Г) форма контроля самостоятельной работы студентов

Хронокарта занятия.

Этапы занятий Длительность этапов
Вступительное слово преподавателя. 5 минут
Проверка готовности студентов к занятию (контроль исходного уровня знаний по теме – письменно). 15 минут
Закрепление знаний по коррекции исходного уровня. 20 минут
Инструктаж преподавателя по работе у постели больного. 5 минут
Микрокурация больных. 60 минут
Разбор темы занятия. 55 минут
Итоговый контроль в виде решения ситуационных задач. 10 минут
Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов. 10 минут

Содержание темы– приложение №1

Студент должен знать

1. Анатомо-физиологические особенности полости носа, его придаточных пазух, евстахиевой трубы.

2. Анатомо-физиологические особенности глотки, гортани, трахеи, бронхов.

3. Анатомо-физиологические особенности легких, плевры, органов средостения.

4. Особенности строения слизистой, мышечной, эластичной и хрящевой оболочек трахеи и бронхиального дерева.

5. Методы исследование мокроты: микроскопия, исследование мокроты методом флотации, бактериологическим методом.

6. Определение и этиопатогенез острых бронхитов и бронхиолита у детей.

7. Классификацию острых бронхитов.

8. Клинику острых бронхитов и бронхиолита.

9. Диагностику острых бронхитов.

10. Дифференциальный диагноз острых бронхитов и бронхиолита.

11. Лечение и профилактика острых бронхитов.

12. Определение и этиопатогенез ларинготрахеита у детей.

13. Классификацию ларинготрахеита.

14. Клинику ларинготрахеита.

15. Диагностику ларинготрахеита.

16. Дифференциальный диагноз ларинготрахеита.

17. Лечение и профилактика ларинготрахеита.

Студент должен уметь

1. Собирать анамнез заболевания у больных острым бронхитом или острым ларинготрахеитом.

2. Оценивать степень тяжести заболевания, степень ДН, степень стеноза гортани.

3. Диагностировать ларинготрахеит, острый простой и острый обструктивный бронхит.

4. Проводить дифференциальный диагноз бронхитов.

5. Составлять план обследования, лечения и оказания неотложной помощи при стенозирующих ларинготрахеитах и обструктивных бронхитах.

Учебная карта занятия

а) контрольные вопросы по теме занятий:

1. Анатомо-физиологические особенности полости носа, его придаточных пазух, евстахиевой трубы.

2. Анатомо-физиологические особенности глотки, гортани, трахеи, бронхов.

3. Анатомо-физиологические особенности легких, плевры, органов средостения.

4. Особенности строения слизистой, мышечной, эластичной и хрящевой оболочек трахеи и бронхиального дерева.

5. Исследование мокроты: микроскопия, исследование мокроты методом флотации, бактериологическим методом.

6. Определение и этиопатогенез острых бронхитов и бронхиолита у детей.

7. Классификация острых бронхитов.

8. Клиника острых бронхитов и бронхиолита.

9. Диагностика острых бронхитов.

10. Дифференциальный диагноз острых бронхитов и бронхиолита.

11. Лечение и профилактика острых бронхитов.

12. Определение и этиопатогенез ларинготрахеита у детей.

13. Классификация ларинготрахеита.

14. Клиника ларинготрахеита.

15. Диагностика ларинготрахеита.

16. Дифференциальный диагноз ларинготрахеита.

17. Лечение и профилактика ларинготрахеита.

б) самостоятельная работа во внеаудиторное время:

1. Работа с литературой.

2. Подготовка реферативных сообщений по теме.

3. Решение тестовых задач по теме из сборника.

4. Подготовка вопросов для самостоятельного изучения по теме.

в) самостоятельная работа в аудиторное время (инструкции для самостоятельной работы):

- получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме

- студентам выдаются схемы сбора анамнеза и и обследования больного

- самостоятельно осуществляют курацию больных

- образцы ведения документации.

- студенты заполняют дневники микрокурации с оценкой

г) форма контроля самостоятельной работы студентов

1. Выполнение тестовых заданий – приложение №2

2. Решение ситуационных задач приложение № 3

3. Доклад реферативных сообщений

4. Отчет по курации больных

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1. Понятие о крупе, механизме развития, степени тяжести крупа.

2. Возрастные изменения частоты дыхания.

3. Особенности ритма дыхания в зависимости от возраста, возможные нарушения ритма дыхания.

4. Семиотика кашля.

5. Семиотика дыхательных шумов.

Вопросы по теме, выносимые на экзамены:

1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.

2. Острый бронхит. Классификация. Этиопатогенез. Клиника. Лечение.

3. Острый ларинготрахеит. Этиопатогенез. Клиника стеноза гортани. Дифференциальный диагноз с дифтерией гортани.

4. Лечение острого ларинготрахеита. Неотложная помощь при стенозе гортани.

Практические навыки:

1. Сбор анамнеза заболевания у больных острым бронхитом или острым ларинготрахеитом.

2. Оценка степени тяжести заболевания, степени ДН, степени стеноза гортани.

3. Диагностика ларинготрахеита, острого простого и острого обструктивного бронхитов.

4. Проведение дифференциального диагноза бронхитов.

5. Составление плана обследования, лечения и оказания неотложной помощи при стенозирующих ларинготрахеитах и обструктивных бронхитах.

Темы для реферативных сообщений:

1. Врожденные пороки развития бронхиального дерева, сопровождающиеся БОС.

2. Муковисцидоз у детей, легочная форма.

Список литературы по теме

Основная литература:

1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 893 с.

2. Учебник "Пропедевтика детских болезней" / Под ред. Мазурина А.В., Воронцова И.М. – М.: Медицина, 1985, 2000.

3. Учебник "Семиотика детских болезней" / Под ред. Зернова Н.Г., Тарасова О.Ф. – Л.: Медицина, 1984.

4. Болезни органов дыхания у детей. Руководство для врачей / Рачинский С.В., Таточенко В.К. – М.: Медицина, 1989. – 496 с.

5. ОРЗ у детей. Таточенко В.К. и др., М., 1981.

6. Бронхиты у детей. Рачинский С.В., М., 1984.

7. Острые ларинготрахеиты у детей. О.С. Митин. М., 1980.

8. Клиническое исследование ребенка. В.А. Еренков, 1984.

Дополнительная литература:

1. Здоровый ребенок. И.Н. Усов, 1984, 1994.

2. Дифференциальный диагноз острых заболеваний органов дыхания у детей и некоторые аспекты их терапии. Под ред. А.Н. Узуновой, 1999.

3. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. Научно-практическая программа. Москва, 2002.

4. Кашель у детей. Противокашлевые и отхаркивающие лекарственные средства в педиатрической практике. Пособия для врачей. Н.А. Коровина, И.Н. Захарова и др. Москва, 2000.

5. Рабочие схемы для написания истории болезни.

Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры от « 28 августа 2009г. ( протокол № 1 )

Зав. кафедры пропедевтики детских

болезней и педиатрии д.м.н., проф. _________________А.Н. Узунова

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации