правило и уметь применять его.  
35. Н-нн в суффиксах СППВ и отглагольных прилагательных. 02.11   Уметь различать прилагательные и причастия  
36. Н-нн в суффиксах СППВ и отглагольных прилагательных. 03.11   Знать правило и уметь применять его  
37. Н-нн в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных 05.11   Уметь отличать причастия от отглаголыных прилагательных  
38. Н-нн в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных 09.11   Знать правило и уметь применять его.  
39. Р. Р. Сжатое изложение 10.11   Уметь оставлять план  
40. Р.Р. Сжатое изложение. 11.11   Уметь применять приемы сжатия текста  
41. Морфологический разбор причастия. 12.11   Знать порядок разбора  
42. Слитное и раздельное написание не с причастиями. 23.11   Уметь применять орфографические правила  
43. Слитное и раздельное написание не с причастиями. 24.11   Знать правило и применять его  
44. Буквы е, ё после шипящих в суффиксах причастий. 25.11   Уметь применять орфограмму  
45. Повторение изученного по теме «Причастие». 26.11   Знать орфографию причастия  
46. Контрольный диктант № 2 по теме «Причастие» 30.11   Уметь применять полученные знания на практике.  
47. Работа над ошибками диктанта 1.12.   Уметь находить и анализировать свои ошибки  
Деепричастие (10+2Р=12)  
48. Деепричастие как часть речи. 02.12   Знать понятие о деепричастии  
49. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём 03.12   Уметь находить и выделять деепричастный оборот  
50. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём 04.12   Уметь находить и выделять деепричастный оборот  
51. Раздельное написание не с деепричастиями. 07.12   Знать правило написания не с деепричастием  
52. Деепричастия несовершенного вида. 08.12   Знать способы образования ДНВ  
53. Деепричастия совершенного вида. 09.12   Знать способы образования ДСВ  
54. Р. Подготовка к сочинению-описанию по картине 10.12   Уметь описывать действие, используя деепричастие  
55. Р.р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» 11.12   Написание сочинения  
56. Морфологический разбор деепричастия. 14.12   Знать порядок разбора  
57. Обобщение изученного по теме "Деепричастие" 15.12   Знать орфографию деепричастия  
58. Контрольная работа по теме «Деепричастие». (зачет) 16.12   Уметь применять полученные знания  
59. Работа над ошибками контрольной работы. 17.12   Уметь находить и анализировать свои ошибки  
Наречие (15+3Р=18)  
60. Наречие как часть речи. 21.12   Уметь находить наречие в тексте  
61. Степени сравнения наречий. 22.12   Знать способы образования степеней наречий  
62. Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему "Прозвища" 23.12   Уметь составлять план, четко выражать свои мысли  
63. Не с наречиями на –о и –е. 24.12   Знать правило написания НЕ с наречием  
64. Не с наречиями на –о и –е. 28.12   Знать правило написания НЕ с наречием  
65. Не и ни в отрицательных наречиях 29.12   Знать правило выбора гласных в приставках НЕ - НИ  
66. Не и ни в отрицательных наречиях. 30.12   Знать правило и применять его  
67. Н-нн в наречиях на –о и –е. 11.01   Знать условия выбора Н-Нн в наречиях  
68. Н-нн в наречиях на –о и –е. 12.11   Знать правило и применять его  
69. Буквы о, а на конце наречий. 13.01   Уметь применять изученное правило на практике  
70. Дефис между частями слова в наречиях. 14.01   Знать условие выбора слитного и дефисного написания  
71. Р.Р. Сжатое изложение 18.01   Уметь применять приемы сжатия  
72. Р.Р. Сжатое изложение. Написание 19.01   Написание изложения  
73. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. 20.01   Знать условие слитного и раздельного написания  
74. Ь после шипящих на конце наречий. 21.01   Уметь применять правила на практике  
75. Повторение изученного по теме «Наречие». 25.01   Знать орфограммы по теме  
76. Контрольный диктант № 3 по теме "Наречие" 26.01   Уметь применять полученные знания  
77. Работа над ошибками контрольного диктанта 27.01   Уметь находить и анализировать свои ошибки  
Категория состояния (1+2Р=3)  
78. Слова категории состояния. 28.01   Уметь находить и разбирать слова категории состояния  
79. Р. Подготовка к сжатому изложению 01.02   Уметь отбирать материал  
80. Р.р. Сжатое изложение «Обыкновенная земля» 02.02   Написание изложения  
Служебные части речи Предлог (7 ))  
81. Самостоятельные и служебные части речи 03.02   Уметь различать самостоятельные и служебные части речи  
82. Производные и непроизводные предлоги. 04.02   Уметь находить предлоги в тексте  
83. Простые и составные предлоги. 08.02   Уметь находить простые и составные предлоги в тексте  
84. Морфологический разбор предлога. 15.02   Знать порядок разбора  
85. Слитное и раздельное написание производных предлогов. 16.02   Уметь применять правило на письме  
86. Слитное и раздельное написание производных предлогов. 17.02   Знать правило и применять на практике  
87. Слитное и раздельное написание производных предлогов. 18.02   Знать правило и применять его на практике  
Союз (15+2Р=17)  
88. Союз как часть речи. 20.02   Знать признаки союза  
89. Простые и составные союзы 22.02   Уметь находить союзы в тексте  
90. Сочинительные и подчинительные союзы. 24.02   Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы  
91. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении. 25.02   Уметь находить границу между простыми предложениями в составе сложного  
92. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении. 28.02   Знать правило постановки запятой в сложном предложении  
93. Сочинительные союзы. 01.03.   Уметь различать сочинительные союзы по значению  
94. Подчинительные союзы. 02.03   Уметь определять значение подчинительных союзов  
95. Подчинительные союзы. 03.03   Знать разряды подчинительных союзов  
96. Морфологический разбор союза. 04.03   Уметь разбирать союз  
97. Р.Р Сочинение – рассуждение о кние. 09.03   Знать особенности текста рассуждения  
98. Р.р. Сочинение- рассуждение о книге 10.03   Написание сочинения  
99. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. 14.03   Применять правила написания союзов  
100. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. 15.03   Применять правила на практике  
101. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от омонимичных слов. 16.03   Уметь отличать союзы от омонимичных слов  
102. Повторение сведений о предлогах и союзах. 17.03   Знать изученные орфограммы  
103. Контрольный диктант с № 4 21.03   Применять изученныеправила на практике  
104. Работа над ошибками диктанта 22.03   Уметь находить и анализировать свои ошибки  
Частица (13+3=26)  
105. Частица как часть речи. 23.03   Знать особенности частиц  
106. Разряды частиц. Формообразующие частицы. 24.04   Знать роль частиц в предложении  
107. Смысловые частицы. 28.03   Знать разряды частиц  
108. Раздельное и дефисное написание частиц. 29.03   Уметь правильно писать частицы  
109. Морфологический разбор частиц. 30.03   Знать порядок разбора  
110. Отрицательные частицы не и ни. 03.04   Уметь определять смысл положительных и отрицательных значений  
111. Отрицательные частицы не и ни. 04.04   Знать правило и уметь применять его на практике  
112. Различие на письме частицы не и приставки не. 11.04   Уметь объяснить условие выбора написания не  
113. Частицы не и ни, приставка ни, союз ни..ни. 12.04   Уметь графически обозначить условие выбора правильного написания  
114. Частицы не и ни, приставка ни, союз ни..ни. 13.04   Уметь применить правило на практике  
115. Р. Сочинение-рассуждение "Береги родную природу" 14.04   Уметь составлять план, знать особенности сочинения - рассуждения  
116. Р. Сочинение-рассуждение "Береги родную природу" 14.04   Написание сочинения  
117. Повторение изученного по теме «Частица». 18.04   Уметь правильно писать частицу  
118. Контрольный диктант № 5 теме "Частицы". 19.04   Уметь применять полученные правила  
119. Работа над ошибками диктанта 20.04   Уметь находить и анализировать свои ошибки  
Междометие (3)  
120. Междометие как часть речи. 25.04   Знать информацию о междометии  
121. Дефис в междометии. 26.04   Уметь правильно писать междометие  
122. Знаки препинания при междометиях. 27.04   Уметь применять правило пунктуации  
Повторение изученного (11+2Р=13)  
123. Фонетика и графика. 28.04   Уметь делать фонетический разбор  
124. Морфология. 04.05   Уметь различать части речи и разбирать их  
125. Орфография. 05.05   Уметь применять полученные знания  
126. Р.Р, Текст. 11.05   Знать особенности текста  
127. Р.Р. Стили речи 12.05   Знать стили речи  
128. Синтаксис 16.05   Уметь применять полученные знания  
129. Пунктуация. 17.05   Уметь применять правила постановки запятой  
130. Обособленные члены предложения 18.05   Уметь выделять их на письме  
131. Правописание предлогов 19.05   Уметь применять изученные правила на письме  
132. Итоговый зачет (тест) 23.05   Уметь применять полученные знания  
133. Работа над ошибками зачета 24.05   Уметь анализировать свои ошибки  
134. Итоговый контрольный диктант № 6 25.05   Уметь применять полученные знания на практике  
135. Работа над ошибками контрольного диктанта 26.06   Уметь находить и анализировать свои ошибки  
136. Итоговый урок. 31.05   Подведение итогов работы за год  
  ИТОГО: 136        

Наши рекомендации