Синдром гиперактивности с дефицитом внимания 3 страница
Неспособность пользоваться речью совсем не означает умственную неполноценность. Дети с моторной алалией весьма неплохо конструируют, играют в сюжетно-ролевые игры, хорошо и вовремя овладевают навыками самообслуживания. Трагедия этих детей в том, что они не могут высказать своих желаний, объяснить свои поступки, поделиться своими впечатлениями. Частично они пытаются компенсировать это, используя мимику и изобразительные жесты.
Сенсорная алалияявляется полной противоположностью моторной: ребенок или совсем не понимает обращенную к нему речь, или понимает ее крайне ограниченно. При этом потенциально сохранными, но абсолютно бездейственными остаются механизмы активной речи. Многие дети с сенсорной алалией слышат и узнают звуки, но не справляются со скоростью их обработки и поэтому обращенная к ним речь представляет для них бессмысленный шум. По этой причине детей, страдающих сенсорной алалией, нередко смешивают со слабослышащими детьми. При сенсорной алалии всегда имеет место недоразвитие и моторной речи.
Внедренный в «Прогнозе» метод исследования слуховых вызванных потенциалов (АСВП) показал, что слух у большинства детей с сенсорной алалией не нарушен, но очень редко при этом получали нормальные картинки слуховых вызванных потенциалов, в основном слуховые ВП были деформированы, уменьшены в размерах. Это является основной причиной нарушения фонематического слуха (восприятия фонем родного языка), его нарушение может проявляться в разной степени. Иногда оно обуславливает полное неразличение речевых звуков, то есть непонимание ребенком обращенной к нему речи, а в более легких случаях – затрудненное восприятие речевого материала на слух. Недостаточность фонематического слуха может проявляться в том, что дети не различают слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу («дочка» - «бочка», «мышка» - «миска», «рак» - «лак»), не улавливают разницу в грамматических формах.
При этом дети с сенсорной алалией адекватно реагируют на звуковые сигналы, после небольшой тренировки способны различать разные по характеру шумы (стук, скрежет, свис и др.), но при этом они испытывают трудности в определении источника и направления звука.
У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос. Ведущим дефектом в этом случае является нарушение фонематического слуха.
Непонимание речевого задания и его невыполнение может быть ошибочно принято за интеллектуальную недостаточность. Поэтому в таких случаях целесообразно предложить ребенку выполнить задание по образцу (например, построить башенку с заданным чередованием элементов, где важно учесть их формы, цвет, размеры, или выложить из мозаики геометрическую фигуру).
Много информации дает врачу методика вызванных потенциалов П-300. При сенсорной алалии имеется недостаточность слухового восприятия более высокого уровня (нарушение слухового гнозиса), поэтому ребенок не понимает обращенной к нему речи. При подобных расстройствах особенно важно как можно раньше, уже на втором году жизни, обратиться к неврологу. При обращении в пять-семь лет сформировать речь удается не всегда.
Несмотря на то, что на практике случаи сенсорной алалии встречаются крайне редко, эти дети требуют к себе пристального внимания, так как только в соответствующих условиях и при длительной коррекции возможны частичная компенсация данного дефекта и подготовка ребенка к обучению в школе для детей с нарушением речи.
Глава 12. Дизартрия
Дизартрия – это нарушение произношения. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа, ритма, интонации речи. Данные проявления связаны с нарушением функции мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани вследствие повреждения краниальных нервов (IX, X, XII пар), их ядер, либо корково-ядерных путей. Ядра этих нервов находятся в стволе мозга, имея связь с корой головного мозга. А потому дизартрия – это не что иное как стволовая или корково-стволовая дисфункция мозга, в результате которой нарушается иннервация речевой мускулатуры.
Обычно при дизартрии мускулатура ротовой полости слаба или имеется значительно сниженный мышечный тонус.
Дети с дизартрией в грудном возрасте обычно имеют проблемы с сосательным рефлексом, а позднее – с жеванием и глотанием, как правило, у таких детей отмечается слюнотечение (они не сглатывают слюну, как это автоматически делают здоровые дети), страдает мимика, они едят очень мягкую пищу, часто «давятся и поперхиваются».
При дизартричной речи наблюдаются трудности в силе и точности артикуляционных движений, неточные или слабые согласные, неточные или слабые гласные, особенно те, произнесение которых требует участия внутренних мышц языка (ай, ей, ой). Кроме того, говорящему недостает дыхательной поддержки, его речь чересчур быстра или замедлена. Из-за недостатка дыхательной поддержки или мышечной слабости частота речи не согласуется с длиной высказываний, наблюдаются слабые «р», «с», «л» и гласные. При выраженной дизартрии звуки «ш», «з», «ц», «с», «ч», «ж» - межзубные или боковые.
При дизартрии произношение зачастую искажено настолько, что это производит впечатление «каши во рту», и понять ребенка иногда достаточно сложно.
Существует много стертых форм дизартрии, детей с минимальными дизартрическими расстройствами. Неврологу для подтверждения диагноза логопеда «дизартрия» необходимо выявить, кроме нарушения произношения, признаки неврологического дефицита в языке (отклонение его в сторону, гиперсаливацию, краевую атрофию мышц, гиперкинезы – подергивания, цианотичный оттенок языка, язык может быть вялым или очень напряженным).
О дизартрии можно говорить после трех лет, когда сформировалась фразовая речь. Дизартрия у детей – это та область нарушений речи, где совместная работа логопеда и врача-невролога приносит очень хороший результат. Таких детей очень много, но, к сожалению, они часто остаются без медицинской помощи, поскольку врачи нередко просто направляют этих детей к логопеду, не проводя необходимого обследования и лечения.
Неврологическая формула дислалии – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации языка. Сейчас о дислалии практически не говорят. Она имеет место у детей с короткой уздечкой языка, «пухлыми» губами.
Глава 13. Заикание
Заикание – это нарушение темпа речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Оно травмирует психику ребенка, тормозит его развитие, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими в дошкольно-школьном, юношеском и зрелом возрасте, что часто приводит к вторичным невротическим наслоениям и дает повод выделить данное заболевание в особую нозологическую единицу под названием «логоневроз». Заикание связано с нарушением мозговых процессов в тех структурах мозга, которые отвечают за речь.
Все основные процессы, нарушение в которых приводит к заиканию, контролируются стволом мозга. Это дыхание, голосообразование и артикуляция. При нарушении координации этих трех процессов возникает заикание. Таким образом, ствол мозга – первый вероятный «виновник» заикания у детей.
Заикание – это прежде всего стволовая дисфункция. Ствол мозга и шейный отдел спинного мозга имеют общий бассейн кровообращения – систему позвоночных артерий. Высокий процент срыва компенсации ствола мозга с проявлениями заикания встречается у детей, перенесших гипоксию в родах, в результате чего возникла родовая цереброспинальная травма. Родовые травмы и гипоксия – те факторы, которые влияют на все последующее развитие ребенка.
Вероятно, к возникновению заикания причастен и мозжечок, поскольку он отвечает за автоматизацию артикуляторных процессов и речи в целом, что также укладывается в концепцию родовой травмы центральной нервной системы.
Многие исследователи при заикании констатируют нарушения работы поясной извилины – лимбического первичного речевого центра.
В сущности, называть заикание логоневрозом неправильно, так как здесь налицо подмена причины следствием. На приеме родители нередко сами отвергают невротическую природу заикания. Дети из благополучных семей, любимые, живущие в хороших условиях, в соответствии с правильным режимом, в психологическом комфорте – и при этом заикаются!
Средний возраст, в котором начинается заикание, – два с половиной года. Иногда заикание появляется и позже, но обычно в возрасте не старше шести лет. У 65% дошкольников, которые начинали заикаться, этот дефект проходит сам по себе в течение двух лет. Однако если ребенок заикается не менее пяти лет, то шансов, что ситуация изменится сама по себе, немного. Лучше всего заикающиеся дети восстанавливаются в возрасте трех с половиной лет. Дети, которым больше шести лет, самостоятельно, без лечения, как правило, не могут избавиться от заикания.
Среди дошкольников с заиканием мальчиков в два раза больше, чем девочек. При этом девочки чаще самостоятельно перестают заикаться. Тем не менее детей, которые заикаются, следует консультировать и лечить, даже если они научились говорить нормально.
Заикание может возникнуть внезапно, а может развиваться постепенно, усиливаясь со временем. Периодически заикание ослабевает, потом возвращается, что вообще свойственно нервным заболеваниям и зависит от наличия внешних и внутренних раздражителей. Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Обычно в возрасте шести лет истинное заикание обостряется, если ребенок возбужден, расстроен или находится под давлением. В это время ребенок начинает осознавать особенности своей речи. Основным симптомом заикания является возникающие в момент говорения судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.
По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, выделяют три формы заикания: клоническую, тоническую и смешанную.
Наиболее ранняя и легкая форма заикания – клоническая, при которой повторяются звуки или слоги («к-к-к-кошка», «б-б-б-бабушка», «со-ба-ба-бака»). Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму – тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слога («к…нижка», «каранд…аш», «зм…ея»). Встречается и смешанный вид заикания – клоно-тонический, или тоно-клонический, по преобладающему характеру судорог.
Различают три степени заикания: слабую, среднюю и сильную. Четких критериев определения степени заикания нет, но на практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени заикания присутствуют так называемы сопутствующие движения. Они, как правило, появляются в процессе развития этой патологии, когда дефект прогрессирует и принимает все более тяжелые формы. Тогда возникают судорожные явления в различных группах мышц лица, шеи, туловища, конечностей. Движения бывают самые разные: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сгибание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.
По мере развития заикания появляются речевые уловки. Заикающийся начинает ради мнимого облегчения речи добавлять стереотипные слова и звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это», «вот так», «это», «вот», «как это» и т.п. Такое явление называется эмболофразией.
Еще одним из характерных симптомов заикания является страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые, по мнению заикающегося, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией.
Все описанные виды симптоматики заикания весьма непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания: то это повторение звуков или слогов, то – внезапные остановки, паузы. Неустойчивыми оказываются и сопутствующие движения, одни исчезают, им на смену появляются новые.
Состояние заикания также постоянно меняется. Эти изменения связаны с самыми разными обстоятельствами. Так, например, один и тот же ребенок почти в одно и то же время может то очень сильно заикаться, то говорить почти нормально. Наедине с собой, с игрушками, с воображаемым собеседником заикающийся ребенок, как правило, говорит без запинок. Присутствие других собеседников действует на его речь по-разному: разговор с близкими людьми, когда он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших заминок, а беседа с малознакомыми, с теми, кого он боится или стесняется, вызывает усиление заикания.
У некоторых заикающихся детей отмечается нарушение моторики, неловкость, неуклюжесть в движениях, плохая координация.
Заикание – речевое нарушение, оно не задерживает развитие интеллекта. Кроме того, заикание является неврологическим нарушением, поэтому, чем быстрее ребенку будет оказана квалифицированная медицинская помощь, тем скорее и полнее восстановятся функции нервной системы. Выжидательная тактика – глядишь, само все пройдет! – обычно себя не оправдывает.
Глава 14. Нарушения письма, чтения, счета
Наряду с патологией устной речи существуют нарушения и письменной речи – нарушения письма и чтения. Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой делают большее или меньшее количество ошибок. Но не об этих ошибках, вполне закономерных и естественных, говорят, когда имеют в виду патологию.
Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста осваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, готовятся к звуковому анализу слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии налицо отставание в развитии этих процессов.
Готовность к звуковому анализу у дошкольников с логопедической патологией почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих. Дети с различными нарушениями речи обычно не в состоянии полноценно овладеть письмом и чтением. Поскольку письмо и чтение тесно взаимосвязаны, нарушение письма, как правило, сопровождается нарушением чтения. Чтобы контролировать письмо, ребенок должен читать написанное, и наоборот, при чтении он пользуется написанной им или другими текстом.
Недостатки чтения называют алексией (от греч. «а» - отрицательная частица и «лего» - «читаю») – это полная неспособность научиться читать. Есть еще дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, одно из самых распространенных нарушений среди школьников.
Дислексия выявляется, когда дети начинают учиться читать. Она может протекать по-разному, легко или тяжело, иногда ограничивается только пределами детства, порой продолжается всю взрослую жизнь. Проблемы с чтением у дислексиков нельзя объяснить низким уровнем интеллекта или плохим зрением, поэтому при постановке такого диагноза необходимо сравнить способности ребенка к чтению с общим уровнем интеллекта.
Первые проявления дислексии – это неспособность усвоить связь между звуком и буквой и научиться сливать слоги. Важно уметь различать случай несколько замедленного, но нормального овладения чтением, и дислексию. О дислексии можно определенно говорить спустя два года с момента начала обучения.
У некоторых детей с дислексией букварный период растягивается на один-два года, и даже спустя это время звуко-буквенные связи остаются непрочными, неавтоматизированными. Ребенок путает некоторые буквы даже при чтении набора изолированных букв. В других случаях основные трудности касаются слияния слогов. Ребенок надолго застревает на этапе побуквенного чтения. При этом он прочитывает согласный и гласный звуки отдельно, потом пытается слить их, что ему не удается. Не умея сливать звуки и слоги, ребенок пытается угадывать их и допускает большое количество ошибок: замены гласных, согласных, перестановки букв, добавление лишних букв и др. Скорость чтения остается очень низкой даже после двух-трех лет обучения в школе (20-30 слов в минуту вместо 75 в конце второго класса или вместо 95 слов в конце третьего класса).
Как правило, понимание прочитанного оказывается неполным, упускается много деталей, не воспринимается подтекст. В самых тяжелых случаях прочитанное остается абсолютно непонятным, чтение носит «механический» характер. Сам процесс чтения остается очень трудоемким, требует от детей больших усилий и быстро утомляет их. Поэтому чтение становится крайне неприятным, и дети избегают его. Чтение книг не вызывает интереса, а принудительное чтение ведет к протесту, слезам, а иногда к тревожным и паническим состояниям. Для того чтобы избежать такого результата, необходимо, чтобы размер и сложность текстов соответствовали возможностям ребенка. Читать лучше небольшими порциями, перемежая процесс чтения чтением ребенку вслух.
Дислексики крайне болезненно переносят свою неспособность научиться читать, избегают публичного чтения, например, перед классом. У них нередко формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе, неприязнь к учебе. Родители и учителя должны проявлять чуткость и терпимость к подобным трудностям – это не вина ребенка, а беда. Надо отметить, что у некоторых детей-дислексиков высоко развиты математические способности. В то же время, большинство из них испытывают трудности в письме, часто пропускают буквы, делают много ошибок при написании приставок и предлогов.
Паола Таллал связывает развитие письменной речи с устной. Она утверждает, что причины нарушений в научении чтении и письму те же, что и нарушений логопедических – это низкая скорость переработки фонологического кода языка. Образно можно сравнить способность мозга воспринимать речь с аналого-цифровым преобразователем, в котором звуковой поток разрезается на «ломтики», на «цифровые кусочки». Если мозг не делает этого достаточно быстро, то ребенок не в состоянии научиться читать.
Дисграфия(или аграфия) – это невозможность научиться писать разборчиво, или неспособность писать вообще. Дети с дисграфией с трудом складывают буквы в слова, часто пишут не то, что следует, когда пытаются сформулировать свои мысли на бумаге. Дисграфия обычно проявляется впервые, когда дети начинают учиться письму: буквы получаются неправильных размеров, неправильно расположенные или вообще не те, что нужно. Никакие объяснения учителя не помогают – ребенок понимает инструкции, но не в состоянии им следовать.
Клинические описания, посвященные дисграфии, описывают три типа этого нарушения:
Дислексическая дисграфия. При дислексической дисграфии произвольное письмо неразборчиво, копированное письмо гораздо лучше, но чтение по слогам – плохое. Скорость постукивания пальцами (метод, выявляющий тонкие моторные проблемы) – нормальная, что означает: дефицит функций не связан с повреждением мозжечка.
Дислексическая дисграфия – это нарушение письма вследствие дислексии. Как правило, у таких детей первоначально было нарушение усвоения фонологического кода родного языка, они имели задержку развития речи и долго не могли научиться правильному произношению звуков.
Моторная дисграфия. Это разновидность дисграфии, причиной которой является двигательная неуклюжесть. Моторная дисграфия проявляется как неразборчивое письмо – и произвольное, и копированное. Чтение по слогам соответствует норме, но тестовая скорость постукивания пальцами значительно ниже нормальной. Наиболее вероятной причиной моторной дисграфии является мозжечковая недостаточность, которая развивается в результате нарушений в течение беременности и родов.
Пространственная дисграфия. Такая дисграфия связана с нарушением ориентации в пространстве. Она делает неразборчивым произвольное письмо и копирование, но при этом ребенок нормально читает по буквам, в пределах нормы и скорость постукивания пальцами. Такие дети плохо различают правое и левое, верх и низ, затрудняются в сравнении величины предметов, расстояния до различных объектов.
Итак, обобщим. Каковы наиболее часто встречающиеся симптомы дисграфии? Ребенок путает нижние и верхние части букв; размеры и форма букв непостоянны; буквы не дописаны (отсутствуют какие-то их элементы); трудно использовать письмо как инструмент общения; ребенок держит ручку или карандаш необычным образом; иногда одна буква заменяется другой; ребенок пишет слишком быстро или чересчур медленно; повторяет про себя то, что пишет; написанный текст оставляет общее впечатление неразборчивости.
Лечение дисграфии не может быть только логопедическим, оно должно включать лечение основного нарушения. Этим детям показана ЛФК, которая нацелена на улучшение общей и тонкой моторики.
Дизорфография проявляется в том, что ребенок демонстрирует постоянные затруднения в овладении правилами правописания. Многие из таких детей, даже выучив правила (например, правописание безударных гласных в корне слова или правописание оглушаемых согласных в конце слова), продолжают делать ошибки. Причина в том, что они не различают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Например, мы говорим карова, а пишем корова, произносим вада, а пишем вода, говорим пирок, а пишем пирог.
Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных. Поэтому такие дети нуждаются в помощи невролога и логопеда.
От дизорфографии следует отличать случаи, в которых ребенок не выучил правил, не владеет программным материалом. В таких ситуациях нужна помощь не врача, а репетитора. Однако отличить один случай от другого не слишком просто, для этого необходимо диагностическое обследование у логопеда.
Дискалькулия – специфическая неврологическая патология, в результате которой нарушаются способности человека к счету. Термином «дискалькулия» обозначают невозможность совершать арифметические операции. Но некоторые специалисты полагают, что это более фундаментальное отклонение: человек не в состоянии понять идею числа как такового. Дискалькулия – менее известное нарушение, чем дислексия и диспраксия, но во многом похожее и потенциально связанное с расстройствами чтения и письма.
Дискалькулия встречается не так уж редко. Каковы ее симптомы? Страдающие этим нарушением часто испытывают трудности, обращаясь с числами, путают знаки «плюс» и «минус», «разделить» и «умножить», прямые и обратные дроби, переставляют цифры в числах и делают другие подобные ошибки. Но, помимо собственно «числовых» трудностей, у многих из них возникают проблемы с определением правого и левого, ориентацией по сторонам света.
Признаком дискалькулии служит также неспособность сравнивать числа. Люди с дискалькулией часто используют счет на пальцах или на палочках вместо иных, более эффективных, арифметических стратегий. Им трудно читать и понимать разного рода расписания, вести подсчеты в уме, производить любые измерения.
Школьники, страдающие дискалькулией, успешны в обучении вплоть до того момента, когда становится необходимо считать. Кроме того, они с трудом следят за временем, часто опаздывают, путают часы. Дискалькулия создает трудности и взрослым – такие, как неспособность оценивать собственное положение (в пространстве), планировать и распределять бюджет. Иногда люди с дискалькулией не могут даже подсчитать стоимость продуктов, положенных в корзину в универсаме. Тем более, непреодолимыми оказываются математические теории, правила, формулы, последовательности действий.
Наблюдая за игрой в футбол, теннис или баскетбол, они не могут следить за счетом! Проблемы возникают на пустом, казалось бы, месте: невозможно научиться танцевать, так как не получается считать шаги в танцах; не удается различать простейшие сигналы, если предусмотрен их определенный порядок; трудно вести подсчеты на калькуляторе. Такое состояние в крайнем своем проявлении может привести к числовой (арифметической) фобии.
Каковы причины дискалькулии? Однозначного ответа нет. Были исследованы несколько областей, подозрительных на потенциальный генезис подобной патологии. Гипотетическими причинами могут быть:
- Неврологические. Дискалькулия связана с повреждением коры головного мозга в области, расположенной между височной и теменной долями.
- Недоразвитие оперативной памяти, которая задействована при совершении в уме арифметических операций. Поэтому можно предположить, что у тех, кто страдает от дискалькулии, есть и нарушения оперативной памяти.
Однако такие нарушения приводят к общим трудностям в обучении и не являются специфичными только для дискалькулии. Исследование одаренных детей в математике показала увеличение активности в правом полушарии во время занятий. Также имеются научные данные, свидетельствующие о нарушении функционирования правого полушария при дискалькулии.
Другими причинами могут быть:
- Низкий уровень интеллекта. Однако бывает, что дискалькулией страдают люди с нормальным и даже высоким уровнем интеллекта.
- Проблемы обучения, связанные с работой мышления. Основные навыки сложения, вычитания, умножения и деления с трудом формируются у детей с дислексией: чтение математического задания само по себе уже вызывает трудности. Важно понять: распознает ли ребенок символы чисел? Понимает ли знаки «плюс», «минус», «равно»?
- Проблемы преподавания. Возможно, учитель недостаточно хорошо излагает материал, дает мало времени для осмысления, выработки навыка.
- Также возможны врожденные или наследственные проблемы, встречаются и разнообразные комбинации всех названных факторов.
Что делать, если у ребенка обнаружилась дискалькулия? Прежде всего, будьте внимательнее к ребенку, не ругайте и не жалейте его, похвалите, если он решил арифметический пример правильно. Важно не количество правильно выполненных заданий, а способ, с помощью которого ребенок добился результата. Детям, страдающим дискалькулией, нужно давать больше времени, чем другим, для решения арифметических примеров. Убедитесь, что ребенок действительно понял, чего от него хотят.
Обучая ребенка с дискалькулией, полезно выяснить, какой тип восприятия у него преобладает: зрительный, слуховой или кинестетический – и в зависимости от этого выбрать соответствующий стиль преподавания (методики обучения детей с такими особенностями подробно разработаны).
Попытайтесь научить ребенка представлять числа зрительно, оперируя различными предметами (например, счетными палочками, монетами и т.п.). Имейте в виду, что ребенок может использовать нестандартные методы решения задач и поощряйте его. Одновременно развивайте такие полезные навыки, как умение ориентироваться в пространстве, распознавание паттернов, визуализацию. Это можно сделать при помощи кубиков, паззлов, конструкторов типа «Лего» и т.п.
Обучите ребенка правильно пользоваться такими понятиями, как величина числа, последовательность фигур, символы игральных карт. При обучении счету используйте один определенный метод, следуйте единственной стратегии решения, чтобы ребенок освоил и запомнил ее. «Творческие» отклонения неуместны.
Просите ребенка читать задачи вслух и внимательно слушайте. Задавайте ему множество однотипных примеров и пытайтесь связать арифметические упражнения с реальной жизнью. Учите ребенка пользоваться кулькулятором, если устный счет никак «не идет», одновременно предлагайте решать менее сложные примеры с небольшими подсказками. Сначала решите пример сами, затем вместе с ребенком и, наконец, дайте сделать задание самостоятельно.
Ребенку с дискалькулией нужно значительно больше времени для того, чтобы вспомнить необходимые правила и определения, поэтому очень важно повторение. Ритмичная музыка способствует процессу запоминания.
Дети с тяжелой дискалькулией, особенно если они страдают еще и дислексией, порой имеют очень плохую механическую память. В этом случае они должны вначале концентрироваться на освоении основных арифметических законов и затем использовать их как стратегии вычисления.
Дискалькулия создает большие проблемы у старших школьников, выбирающих профессию. Посоветуйте им пообщаться со студентами, имеющими аналогичные нарушения. Инженерные и естественные науки требуют хорошего знания математики, в то время как изучение наук социальных (за исключением статистики) позволяет минимизировать объем математических знаний.
Глава 15. Плохо слышит – плохо говорит
Для развития речи у ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражая ей, и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без лечения и специального обучения. У слабослышащих детей речь оказывается грубо нарушена.
Слух играет большую роль в интеллектуальном развитии: слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложными механизмами познания. Дети усваивают значение многих слов до того, как сами научатся говорить.
Слух играет еще одну важную роль – с его помощью ребенок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать ее с речью окружающих. Так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексикограмматический строй языка. В дальнейшем слух становится необходимым условием успешного обучения чтению и письму.
В процессе нормального развития слуховой функции можно выделить несколько этапов: