Проектирование инфологической модели БД
Проектирование инфологической модели является основной задачей при создании БД. Цель инфологической модели – обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той или иной информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе. Поэтому инфологическую модель данных пытаются строить по аналогии с естественным языком. Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности, связи между ними и их свойства.
Поэтому необходимо четко поставить цель данной БД, а также установить, какую информацию получит пользователь в результате работы с программой. Исходя из этих соображений, будут спроектированы следующие сущности: ковры, заказы, поставляют, поставщики, продажи.Между этими сущностями установлены связи. Сущностьковры связана с сущностью продажи связью один-ко-многим, так как один вид ковра может продаваться различным магазинам. Аналогично были сформированы все остальные связи один-ко-многим. Данные связи введены для более удобного заполнения таблиц, а так же во избежание громоздкости таблиц.
Для наглядности все связи обозначены на рис.2.
Рис.2.Инфологическая модель БД
Проектирование даталогической модели
Каждая сущность содержит атрибуты. Перечислим атрибуты каждой сущности:
1. Ковры:
а) код ковра
б) форма ковра
в) цена за шт
г) материал
д) размер
е) код поставщика
2. Заказы:
а) дата заказа
б) код поставщика
в) код ковра
г) количество
3. Поставляют:
а) Код ковра
б) код поставщика
в) дата поставки
г) кол-во ковров
д) цена поставки
4. Поставщики:
а) Поставщик
б) адрес поставщика
в) телефон поставщика
г) код поставщика
5. Продажи:
а) дата продажи
б) код ковра
в) количество
г) цена продажи
д) название магазина
е) адрес магазина
ж) телефон
Чтобы реализовать связи, спроектированные в инфологической модели, укажем связи между атрибутами связанных сущностей. С целью наглядности изложения, все связи между атрибутами указаны на рисунке 3.
Эти данные составляют даталогическую модель (наглядно даталогическая модель изображена на рис 3).
Рис.3. Даталогическая модель БД
После создания инфологической и даталогической моделей можно приступать к созданию таблиц.
Создание БД в СУБД ACCESS
Создание структуры таблиц
Основным структурным элементом БД является таблица. В ней хранятся вводимые данные, а также структура базы (поля, их типы и свойства). Данная база состоит из нескольких таблиц, созданных в режиме конструктора. См. рис.4.1-4.5
Рис.4.1 Таблица Ковры в режиме конструктора.
Рис.4.2 Таблица Заказы в режиме конструктора.
Рис.4.3 Таблица Поставляют в режиме конструктора.
Рис.4.4 Таблица Поставщики в режиме конструктора.
Рис.4.5 Таблица Продажи в режиме конструктора.
Для организации связи между таблицами в БД необходимо определить ключевое поле, данные которого однозначно идентифицируют логическую запись таблицы (строку). Связь между таблицами позволяет связать данные из одной таблицы с данными другой. На рис.5. представлена таблица Ковры.
Рис.5.1 Таблица Ковры.
Для создания связи между таблицами нужно нажать на панели инструментов Access кнопку «Схема данных». В открывшемся окне диалога выбрать ключевое поле таблицы и протянуть мышью связь к соответствующему полю другой таблицы. На рис.6. изображена схема данных.
Рис.6. Схема данных
Создание запросов
Запрос – это точное средство обработки данных, хранимых в таблицах МS Access. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные в нескольких таблицах. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов. Запросы позволяют вычислять итоговые значения и выводить их в компактном формате, подобно формату электронных таблиц, а также выполнять вычисления над группами записей.
В МS Access можно создавать несколько типов запросов, например, запрос на выборку и запрос с параметром. На рис.7 представлен запрос на выборку по цене, равной или меньше 20000 рублей.
Рис 7. Запрос на выборку по цене меньше или равной 20000 рублей
Рис 7. Запрос на выборку по итогам продаж.
Создание форм
Формы – это средства для ввода данных. Формы обеспечивают наиболее гибкий способ ввода, просмотра и удаления данных и фактически являются шаблонами, отображающими информацию. В форме каждое поле можно разместить в точно заданном месте, выбрать для нее цвет или заливку, добавить элементы управления текстом для эффективного ввода данных.
Создать форму можно несколькими способами. Мастер форм является наиболее гибким и удобным способом создания форм. Он позволяет сэкономить время и быстро сконструировать привлекательную форму для записей любой таблицы. На рис.12.1- представлены формы, выполненныя в режиме Мастера форм.
Рис.12.1 ФормаКовры.
Рис.12.2 ФормаПоставщики.
Рис.12.2 Формазаказы.
Создание отчетов
Отчет – эффективное средство для организации просмотра и распечатки итоговой информации. Отчеты поддерживают самые разнообразные способы оформления и позволяют группировать данные, разбивая их на логически цельные блоки. Наиболее простой и удобный способ создания отчета – это Мастер отчетов. Оформление и корректирование отчета проводится в режиме Конструктора. При создании отчета в СУБД на каждом его листе указывается дата создания отчета, номер страницы и их общее число. По этим данным можно судить об объеме и данных на день создания отчета. На рис.13 представлен отчет «Прайс».
Рис.13. Отчет товары в наличии.
Рис.13.1 Отчет поставляют.
Создание кнопочной формы
Главная кнопочная форма – это наиболее удобный способ перемещения по базе данных даже для неквалифицированного пользователя. Наглядно это представлено на рис.19.
Рис.19. Главная кнопочная форма Магазин «Мир Ковров»
При нажатии кнопки ковры в наличии магазина на кнопочной форме Магазин «Мир Ковров» открывается отчет со всей информацией о имеющихся коврах. См рис.20.
Рис.20. Прайс
При нажатии кнопки «просмотр и добавление поставщиков»,открввается форма где можно редактировать , добавлять, удалять поставщиков
См. рис.21.
Заключение
Данная курсовая работа позволила облегчить работу сотрудников магазина и значительно повысить скорость и качество обслуживания клиентов. Также БД позволила автоматизировать составление отчетов с учетом различных параметров, например, таких как вид цветка, окраска и страна поставщик. Созданная кнопочная форма позволила принимать на работу менее квалифицированный персонал, что влечет экономию фонда заработной платы. Таким образом, данная программа рекомендуется к внедрению в магазины по продаже цветов и растений.
Список используемой литературы:
1.Глушаков С.В. Базы данных: Учеб. курс/С.В. Глушаков, Д.В. Ломотько. – Харьков; М.: Фолио: АСТ, 2000. – 504с.
2.Дубнов П.Ю. Access 2000. Проектирование баз данных. – М.: ДМК, 2000. – 271с.
3.Робинсон С. Microsoft Access 2000: учеб. курс: Пер. с англ. – СПб. и др.: Питер, 2001. – 511с.
4.Хомоненко А.Д. и др. Базы данных: Учеб. для ВУЗОВ/Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г.; под ред. А.Д. Хомоненко. – СПб.: КОРОНА-принт, 2000. – 416с.