Практикум по русскому языку: нормативно-стилистический курс

Ст. преп. Синкевич Т.И.

Вопросы по современному русскому языку для студентов 2-го курса ОЗО филологического факультета

  1. Современный русский литературный язык как предмет науки. Понятие русского литературного языка как нормированной и обработанной формы общенародного языка. Литературный язык и диалекты.
  2. Русский язык как язык межнационального общения. Мировое значение русского языка. Роль и функции русского языка как одного из мировых языков.
  3. Понятие о фонетической системе русского языка. Сегментные и суперсегментные единицы речи. Фонетическая транскрипция.
  4. Артикуляционная классификация гласных звуков современного русского литературного языка.
  5. Артикуляционная классификация согласных звуков современного русского литературного языка.
  6. Состав и система гласных фонем современного русского литературного языка. Московская и Ленинградская фонологические школы. Вопрос о фонеме и вариантах фонемы. Гиперфонема.
  7. Состав и система согласных фонем современного русского литературного языка. Синтагматика и парадигматика фонем русского литературного языка.
  8. Позиционные чередования звуков. Чередования перекрещивающиеся и параллельные. Понятие о фонологической оппозиции и дифференциальных признаках.
  9. Акустическая характеристика звуков современного русского литературного языка.
  10. Русское словесное ударение. Ударение синтагматическое, логическое, эмфатическое.
  11. Интонация. Ее смысловая и грамматическая роль. Интонационные конструкции.
  12. Слог как минимальная произносительная единица. Теории слога. Структура слога в современном русском языке; правила слогоделения; типы слогов.
  13. Лексикология как раздел языкознания. Влияние экстралингвистических и интралингвистических факторов на словарный состав языка.
  14. Лексикология как раздел языкознания. Слово как основная единица лексикологии. Типы лексических значений слова в русском языке.
  15. Многозначность слов в современном русском языке. Слова однозначные и многозначные. Типы переноса наименований с одного предмета действительности на другой.
  16. Лексическая омонимия. Пути появления омонимов в русском языке. Типы омонимов. Разграничение омонимии и полисемии.
  17. Паронимы парономазы. Явление парономазии.
  18. Лексическая синонимия. Синонимический ряд. Типы синонимов. Использование синонимов в речи.
  19. Антонимы. Антонимия и синонимия. Энантиосемия. Оксюморон. Антитеза.
  20. Лексический состав современного русского языка с точки зрения происхождения. Лексика исконно русская и заимствованная. Основные пласты исконно русской лексики. Кальки и полукальки.
  21. Иноязычные слова в русском языке. Их основные признаки. Освоение иноязычных слов. Словари иностранных слов.
  22. Старославянизмы в составе лексики русского языка. Отличительные признаки старославянизмов.
  23. Лексический состав современного русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика и неологизмы. Важнейшие исторические словари русского языка.
  24. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалекты и из разновидности. Специальная лексика. Лексика профессиональная и терминологическая. Жаргоны и арго.
  25. Предмет фразеологии. Фразеологизм как значимая единица русского языка, его соотношение со словом. Состав, структура и семантика фразеологизмов. Морфологические свойства фразеологизмов, отношение к системе частей речи. Фразеологизмы современного русского языка с точки зрения происхождения.
  26. Структурные типы фразеологизмов. Фразеологизмы современного русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистических свойств. Фразеологические словари.
  27. Лексикография. Типы словарей. Важнейшие толковые словари русского языка., принципы их построения.
  28. Предмет графики. Русский алфавит. Соотношение букв и звуков в современном русском языке. Обозначение на письме гласных и согласных звуков.
  29. Краткие сведения из истории русской графики и орфографии. Реформа графики и орфографии при Петре Первом. Реформа русского правописания 1917-1918гг. и его последующее совершенствование.
  30. Употребление строчных и прописных букв.
  31. Слоговой принцип русской графики. Отступление от слогового принципа русской графики.
  32. Перенос слова и графические сокращения.
  33. Понятие об орфографии. Принципы современной русской орфографии. Краткие сведения из истории русской орфографии. Орфографические словари.
  34. Орфоэпия. Нормы современного русского литературного произношения. Понятие старомосковского произношения. Варианты орфоэпических норм.
  35. Произношение отдельных звуков, сочетание звуков, грамматических форм. Стили произношения.
  36. Морфемика как раздел лингвистики. Морфемы корневые и аффиксальные. Регулярные и нерегулярные аффиксы. Аффиксы продуктивные и непродуктивные. Понятие об аффиксоидах.

37.Исторические изменения структуры слова в процессе развития языка. Опрощение, переразложение, усложнение основы. Декорелляция, замещение, диффузия морфем.

38.Морфемные способы словообразования. Словообразовательные словари.

  1. Словообразование как особый раздел языкознания. Связь словообразования с лексикой и грамматикой. Слово и морфема в русском языке.
  2. Грамматические (формообразовательные и словоизменительные) и неграмматические (словообразовательные) морфемы. Морфемы материально выраженные и нулевые.
  3. Морфемика – учение о значимых частях слов и словоформ. Морфемы как значимые части слова в русском языке. Основа и окончание. Производная (мотивированная) и непроизводная ( немотивированная) основы. Типы основ.
  4. Неморфемные способы словообразования.
  5. Калькирование как способ словообразования.
  6. Производное (мотивированное) слово – объект изучения в словообразовании. Словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная парадигма.
  1. Морфемные и словообразовательный анализ. Морфемные и словообразовательные словари.

РЕЦЕНЗИЯ

на базовую программу

Практикум по русскому языку: нормативно-стилистический курс

для специальности 1-21 05- 02 «Русская филология», подготовленную ст. преподавателем кафедры общего и русского языкознания УО « Витебский государственный университет им. П.М.Машерова» Синкевич Т.И.

Для молодых людей, которым предстоит стать носителями духовных и интеллектуальных ценностей современного общества, данный курс представляет несомненный интерес. Он способствует расширению и углублению знаний студентов-филологов о составе и вариативности норм современного литературного языка, формирует профессиональное отношение будущих филологов к охране норм. В программе уделяется внимание не только норме общеязыковой, но отводится также место для нормы диспозитивной и, соответственно, нормы ситуативной, стилистической, давая возможность оценить текст не только с нормативной точки зрения, но и с коммуникативной и этической позиции. Предлагаемый курс, основывающийся на рецензируемой программе, должен занять свое место в теоретической и практической подготовке студентов-филологов.

В программе отражены все необходимые вопросы, которые помогут студентам углубиться в проблему, сравнить различные точки зрения. Курс также знакомит студентов с основами критики речи и литературного редактирования.

Из сказанного следует, что подготовленная Т.И.Синкевич программа является законченным, современным учебным документом и может быть рекомендована в качестве базовой программы.

Доцент кафедры белорусского языкознания,

кандидат филологических наук Е.С.Дедова

Наши рекомендации