Г) форма контроля самостоятельной работы студентов

Хронокарта занятия.

Этапы занятия Длительность этапов
Вступительное слово преподавателя 5 минут
Тестированный контроль готовности студентов к занятию. 20 минут
Собеседование по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, дифференциальной диагностики и лечения бронхиальной астмы.   50 минут
Самостоятельная курация больных для закрепления умения обследовать больного, проведения дифференциального диагноза, изучения лабораторных и инструментальных данных, обоснования клинического диагноза определения лечебной тактики. Контроль преподавателем самостоятельной работы студентов.     50 минут
Совместный осмотр больных. 50 минут
Итоговый контроль в виде решения ситуационных задач, деловой игры. 17 минут
Заключение по теме занятия. 5 минут
Задание на дом. 5 минут

Содержание темы– приложение №1

Студент должен знать

1. Определение бронхиальной астмы.

2. Классификацию бронхиальной астмы.

3. Факторы риска возникновения бронхиальной астмы у детей.

4. Клинику:

- предприступного периода;

- приступного периода;

- астматического статуса;

5. Дифференциальный диагноз бронхиальной астмы.

6. План обследования.

7. Показания для госпитализации.

8. Диетотерапию.

9. Медикаментозное лечение приступного периода и астматического состояния.

10. Базисное лечение бронхиальной астмы.

11. Профилактику и диспансеризацию больных бронхиальной астмой.

Студент должен уметь

1. собрать жалобы больного, анамнез болезни, жизни;

2. обследовать больного с бронхиальной астмой;

3. проводить пикфлоуметрическое обследование больного;

4. оценить данные, полученные при объективном, лабораторном, инструментальном обследовании больного;

5. оформить клинический диагноз с обоснованием, провести дифференциальный диагноз;

6. выбрать схему базисной терапии и лечения в приступном периоде;

7. составить план реабилитации, диспансеризации больных.

Учебная карта занятия

а) контрольные вопросы по теме занятий:

1. Определение бронхиальной астмы.

2. Классификация бронхиальной астмы.

3. Факторы риска возникновения бронхиальной астмы у детей.

4. Клиника:

5. - предприступного периода;

6. - приступного периода;

7. - астматического статуса;

8. Дифференциальный диагноз бронхиальной астмы.

9. План обследования.

10. Показания для госпитализации.

11. Диаетотерапия.

12. Медикаментозное лечение приступного периода и астматического состояния.

13. Базисное лечение бронхиальной астмы.

14. Профилактика и диспансеризация больных бронхиальной астмой.

б) самостоятельная работа во внеаудиторное время:

1. вопросы для самостоятельного изучения по теме;

2. работа в библиотеке с литературой;

3. подготовка реферативных сообщений;

4. решение тестовых заданий и ситуационных задач из сборника для студентов медицинских вузов.

в) самостоятельная работа в аудиторное время (инструкции для самостоятельной работы):

1. - получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме

2. - студентам выдаются схемы сбора анамнеза и и обследования больного

3. - самостоятельно осуществляют курацию больных

4. - образцы ведения документации.

5. - студенты заполняют дневники микрокурации с оценкой

6. - инструкция по работе с пикфлоуметром, дневник пикфлоуметрии.

7. - проводится тест-контроль по теме;

8. - решаются ситуационные задачи с последующим разбором ошибок.

г) форма контроля самостоятельной работы студентов

1. Выполнение тестовых заданий – приложение №2

2. Решение ситуационных задач приложение № 3

3. Доклад реферативных сообщений

4. Отчет по курации больных

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1. повторить анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей;

2. повторить типы иммуно-патологических реакций;

3. повторить основные группы бронхолитических препаратов.

Вопросы по теме, выносимые на экзамены:

1. Бронхиальная астма. Этиопатогенез. Классификация. Клиника. Лечение во внеприступном периоде. Принципы ступенчатой терапии.

2. Бронхиальная астма. Лечение в приступном периоде.

Практические навыки:

1. сбор жалоб больного, анамнеза болезни, жизни;

2. методика обследования больного с бронхиальной астмой;

3. проведение пикфлоуметрического обследования больного;

4. оценка данных, полученных при объективном, лабораторном, инструментальном обследовании больного;

5. оформление клинического диагноза с обоснованием, проведение дифференциального диагноза;

6. выбор схемы базисной терапии и лечения в приступном периоде;

7. план реабилитации, диспансеризации больных.

Темы для реферативных сообщений:

1. Пикфлоуметрия как метод оценки функции внешнего дыхания.

2. Дифференциальный диагноз бронхообструктивного синдрома у детей раннего возраста.

3. Способы доставки лекарственных средств при лечении бронхиальной астмы у детей.

Список литературы по теме

Основная:

1. Национальная программа "Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактики". РМЖ, приложение, 1998, т. 6, № 2, 3-48.

2. Неотложная терапия бронхиальной астмы у детей: (Методическое письмо) / Под ред. Геппе Н.А. – М., 1999. – 12 с.

3. Современные подходы к терапии респираторных аллергозов у детей: (Методическое пособие) / Казначеева Л.Ф., Молокова А.Р. Новосибирск, 1999. – 36 с.

4. Отечественные препараты для лечения бронхиальной астмы: (Методические рекомендации для врачей общей практики) / Под ред. А.Г. Чучалина. – М., 1999. – 23 с.

5. Бронхиальная астма у детей: диагностика, лечение и профилактика. Научно-практическая программа. Москва, 2004. – 46 с.

Дополнительная:

1. Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. М.: Медицина, 2003.

2. Балаболкин И.И. Рациональная фармакотерапия у детей, страдающих бронхиальной астмой. Педиатрическая фармакология 2003; 1 (1): 61-4.

3. Бронхиальная астма у детей. Под ред. С.Ю. Каганова. М.: Медицина, 1999.

4. Геппе Н.А., Ревякина В.А. Аллергия у детей. Основы лечения и профилактики. Образовательная программа. М.: 2002, 120.

5. Каганов С.Ю., Розинова Н.Н., Дрожжев М.Е., Геппе Н.А., Хроническая обструктивная патология легких как проблема пульмонологии детского возраста. В кн. Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких. М.: БИНОМ. СПб.: Невский диалект, 1998; 479-500.

Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры от « 28 августа 2009г. ( протокол № 1 )

Зав. кафедры пропедевтики детских

болезней и педиатрии д.м.н., проф. _________________А.Н. Узунова

Наши рекомендации