По характеру психической активности | По продолжительности сохранения материала | По участию воли в процессе запоминания | По способу заучивания |
Образная | Мгновенная | Произвольная | Механическая |
Эмоциональная | Кратковременная |
Двигательная | Оперативная | Непроизвольная | Логическая |
Словесно-логическая | Долговременная |
Память |
Процессы памяти | Особенности памяти | Виды воспроизведения |
Запоминание Сохранение Воспроизведение | Скорость запоминания Точность запоминания Прочность запоминания Готовность к воспроизведению | Узнавание Воспоминание Припоминание |
Виды памяти |
По запоминанию | По продолжительности | По содержанию |
произвольная непроизвольная | кратковременная долговременная оперативная | образная словесно-логическая двигательная эмоциональная |
Продуктивность памяти
Продуктивность памяти |
Объем | Быстрота | Точность | Длительность | Готовность к запоминанию и воспроизведению |
Причины, влияющие на продуктивность памяти |
Субъективные | Объективные |
Тип запоминания Интерес Предшествующий опыт Установка Состояние организма | Характер материала | Количество материала | Обстановка |
Осмысленность Связанность Ритмичность Наглядность Понятность | | |
Факторы, повышающие прочность запоминаемого материала
Активность запоминания | Осмысленность запоминания |
Мотивация процесса запоминания | Структурирование материала |
Наличие осознанной цели | Образование логических связей между его частями |
Включение запоминания в деятельность | Многократное повторение материала |
Наличие эмоций, связанных с запоминанием материала | Самоконтроль процесса запоминания |
Алгоритм осмысления материала для лучшего запоминания
Осознание цели запоминания – Связывание нового материла с актуальными потребностями – Понимание смысла того, что запоминаем – Анализ материала – Выявление наиболее существенных мыслей – Обобщение – Запоминание обобщенного материала
Внимание
Внимание |
Структура внимания(свойства внимания) | По регуляции | По направленности |
Устойчивость Концентрация Объем Переключение Распределение Колебания Рассеянность Отвлекаемость | Непроизвольное Произвольное Послепроизвольное | Внешнее Внутреннее |
Свойства (качества) внимания
Активность | Произвольное Непроизвольное Послепроизвольное |
Направленность | Внешненаправленное Внутринаправленное |
Широта | Объем Распределенность |
Сосредоточенность | Высокая Низкая Очень низкая |
Переключаемость | Легкая Трудная |
Интенсивность | Высокая Низкая |
Устойчивость | Устойчивое Неустойчивое |
Воображение
Воображение |
Виды воображения | Приемы создания образов |
Репродуктивное(непроизвольное, произвольное) Творческое(произвольное) Мечта (произвольное) | Агглютинация Схематизация Гиперболизация Акцентирование Типизация |
Воображение
Познавательный процесс (определение) | Классификация явлений | Закономерности | Индивидуально-типологические особенности |
Воображение –психический процесс конструирования новых образов при включении опыта в новые ситуации | По способам активности: Активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное. По результатам: Воссоздающее и творческое. По глубине синтетичности: Агглютинация, аналогия, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. | 1.Активизация в ситуациях неопределенности, эвристичности. 2. Реконструкция элементов опыта. 3. Синтезирование новых отношений. 4. Схематизация. 5. Типизация. 6. Антиципация посредством интерполяции, экстраполяции и рефлексии. | 1. Образность воссоздающего воображения (взаимосвязь сигнальных систем). 2. Рефлексивные возможности. 3. Способность к интерполяции и экстраполяции, к высоко вероятностным предположениям. 4. Способность предвидения событий и их эмоционального переживания. 5. Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность. 6. Творческие возможности индивида. |