Требования к уровню освоения дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения курса «Законодательная техника» является формиро­вание у студентов знаний по основам нормотворчества и юридической техники, подготовка к практической деятельности путем выработки умений и навыков правильного составления, толкования и оформления юридических документов.

Достижению данной цели служит реализация следующих задач:

- изучение объективной реальности в области правотворчества и правоприменения, определение связей между этими видами юри­дической деятельности;

- обучение студентов закономерностям рациональной деятельно­сти законодателя, знание и творческое применение которых обеспечивает подготовку качественно совершенных и эффектив­ных законов;

- разработка, выведение специфических приемов юридической де­ятельности на основе юридической практики и юридического опыта;

- изучение правил познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона.

МЕСТО дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Законодательная техника» является дисциплиной по выбору профессионального цикла ООП бакалавриата. Ее изучению предшествует усвоение студентами материала других дисциплин профессионального цикла – теории государства и права, истории отечественного государства и права и др. Развитие российского законодательства и соответствующие изменения в юридической практике ставят вопрос о качестве правовых текстов и эффек­тивности самой правовой деятельности. Владение мето­дами, приемами и средствами юридической техники должно быть неотъем­лемым атрибутом каждого юриста вне зависимости от его профессиональной специализации. Именно эти знания позволяют гармонично развиваться зако­нодательству и унифицировать правоприменительную деятельность. Дисци­плина «Нормотворчество и юридическая техника», призванная восполнить этот пробел, включа­ет теоретические и практические знания о способах, приемах, средствах и правилах создания и оформления правовых актов.

Дисциплина находится в тесной взаимосвязи с отраслевыми юридическими дисциплинами профессионального цикла ООП бакалавриата и является предшествующей для изучения дисциплины «Актуальные проблемы теории государства и права» и др.

требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные понятия и категории по дисциплине;

- виды, основные средства, приемы и правила юридической техни­ки;

-закономерности развития юридической практики и ее значение в механизме правового регулирования;

- современные проблемы правоустановительной и правопримени­тельной техники;

- различные научные концепции юридической техники;

- наиболее важные требования к языку нормативных правовых ак­тов.

уметь:

- анализировать и квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии с точки зрения содержащихся в них юридических конструкций, символов, презумпций, фикций и других приемов юридической техники;

- сопоставлять теоретические знания с реальной юридической прак­тикой;

- анализировать нестандартные ситуации нормотворческой и право­применительной деятельности и вырабатывать различные вариан­ты решений;

- проводить экспертизу правовых актов;

- прогнозировать развитие практической ситуации и находить соот­ветствующие средства правового регулирования;

владеть навыками:

- составления письменных документов юридического содержания;

- разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состя­зательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посред­ничества с целью достижения компромисса участниками юридиче­ского конфликта, управления коллективом;

- анализа правовых норм, установления пробелов в праве, принятия решений в случае коллизии правовых норм.

Объем дисциплины

В процессе

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Раздел I. Общие вопросы юридической техники

Понятие, цели, функции и структура юридической техники. Основные современные концепции юридической техники. Теоретико-методологическая проблема определения понятия юридической техники и ее связь с типами правопонимания. Юридическая техника и юридическая технология. Юриди­ческая техника как синтез теоретического и прикладного знания. Юридиче­ская техника и законодательная техника.

Место теории юридической техники в системе юридических наук. Тео­рия юридической техники и общая теория права. Общая теория юридической техники и отраслевые теории юридической техники.

Раздел II. Правотворческая техника.

Правотворчество. Законотворчество и иные формы правоустановления государства. Кодификация как деятельность нормотворческих органов. Закон и нравственность. Техника ведомственного нормотворчества в РФ. Норма­тивные акты, содержащие технические нормы.

Правовое предписание и статья закона. Структура нормы права и структура нормы закона. Способы изложения правовых норм в статьях нор­мативных правовых актов. Правовые нормы-принципы. Законодательные коллизии: понятие и виды. Коллизионные нормы.

Раздел III. Техника опубликования нормативных актов.

Российское законодательство в сфере опубликования нормативно-правовых актов. Опубликование нормативных актов: значение, сроки, официальные и неофициальные источники, язык, ограничительные грифы. Способы вступления нормативных актов в силу.

Раздел IV. Техника систематизации юридических документов.

Систематизация как вид юридической деятельности. Предмет систематизации. Субъекты систематизации. Необходимость и значение систематизации. Принципы и общие правила проведения систематизации.

Кодификация как вид систематизации. Правила ее проведения. Всеобщая, межотраслевая, отраслевая кодификация. Консолидация как вид систематизации. Отличительные признаки консолидации. Правила проведения консолидации. Инкорпорация как вид систематизации. Отличительные признаки инкорпорации. Инкорпорация официальная, официозная и неофициальная и правила ее проведения. Учет правовых актов как вид систематизации.

Раздел V. Интерпретационная техника.

Общая характеристика толкования права. Техника толкования права: понятие, признаки. Способы толкования. Грамматическое толкование. Логи­ческое толкование. Систематическое толкование. Специально-юридическое толкование. Историко-политическое толкование.

Толкование права по объему. Технические особенности видов толкова­ния права по объему. Акт официального толкования: понятие, признаки, виды. Технические особенности создания и оформления интерпретационных актов.

Раздел VI. Правореализационная техника.

Понятие и формы реализации права.

Техника ведения договорной работы. Технико-юридические особенности договоров. Типовая структура договора. Понятие до­говорной работы, ее нормативная регламентация.

Стадии до­говорной работы (подготовка к заключению договоров, оценка осно­ваний заключения договоров, оформление договорных отношений, доведение содержания договоров до исполнителей, контроль за ис­полнением договоров, оценка результатов исполнения договоров).

Раздел VII Правоприменительная техника.

Применение права как особая форма реализации права.

Правоприменительные акты. Требования, предъявляемые к их содер­жанию. Язык и стиль судебных актов. Особенности правоприменительных актов, составляемых судами, органами прокуратуры и следствия.

Темы практических занятий

Тема 1. Юридическая техника как учебная дисциплина.

1. Юридическая техника в структуре теории государства и права.

2. Предмет юридической техники.

3. Методология юридической техники (общенаучные, логические, лингвистические, технические и другие методы).

4. Структура курса «Юридическая техника».

5. Место юридической техники в системе юридических наук.

Тема 2. История развития юридической техники.

1. Юридическая техника в древнем обществе (архаичное право).

2. Юридическая техника в традиционном обществе (сословное право).

3. Юридическая техника в индустриальном обществе (развитое право).

Тема 3. Понятие и виды юридической техники.

1. Понятие и формы юридической деятельности.

2. Понятие и виды юридических документов. Значение юриди­ческих документов.

3. Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота.

4. Понятие и структура юридической техники.

5. Виды юридической техники.

6. Особенности юридической техники в различных правовых семьях мира.

Тема 4. Общие правила юридической техники (содержание юридической техники).

1. Понятие содержания юридической техники.

2. Правила достижения социальной адекватности юридических документов (содержательные правила).

3. Правила обеспечения логики юридических документов.

4. Структурные правила составления юридических документов.

5. Языковые правила написания юридических документов.

6. Реквизитные правила оформления юридических документов.

7. Процедурные правила принятия юридических документов.

Тема 5. Правотворчество.

1. Понятие правотворчества и его виды.

2. Понятие законодательства. Требования к законодательству или критерии его качества (отражение воли государства, стремление к минимальному его объему, стабильность, своевременное обновление, полнота, конкретность, демократичность и др.).

3. Ошибки в правотворчестве.

4. Экспертиза проектов нормативных актов.

5. Понятие правотворческой техники.

Тема 6. Правила формирования содержания нормативных актов.

1. Требования к содержанию нормативных актов (законности, соответствия норм права нормам морали, целесообразности, обос­нованности, эффективности, своевременности, стабильности, экономичности, реальности, оптимальности).

2. Основные способы и приемы формирования содержания (запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, декларации, юридические конструкции, правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, исключения).

3. Логика нормативного правового акта и ее особенности. Сис­тема логических требований (правил) в правотворчестве: общие и специфические логические правила.

4. Специфические логические правила (обоснование мотивов принятия нормативного акта или правило мотивации, соответст­вие нормативного акта общим принципам системы законодатель­ства, однородность правовых обобщений или правило отраслевой типизации, классификация нормативных предписаний, регламен­тирование нормативным актом всех элементов логической нормы права, обеспеченность нормативных предписаний санкциями, не­допущение дублирования нормативных предписаний).

Тема 7. Требования к внутренней форме нормативных актов.

1. Две стороны формы нормативного акта: внутренняя и внешняя.

2. Структура нормативного акта. Система структурных единиц нормативных актов и правила их использования (заголовок, ог­лавление, преамбула, структурные единицы текста, примечания, заключительные положения, приложения).

3. Структурные единицы текста (часть, раздел, глава, статья, параграф, пункт, подпункт, абзац). Некоторые общие правила расположения структурных единиц текста.

4. Языковые (лингвистические) правила составления норматив­ных актов и их система. Слово как основная единица нормативного текста. Словосочетания в нормативных актах. Предложения в норма­тивном тексте. Стиль нормативных актов. Правовые аббревиатуры.

5. Символические приемы.

Тема 8. Техника создания корпоративных нормативных актов.

1. Понятие и признаки корпоративного права.

2. Принципы создания корпоративных актов (общие и специфические).

3. Особенности корпоративных актов (доминирование регуля­тивных и процедурных норм, наличие множества поощрительных норм, конкретизированность, дозволительный характер и др.).

4. Ошибки при принятии корпоративных актов (смешанный характер содержания актов, ретранслирование законодательных норм, излишняя детализированность, заурегулированность, отсут­ствие декларативных положений, дефиниций, пренебрежение ин­фраструктурными правилами, противоречивость, отсутствие собственных санкций и др.).

Тема 9. Правотворческая процедура.

1. Требования к правотворческой процедуре.

2. Планирование правотворческой деятельности. Значение планирования. Виды планов (перспективные, среднесрочные, краткосрочные).

3. Концепция нормативного акта: понятие и признаки, ее эле­менты (структура). Значение концепции.

4. Виды правотворческих процедур (процедура принятия зако­нов, правительственных постановлений, ведомственных актов).

5. Типы парламентов и их влияние на законотворческий про­цесс. Стадии законодательного процесса.

Тема 10. Опубликование и вступление в силу нормативных актов.

1. Опубликование нормативных актов: значение, сроки, официальные и неофициальные источники, язык, ограничительные грифы.

2. Способы вступления нормативных актов в силу.

Тема 11. Систематизация правовых актов как вид юридической работы.

1. Понятие систематизации, ее субъекты, объекты, предмет. Причины и значение систематизации.

2. Принципы и общие правила проведения систематизации.

3. Виды систематизации правовых документов.

4. Кодификация и правила ее проведения.

5. Консолидация и правила ее проведения.

6. Инкорпорация и правила ее проведения.

7. Учет правовых актов.

8. Компьютеризация работы по систематизации.

Тема 12. Толкование как вид юридической работы.

1. Понятие толкования, его структура, объективные и субъективные причины толкования.

2. Техника толкования нормативных актов (языковой, логический, систематический, специально-юридический, исторический, функциональный, телеологический способы).

3. Методы (пути) постижения смысла нормативных актов (философский, этический, политический, социологический).

4. Неофициальное толкование.

5. Официальное толкование и его виды. Особенности аутентичного толкования. Особенности судебного толкования.

Тема 13. Правила создания правореализационных юридических документов.

1. Правореализационные документы и правила их создания (требования к ним). Виды правореализационных документов.

2. Техника ведения договорной работы. Технико-юридические особенности договоров. Типовая структура договора.

3. Понятие до­говорной работы, ее нормативная регламентация.

4. Стадии до­говорной работы (подготовка к заключению договоров, оценка осно­ваний заключения договоров, оформление договорных отношений, доведение содержания договоров до исполнителей, контроль за ис­полнением договоров, оценка результатов исполнения договоров).

Тема 14. Применение права как особая форма его реализации.

1. Понятие, причины, формы и виды правоприменения. Правоприменительные акты.

2. Судебная деятельность как разновидность правоприменения: эволюция правосудия, его задачи. Факторы, влияющие на правосудие.

3. Судебный процесс и его этапы.

4. Виды судебных актов. Судебное решение и приговор как ос­новные акты правосудия: общая характеристика. Значение основ­ных судебных актов.

5. Требования к содержанию основных судебных актов (закон­ность, обоснованность, мотивированность, справедливость, пол­нота).

6. Правила обеспечения логики основных судебных актов. Зна­чение логики в судебной деятельности. Логические приемы, ис­пользуемые при установлении фактической основы дела, логиче­ские приемы при установлении юридической основы дела.

7. Структура основных судебных актов. Общая характеристика их структуры. Структура судебного решения. Структура судебного приговора.

8. Языковые правила составления судебных актов: лексиче­ские, синтаксические, стилистические правила. Специфика языка судебных актов.

Интерактивное занятие № 1. Подготовка законопроекта.

Студенты делятся на небольшие группы (10—12 человек). Сре­ди них выделяется ответственный за работу над законопроектом. Каждой группе дается тема законопроекта. Важно, чтобы тема была не слишком глобальной (введение в стране платного высше­го образования, отмена льгот по уплате коммунальных платежей, утилизация автомобилей и др.). Определяется разумное время для групповой работы. Через некоторое время готовые законопроекты собираются. Преподаватель раздает их вновь для анализа по группам. Те­перь студенты выступают в роли экспертов и анализируют уже не свой законопроект. Задача экспертов состоит в том, чтобы вы­явить достоинства и недостатки законопроекта, т. е. произвести его экспертизу.

Далее начинается мастер-класс, т. е. анализ преподавателем ра­боты, проделанной студентами, и устранение допущенных ими недочетов. По мере сдачи выполненных заданий преподаватель их просматривает. Подробный анализ представленных законопроек­тов и экспертных заключений должен быть сконцентрирован не только на выявленных ошибках и допущенных в них пробелах, но и на положительных моментах. По ходу анализа законопроектов студентам дается возможность устно подкорректировать ту или иную норму законопроекта.

Интерактивное занятие 2. Принятие законопроекта Государственной Думой.

Для принятия выбирается законопроект, занявший на пер­вом практическом занятии первое место. Можно предложить и другой законопроект. Необходимо заранее распределить роли: Председатель Государственной Думы; его заместители; Председатель Правительства (если законопроект вносит Пра­вительство); министры, ответственные за подготовку законопроекта или чья компетенция так или иначе его затрагивает; представитель Президента в Государственной Думе; председатель профильного комитета; председатель комитета по законодательству; председатели фракций; представители приглашенных общественных организаций; другие.

Перед началом законодательного процесса преподаватель про­водит инструктаж с тем, чтобы настроить студентов на деловой лад и заранее предотвратить несерьезное отношение к занятию.

Необходимо определить поощрительные меры для лучших сту­дентов, по нескольким номинациям: за содержательность (интеллектуальность) речи; за композицию речи; за эмоциональность речи; за форму выступления; лучший оратор (где сочетаются многие факторы). Необходимо определить также санкции для нарушителей, вы­явившихся в ходе процесса.

Затем начинается мастер-класс, назначение которого состоит в подведении итогов деловой игры, а также в выявлении ее досто­инств и недостатков. Преподаватель дает развернутую характери­стику законодательного процесса в целом и по стадиям. Обяза­тельно оценивается и личностное участие в игре всех выступив­ших в процессе.

Интерактивное занятие №3. Подготовка проекта корпоративного акта.

Предварительно необходимо дать домашнее задание: принести каждому студенту какой-либо корпоративный акт. Здесь могут по­мочь работающие родители: в любой организации всегда сущест­вует множество корпоративных актов. Некоторые корпоративные акты, регулирующие деятельность своего вуза, можно найти на стендах. Издаются также сборники корпоративных актов.

Преподавателю следует проанализировать некоторые самые интересные корпоративные акты, принесенные студентами, и от­метить имеющиеся в них достоинства и недостатки.

Студенты разбиваются на небольшие группы. Каждой группе преподаватель дает тему корпоративного акта. Чтобы повысить интерес к занятию, можно использовать вузовскую тематику, на­пример, разработать положение о курсовых работах, критериях экзаменационных оценок.

Через установленный промежуток времени студенческие груп­пы обмениваются проектами корпоративных актов в целях их анализа и выявления в них недостатков. Для их устранения про­екты возвращаются составителям, которым дается время сделать это.

Проекты корпоративных актов собирает преподаватель, затем их публично анализирует и оценивает.

Интерактивное занятие №4. Подготовка проекта договора.

Предварительно необходимо дать домашнее задание: каждому студенту распечатать из какого-либо издания и принести образец договора. Здесь могут также помочь работающие родители, если в организации, где они работают, составляют договоры.

Преподавателю следует проанализировать некоторые самые интересные образцы договоров, принесенные студентами, и отме­тить имеющиеся в них достоинства и недостатки.

Студенты разбиваются на небольшие группы. Каждой группе преподаватель обозначает предмет договора. Чтобы повысить ин­терес к занятию, лучше предлагать те варианты договоров, с кото­рыми студенты (или их семьи) имели дело, например на репети­торство, ремонт жилого помещения, строительство дачного домика, подряд на пошив одежды.

Через установленный промежуток времени студенческие груп­пы обмениваются проектами договоров в целях их анализа и выяв­ления в них недостатков. Затем проекты возвращаются их соста­вителям. Дается время для устранения недостатков.

Проекты договоров собирает преподаватель, который их пуб­лично анализирует и оценивает.

Наши рекомендации