Раздел III. СИЛЛОГИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ДЕДУКТИВНЫХ РАССУЖДЕНИЙ
Практическое занятие 4
Суждение как форма мысли
1) Суждение как вид высказывания. Определение суждения. Суждение и предложение. Виды суждений. Суждение свойства (атрибутивное), суждение существования (экзистенциальное), суждение отношения (реляционное).
2)Логическая структура суждений. Определение простого суждения: отличие от сложного суждения. Структура простого категорического суждения (субъект, предикат, связка, квантор). Качественно-количественная характеристика простого категорического суждения. Отношения терминов в составе простого суждения: виды и иллюстрация (круговые схемы Эйлера). Распределённость и нераспределённость терминов простого суждения.
3)Отношения между суждениями. Основные типы отношений (сравнимость, несравнимость). Отношения логической совместимости: равнозначность (эквивалентность), логическое подчинение (субординация), частичное совпадение (субконтрарность, подпротиворечие). Отношения логической несовместимости: противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). Схематизация отношений между категорическими суждениями: логический квадрат.
4) Модальность суждений. Отличие модальных суждений от ассерторических. Эпистемические суждения (достоверные, проблематичные). Деонтические суждения (правообязывающие, правозапрещающие, правопредоставляющие). Алетические суждения (логические, фактические). Модальные операторы и их выражение в естественном языке.
Упражнения к вопросу I
1.1. Выберите, обосновав свой выбор, те из приведённых ниже предложений, которые не являются суждениями.
– Асбест не горит.
– Вавилонская башня была расположена в Сибири.
– Где Вы были сегодня в пять часов утра?
– Земля имеет форму чемодана.
– «Зри в корень!»
– Какой сегодня день недели?
– «Лучшее – враг хорошего».
– Помогайте людям, дарите им свою заботу.
– Разве Вы не прочитали это предложение?
– Сегодня пятница.
– Смеркалось.
– «Что есть истина?»
– «Что пользы человеку приобресть весь мир…?»
1.2.Определите вид каждого суждения.
– Все подлежащие являются главными членами предложения.
– Город Москва расположен южнее города Санкт-Петербурга.
– Дальневосточный регион богат природными ресурсами.
– Живых существ на Меркурии нет.
– Зигфрид – герой эпоса о Нибелунгах.
– Каждый верующий считает предмет своей веры реально существующим.
– Многие цветы не имеют запаха.
– Не всякое предложение есть суждение.
– Некоторые дети никогда не имели родителей.
– Кое-кто из граждан Спарты стал футболистом «Зенита».
– Небытие не существует в качестве бытия.
– Ни один тюльпан не имеет шипов.
– «Ничто не ново под луною».
– Степан брат Ивана.
1.3. Определите вид модальности в следующих суждениях.
– Город Вашингтон находится в США.
– Вероятно, возле некоторых звёзд имеются обитаемые планеты.
– Горько, что Россия проиграла информационную войну.
– Доказано, что наша Вселенная расширяется.
– За гражданами признаётся право избираться в органы власти.
– Запрещается курить в общественных местах.
– Кислород необходим для поддержания жизни.
– На Земле, как и на Солнце, действительно, имеется гелий.
– Невозможно, чтобы квадрат не имел четырёх углов.
– Никто не вправе совершать преступления.
– По-видимому, некоторые элементарные частицы движутся со скоростью, превышающей скорость света.
– Приговор выносится именем Российской Федерации.
– Учащийся обязан учиться.
– Чёрное не может быть белым.
1.4. Самостоятельно подберите по два примера модальных суждений всех видов и разновидностей.
Упражнения к вопросу II
2.1. Выявите все элементы логической структуры суждений, приведённых в заданиях 1.1. и 1.2.
2.2. Выделите в структуре текста все простые категорические суждения.
«“Добрый вечер”, – сказал на всякий случай Маленький принц. – “Добрый вечер”, – ответила змея. – “На какую это планету я попал?” – “На Землю”, – сказала змея. – “В Африку”. – “Вот как. А разве на Земле нет людей?” – “Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая”».
2.3.Дайте качественно-количественную характеристику простых категорических суждений из заданий 1.3. и 2.1.
2.4. Выясните распределённость (нераспределённость) терминов суждений, выразив отношения между терминами каждого из суждений графически.
– Астронавтом является человек, побывавший в космосе.
– Бриллиант – это огранённый алмаз.
– Существуют моряки, не умеющие плавать.
– Есть люди, похожие на зверей.
– Кое-кто из людей не является президентом.
– Люди в подавляющем своём большинстве умеют говорить.
– Многие поэты не печатаются.
– Некоторые музыканты – не композиторы.
– Ни одна кошка не дружит с мышами.
– Чёрное море не является не Чёрным морем.
– Большое – это не молое.
– Эпикур не был древнеримским философом.
– Этика – философское учение.
Упражнения к вопросу III
3.1.Выявите тождественные, подчинённые, подпротиворечащие, противоположные, противоречащие высказывания.
– Все металлы тугоплавки.
– Бриллиантом не является ни один из огранённых алмазов.
– Всякий огранённый алмаз есть бриллиант.
– Каждая книга имеет автора.
– Любой из бриллиантов – это алмаз с огранкой.
– Не все металлы тугоплавки.
– Ни одна книга не имеет автора.
– Некоторые книги имеют автора.
– Некоторые металлы тугоплавки.
– Нет металла, который бы являлся тугоплавким.
– Отдельные книги не имеют автора.
– Существуют огранённые алмазы – бриллианты.
– Часть металлов не являются тугоплавкими.
3.2. Какие из приведённых высказываний a) могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными, b) наоборот?
– Все деревья – берёзы.
– Любая буква обозначает звук.
– Некоторые буквы не обозначают звуков.
– Некоторые деревья – берёзы.
– Некоторые деревья не являются берёзами.
– Ни одна берёза – не дерево.
– Ни одна буква не обозначает звука.
– Отдельные буквы обозначают звуки.
3.3. Подберите по две пары простых категорических суждений, находящихся в отношении a) несравнимости, b) эквивалентности, c) субординации, d) субконтрарности, e) контрадикторности, f) контрарности. Выделите среди них те, что
– 1) могут быть одновременно либо ложны, либо истинны, либо имеющими разные истинностные значения;
– 2) не могут быть ни одновременно истинными, ни одновременно ложными;
– 3) могут быть либо одновременно ложными, либо одновременно истинными?
Упражнения к вопросу IV
4.1. Определите вид модальности в следующих суждениях.
Город Вашингтон находится в США. Вероятно, возле некоторых звёзд имеются обитаемые планеты. Добрый не является злым. Герой не боится смерти. Доказано, что наша Вселенная расширяется. За гражданами признаётся право избираться в органы власти. Запрещается курить в общественных местах. Кислород необходим для поддержания жизни. На Земле, как и на Солнце, действительно имеется гелий. Невозможно, чтобы квадрат не имел четырёх углов. Никто не вправе совершать преступления. По-видимому, некоторые элементарные частицы движутся со скоростью, превышающей скорость света. Приговор выносится именем Российской Федерации. Учащийся обязан учиться.
4.2.Самостоятельно подберите по три примера модальных суждений всех видов и разновидностей.
Литература:
1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1997. Гл. III. § 1, 2, 5.
2. Дроздов А.А. Вопросы классификации суждения. Л., 1956.
3. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1998.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М., 1998. Гл. IV. § 1, 2, 4.
5. Колшанский Г.В. Логика и структура языка. М., 1965. Гл. II, III.
6. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2001. Гл. III. § 11-14.
7. Мартишина Н.И., Махова Н.П. Логика: Учеб. пособие. Омск, 1998. С. 15-20.
8. Сборник упражнений по логике. Минск, 1981. Гл. III. § 17.
Практическое занятие 5