Формы подтверждения соответствия в туризме и гостеприимстве
5 СИСТЕМЫ И СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ: ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:- свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;- правила функционирования системы добровольной сертификации; - изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;- документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления соответствующих документов или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.При сертификации процедура проверки соответствия продукции стандартам может проводиться по различным схемам в зависимости от того, насколько детально участники сертификации желают проконтролировать результат работы. Отличие схем друг от друга состоит в том, что отдельные доказательства соответствия продукции стандартам применяются в разной комбинации. Контрольные испытания могут проводиться с выборкой образцов или с контролем каждого образца. Может параллельно с контролем образцов проводиться контроль производства. Образцы могут отбираться либо со склада на производстве, либо у продавца. Таким образом, можно определить, как влияет процесс транспортировки или хранения на качество продукции. При сертификации может быть предусмотрен периодический инспекционный контроль с целью выявления стабильности показателей качества производства.
В таблице 1 приведены различные схемы сертификации, в которых жесткость испытаний, а значит надежность и стоимость, возрастают при переходе от схемы № 1 к последующим схемам – до схемы № 8.
Таблица 1 – Схема сертификации продукции
Номер схемы | Испытания | Проверка производства | Инспекторский контроль |
Испытания типового образца | — | — | |
1а | Испытания типового образца | Анализ состояния производства | — |
Испытания типового образца | — | Испытания образцов, взятых у продавца | |
2а | Испытания типового образца | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства |
Испытания типового образца | — | Испытания образцов, взятых у изготовителя | |
За | Испытания типового образца | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства |
Испытания типового образца | — | Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя | |
4а | Испытания типового образца | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя. Анализ состояния производства |
Испытания типового образца | Сертификация производства или системы качества у изготовителя | Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя. Контроль функционирования системы качества. | |
Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами | Сертификация системы качества у изготовителя | Контроль за стабильностью системы качества | |
Испытания партии | — | — | |
Испытания каждого образца | — | — | |
Рассмотрение декларации о соответствии | — | — | |
9а | Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами | Анализ состояния производства | — |
Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами | — | Испытания образцов, взятых у изготовителя и продавца | |
10а | Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя. Анализ состояния производства |
Схемы 1-6 и 9а-10а применяются при сертификации серийно выпускаемой продукции, схемы 7, 8, 9 – при сертификации выпускаемой партии или единичного изделия. Схему 1 рекомендуют использовать при ограниченном объеме реализации и выпуска продукции. Схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а рекомендуют применять вместо схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа сертификации нет информации о возможности изготовителя обеспечить стабильность характеристики продукции. Схема 5 является наиболее жесткой. Ее применяют в случае, если установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции.
Схемы За, 4а и 5 обычно используют при проведении работ по добровольной сертификации продукции.
Схемы 9-10а введены недавно на основании опыта сертификации за рубежом. Если полученные в декларации вне сертификации документы прямо или косвенно подтверждают соответствие продукции установленным требованиям, то орган по сертификации может выдать сертификат на основе представленных документов и декларации соответствия без проведения дополнительных испытаний.
В процедурах оценки качества услуг должны приниматься несколько иные критерии, чем при оценке качества продукции.
Сертификация услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает следующие этапы:
1. Подача заявки на сертификацию услуги.
2. Рассмотрение и принятие решения по заявке.
3. Оценка соответствия услуг установленным требованиям.
4. Принятие решения о возможности выдачи сертификата.
5. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия.
6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации услуг, в первую очередь следует обратить внимание на сущность этапа 3 (табл. 2) – оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям. Она включает в себя оценку выполнения работ и оказания услуг и проверку результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй – в протоколах испытаний.
Если при сертификации продукции использовалось 16 схем, то при сертификации услуг используют всего лишь семь схем, приведенных в таблице 2.
Таблица 2 – Схемы сертификации работ и услуг
Номер схемы | Оценка выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Инспекционный контроль |
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль мастерства исполнителя | |
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг | |
Анализ состояния производства | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль состояния производства | |
Оценка организации предприятия | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль соответствия установленным требованиям | |
Оценка системы качества | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль системы качества | |
б | Оценка системы качества | Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами | Контроль качества выполнения работ, оказания услуг |
Оценка системы качества | Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами | Контроль системы качества |
По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле. Данную схему применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлено мастерством исполнителя (например, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).
По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле. В зависимости от сложности процесса оценивают:
– полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;
– оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и другими, а также их соответствие установленным требованиям;
– метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;
– безопасность и стабильность процесса;
– профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.
Схему 2 применяют для оценки работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).
По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Данную схему применяют при сертификации производственных услуг.
По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (звезда гостиницы, класс ресторана, разряд ателье и др.).
По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (схемы 5 и 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.
Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).
При наличии сертификата качества его учитывают при сертификации работ и услуг.
Схемы 6,7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.
В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.
Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.
При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются социологические и экспертные методы оценки. Для оценки материальных услуг широко используются инструментальные методы. Одной из особенностей сертификации работ и услуг является возможное отсутствие такого звена, как испытательная лаборатория. Такая ситуация часто встречается в сфере нематериальных услуг и в отдельных материальных услугах.