Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 10 страница
происхождения товара. Это неверно, по префиксу можно определить, в какой национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие, но ШК не может служить
свидетельством страны происхождения товара.
Префиксы 460—469 в коде EAN-13 присвоены ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Префикс
460—469 означает, что предприятие зарегистрировано в ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, а
вовсе не то, что предприятие находится на территории Российской Федерации.
Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса в США в
30-х годах прошлого столетия, но широкое распространение получило только в 60-е годы,
вначале в основном для кодирования потребительских товаров. Это был универсальный код UPC, который до сих пор является распространенным в США и Канаде.
Система штрихового кодирования в Европе начала складываться в 70-е гг. Вначале
возникла по инициативе торговых представительств 12 европейских стран Европейская
предметная нумерационная организация, с 1981 г., в связи с вступлением в нее стран других континентов, она стала называться Международной нумерационной ассоциацией EAN (European Article Numbering — EAN), ставшая международным стандартом кодирования. СССР вступил в эту организацию в 1987 г.
Существуют различные виды кодов. Наиболее распространены EAN (европейские) и UPC (американские).
Национальные организации товарной нумерации, уполномоченные ассоциацией EAN International, могут использовать систему EAN на национальном или региональном уровнях в качестве официальных представителей EAN.
В отдельно взятой стране или регионе возможно существование только одного
представителя EAN International.
Штриховые коды подразделяются на две группы: товарные и технологические.
Товарные ШК используются для идентификации производителей товаров (например, товарный код EAN, называемый глобальным номером торговой единицы).
Технологические ШК наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора
информации об их перемещении и последующим применении потребителями. Эти коды
можно использовать отдельно или вместе с товарными кодами.
Наиболее широко применяются два кода ЕАN: 13-разрядный и 8-разрядный (рисунок 19), представляющие собой сочетания штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу.
Каждая цифра складывается из двух штрихов и двух пробелов.
Так, 13-разрядный код состоит из кода страны-изготовителя или продавца продукции (две или три первые цифры, иногда называются «флагом»), кода предприятия-изготовителя (следующие пять цифр), кода самого товара (следующие пять цифр) и контрольного числа для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN.
Для товаров небольших размеров существует структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией EAN-13. Этот код состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.
Штриховой код EAN разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель).
Рисунок 19 - Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13, EAN-14.
Код типа EAN-8 используется для маркировки малогабаритных товаров, в нем информация сокращена, он отличается малыми размерами.
EAN-13 наносится, если позволяет площадь, на любые товары и упаковки.
EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 несчитывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13.
Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно, причем ряд стран имеют диапазон кодов, некоторым предоставлена возможность дополнить 2-х разрядный код третьим разрядом.
В частности, код 46 был присвоен СССР, а в настоящее время он детализирован в третьем разряде: 460-469 — страны СНГ. Цифровой код — это единственная информация штрихового кода, которую можно проверить визуально.
Для проверки штрих-кода следует провести вычисления: код 4600104008498.
1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях 6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.
2. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3: 23 × 3 = 69.
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях 4 + 0 + 1+ 4 + 0 + 4 = 13.
4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3: 69 + 13 = 82.
5. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10: 90 - 82 = 8.
Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.
По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить
фальсификацию продукции.
Иногда код банка данных не совпадает с кодом страны изготовителя. Это может быть в нескольких случаях:
- фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда был направлен основной экспорт продукции;
- товар мог быть изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране;
- учредителями предприятия являются несколько фирм из разных государств;
- товар мог быть изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
Для считывания штриховых кодов применяют:
- лазерные сканеры, стационарные или портативные, которыми можно считывать ШК на расстоянии от 60 см до 5—6 м от товара;
- кассовые терминалы, оснащенные системами считывания ШК;
- оптические контактные считыватели в виде лазерных пистолетов, ручек, карандашей и др.
Размещают ШК на абсолютно ровной поверхности упаковки товара на задней ее
стенке в правом нижнем углу на расстоянии 20 мм от краев.
Информацию кодируют с помощью различных символик — линейных (одномерных) и двухмерных.
Номера на упаковку товара в соответствии с правилами EAN International наносятся в виде символа ШК EAN/UCC, утвержденного как европейским стандартом
EN 797, так и российским ГОСТ Р 51201—98 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике «ЕАН/ЮПиСи».
Ассоциация пользователей EAN установила ряд обязательных и рекомендуемых
требований, которые следует выполнять на всех этапах использования ШК:
- первые два или три разряда ШК должны обозначать код национального ведомства.
Принято называть эти разряды префиксами (флагами) и обозначать f1, f2, f3;
- идентификация товара должна быть цифровой и соответствовать формату EAN-8,
EAN-13;
- каждая разновидность товара должна иметь свой идентификационный код, а при любом изменении вида товара (цены, цвета, сорта, размера, упаковки) должен изменяться и идентификационный код товара;
- правила кодирования внутри страны, устанавливаемые национальным ведомством, должныгарантировать, что для двух различных товаров не будет одинаковых кодов (таблица 8);
- системы ведения реестра ШК должны предусматривать возможность присвоения новымтоварам кодов старых товаров не ранее чем через три года после изъятия товара из сферы торговли;
- возможность однозначно идентифицировать товары независимо от их производителей.
Одни и те же сканеры должны считывать коды EAN-8 и EAN-13.
Штриховое изображение всех 8(12) цифр составляет в целом код EAN.
Краевые знаки кода (удлиненные штрихи-знаки начала и конца символа) определяют его границы; символ делится на две части разделительным знаком (удлиненные штрихи в центре символа).
Возможен вариант, когда для кода страны-изготовителя отводится два знака, а для кода предприятия — пять.
Номера товара в ШК EAN-8 и EAN-13 служат ключом к информации, хранящейся в базах данных.
Таблица 8 - Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах
Страна | Код | Страна | Код | Страна | Код |
США | 00 - 09 | Италия | 80 - 83 | Израиль | |
Франция | 30 - 37 | Испания | Мексика | ||
Германия | 400 - 440 | Таиланд | Мальта | ||
Великобритания | Сингапур | Перу | |||
Люксембург | Португалия | Уругвай | |||
Болгария | Австралия | Бразилия | |||
Эквадор | Нидерланды | Куба | |||
Россия | 460 - 469 | Украина | Турция | ||
Дания | Исландия | Южная Корея | |||
Финляндия | Польша | Чили | |||
Норвегия | Греция | ЮАР | 600 - 601 | ||
Швейцария | Кипр | Марокко | |||
Швеция | Венгрия | Венесуэла | |||
Япония | 45 и 49 | Китай | Малайзия | ||
Австрия | 90 - 91 | Молдова |
2.13 Штриховое кодирование в России
Правительством РФ принята государственная программа внедрения штрихового
кодирования в торговле, на транспорте, в медицине и других сферах. В соответствии с Европейской системой кодирования EAN в России с 1997 г. каждое ЛС получает свой, однозначно идентифицирующий его номер, состоящий из 13 цифр - так называемый уникальный числовой номер ЛС.
Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1993 г. № 92 на базе ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ образован Технический комитет по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355 «Автоматическая идентификация», одним из направлений деятельности которого является разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации в области штрихового кодирования.
В России вопросами штрихового кодирования занимается внешнеэкономическая
ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой – оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и идентификации товаров.
В Российской Федерации единственной национальной организацией товарной
нумерации (член GSI) является Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/ GSI Russia.
В настоящее время она насчитывает около 13 тысяч предприятий. Всем им присвоены уникальные идентификационные номера, которые начинаются с цифр 460 (ЮНИСКАН/GSI Russia).
GSI (до 2005 г. EAN International) - это добровольная некоммерческая неправительственная международная ассоциация. Она состоит из Национальныхорганизаций, представляющих систему GSI на региональном уровне и имеющих исключительное право использования товарного знака «GSI» - брэнда, выработанного в 2005 г. для создания единой, действительно глобальной организации с общим названием.
Система GSI по своему статусу является необязательной и добровольной.
Предприятие имеет право самостоятельно определить, в национальную организацию какой страны ему следует вступать, а также может вступить в несколько национальных организаций одновременно. С помощью штрихового кодирования предприятие открыто заявляет о себе как о производителе данной продукции.
Например, одна из немецких фармацевтических компаний, экспортирующая лекарственные средства в разные страны, вступила в национальные организации — члены GSI стран-импортеров и для каждой страны изготавливает упаковки продукции со своим ШК (например, для Российской Федерации с префиксом 460, для Бельгии с
префиксом 54).
В национальную организацию Российской Федерации может вступить любое предприятие, независимо от страны, где оно находится, при условии, что оно имеет свое представительство в нашей стране. При вступлении в ЮНИCKAH/ GSI Russia предприятию будет присвоен соответствующий код.
Регистрационный номер предприятия GCP (Global Company Prefix, англ.) отображается на упаковке продукции в виде первых цифр штрихового кода EAN (например, 460700952).
Первые 3 цифры кода EAN называются префиксом Национальной организации. Их присваивает GSI (460, 461, 462 и т.д. до 469 включительно присвоены ЮНИСКАН/ GSI Russia).
Регистрационный номер состоит из префикса национальной организации, который присваивает GSI (например, 460 - ЮНИСКАН / GSI Russia) и номера предприятия внутринациональной организации (например, 700952 - АОЗТ "НЕОПласт"): 460700952.
Регистрационный номер, полученный Вашим предприятием в ЮНИСКАН/ GSI Russia (например, 460700952), является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером.
GSI следит за тем, чтобы только у одной национальной организации был префикс 460. В свою очередь каждая национальная организация (в том числе и ЮНИСКАН/ GSI Russia) следит, чтобы никому в Ассоциации не было присвоено двух одинаковых номеров 700952.
Если в GSI Russia (460) под номером 700952 зарегистрировано предприятие "НЕОПласт", то в GSI Греция (520) под номером 700952 будет зарегистрировано совсем
другое предприятие (например, какое-нибудь греческое). Именно национальные организации товарной нумерации, которой в России является Ассоциация ЮНИСКАН/GS1 Russia, обеспечивают уникальностьприсвоенных кодов в глобальном пространстве.
2.14 Методы определения показателей качества. Краткая характеристика определения показателей качества (субъективные и объективные)
2.14.1 Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются по способам и источникам получения информации.
Различают следующие методы (позиции а – ж):
а) измерительный метод, основанный на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств.
Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например к нормальной температуре, нормальному атмосферному давлению и тому подобное.
С помощью измерительного метода определяются значения показателей: масса изделия, сила тока, длина предмета, скорость автомобиля и др.;
б) регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например количества отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.).
Этим методом определяются показатели надежности, стандартизации и унификации, патентно-правовые и др.;
в) расчетный метод, при котором значения показателей качества вычисляются по значениям параметров продукции, найденным другими методами.
Для этого необходимо иметь теоретические или эмпирические зависимости показателей качества от параметров продукции.
Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда она еще не может быть объектом экспериментальных исследований;
г) экспертный метод измерений применяют тогда, когда применение более объективных методов с использованием технических средств невозможно, сложно или экономически неоправданно.
Очень часто к нему прибегают, например, при визуальной топографической
съемке, при измерении эргономических и эстетических показателей качества продукции.
Количество экспертов может варьироваться от одного до десятков тысяч и даже миллионов, переходя в социологические методы.
В государственном и хозяйственном управлении экспертный метод реализуется в форме коллегиальности, в общественно - политической жизни - в форме собраний и съездов, в искусстве - в форме жюри, в юриспруденции - в форме судов, в медицине - в форме консилиумов и т. д.;
д) органолептический метод - разновидность экспертного метода. Он основан на анализе восприятия органов чувств (зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса) без применения технических измерительных или регистрационных средств.
Органы чувств человека выдают информацию о соответствующих ощущениях. На основе имеющегося опыта проводится анализ этих ощущений и находится значение по-казателя качества.
Поэтому точность метода зависит от квалификации, опыта и способностей лиц, проводящих оценку.
При органолептическом методе могут использоваться технические средства, повышающие разрешающие способности органов чувств (лупа, микроскоп, слуховая трубка и т. п.).
Метод широко применяется для определения показателей качества продукции, использование которой связано с эмоциональными воздействиями на потребителя (напитки, кондитерские, парфюмерные, швейные изделия и т. д.);
е) социологический метод основан на опросах населения, потребителей, покупателей или групп населения путем голосования, анкетирования, интервьюирования. Такие исследования требуют научно обоснованных систем сбора и обработки информации, предполагающих широкое применение средств автоматики и вычислительной техники.
Социологические исследования используются для выяснения общественного мнения, подготовки важных государственных решений (референдум), для определения показателей качества товаров народного потребления (например, спрос) и т. п.;
ж) комбинированный метод основан на использовании нескольких методов, чаще всего инструментального и органолептического.
2.14.2 Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенок, запах, тембр ит.п.). Они определяются с помощью органов чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.
Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методом.
Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов.
Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный.
Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный.
Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений.
Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов – экспертов.
2.15 Методы оценки показателей качества (дифференциальный, комплексный, интегральный)
2.15.1 Дифференциальный метод оценки уровня качества.Дифференциальный метод оценкикачества продукции осуществляется путем сопоставления показателей отдельных свойств оцениваемого образца с соответствующими свойствами базового образца. При этом определяют, насколько соответствует качество оцениваемого изделия качеству базового образца в целом и какие показатели свойств оцениваемого изделия превосходят или не соответствуют показателям базового образца, а также, насколько отличаются друг от друга аналогичные показатели свойств.
При дифференциальном методе оценки качества учитываются наиболее значимые свойства объекта и условно считаются как равнозначимые. Количество таких учитываемых свойств ограничено, что облегчает процесс оценивания уровня качества сопоставляемых объектов.
Дифференциальный метод оценкикачества есть в первую очередь качественный метод, который позволяет оценивать, например, технические изделия по таким категориям качества, как «превосходит», «соответствует» или «не соответствует» определенному (например, мировому) уровню качества аналогичных изделий.
В тоже время при дифференциальном методе оценки качества продукции количественно оцениваются отдельные свойства изделия, что позволяет принимать конкретные решения по управлению качеством данной продукции.
2.15.2 Метод комплексной оценки уровня качества. Комплексная оценка уровня качества предусматривает использование комплексных показателей совокупности свойств. Этот метод применяют в тех случаях, когда надо наиболее точно оценивать качество сложных изделий. Необходимость «свертки» всех отдельных показателей свойств с целью получения одного комплексного показателя определяется практической целесообразностью.
Комплексный показатель совокупности свойств К зависит от взвешенных параметров учитываемых свойств Qi, т.е. от показателей отдельных свойств с учетом их весомости, значимости для К.
Уровень качества продукции, определяемый по комплексному методу, - это отношение комплексного показателя совокупности свойств оцениваемого объекта (Коц) к соответствующему показателю базового образца (Кбаз)
2.15.3 Метод интегральной оценки уровня качества. Интегральный показатель уровня качества оцениваемого изделия находят как частное от деления значения интегрального показателя свойств оцениваемого изделия на соответствующее базовое
значение
Интегральным показателем качества Кин называется показатель, характеризующий в наиболее общей форме эффективность работы изделия.
2.16 Оценка технического уровня продукции
Оценка уровня качествапродукции представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей.
Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:
- планирование повышения качества и объемов производства;
- выбор наилучших образцов;
- обоснование целесообразности снятия с производства;
- аттестация и контроль качества;
- обоснование возможностей реализации за рубежом;
- оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;
- стимулирование повышения качества;
- анализ информации о качестве и др.
На этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к качеству продукции и производится нормирование показателей в НТД.
На этапе производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытании, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.
На этапе эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам эксплуатации или потребления ее принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.
Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив с базовыми показателями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы.
2.17 Квалиметрический анализ
Квалиметрический анализ технических объектов – это количественный анализ качества технических объектов, проводимый с целью решения основных задач.
Основные задачи решаемые с помощью квалиметрического анализа (позиции а – з):
а) выбор лучшего по качеству варианта технического объекта;
б) сравнение качества технического объекта с мировыми стандартами (или с уровнем качества любого другого технического объекта);
в) выявление динамики изменения качества технического объекта, предложенного субъектом технического творчества (рационализатором, изобретателем, творческим коллективом и т.д.);
г) определение цены, соответствующей качеству технического объекта;
д) оценка конкурентоспособности технического объекта;
е) разработка целевой функции при решении задач оптимизации технического объекта;
ж) количественное выражение наиболее общей характеристики технического объекта - его интегрального качества;
з) выявление свойств технического объекта, по которым он превосходит (или отстает) другие аналогичные технические объекты и т.д.
Методологической основой квалиметрического анализа технических объектов является квалиметрия.
Для решения большинства из перечисленных задач требуется разработка оценки качества, пригодной для квалиметрического анализа технических объектов всех классов, имеющих близкие технические функции.
Для разработки такого рода методик в квалиметрии применяется общий алгоритм, основными операциями которого являются этапы 1-9 (таблица 9):
Этап 1. Ключевая фигура в процессе оценивания качества – лицо, разрабатывающее МОК (ЛРМ).
ЛРМ может самостоятельно, без чьей-либо помощи разработать МОК только в том случае, если оцениваемый объект – несложный и, кроме того, используется не экспертный или смешанный, а аналитический метод.
Преимущества экспертных методов оценивания качества заключается в относительной технологической простоте их применения, малых затратах времени на разработку и использование МОК.
Таблица 9 - Алгоритм оценивания качества
Разработка МОК | ||
Номер этапа, исполнитель этапа | Наименование этапа | Примечание |
Выдача задания на разработку и использование МОК и назначение ЛРМ | ЛПР - лицо, принимающее решение ЛРМ - лицо, разрабатывающее МОК | |
ЛПР | ||
Определение ситуации оценивания | Должны быть получены ответы на три группы вопросов: - каковы особенности процесса использования того технического устройства, которое будет создано на основе оцениваемого технического объекта; - каковы особенности процесса использования результатов оценивания качества; - каковы особенности процесса разработки методики оценки качества. | |
ЛПР, ЛРМ | ||
Формирование групп участников разработки и использования МОК: ОГ, ЭГ и ТГ | ОГ – организационная группа ЭГ – экспертная группа ТГ – техническая группа | |
ЛПР, ЛРМ | ||
Построение дерева свойств и древа показателей объекта | ||
ОГ, ЭГ | ||
Определение значений коэффициентов весомости (важности) показателей свойств | ||
ОГ, ЭГ, ТГ | ||
Определение эталонных и браковочных значений показателей свойств | ||
ОГ, ЭГ | ||
Использование МОК | ||
Определение значений относительных показателей свойств | ||
ОГ, ЭГ | ||
Определение значений абсолютных показателей свойств | ||
ТГ | ||
Определение значений показателей качества объектов | ||
ТГ |