Г) форма контроля самостоятельной работы студентов
Хронокарта занятия.
Этапы занятий | Длительность этапов |
Вступительное слово преподавателя. | 5 минут |
Проверка готовности студентов к занятию (контроль исходного уровня знаний по теме – письменно). | 15 минут |
Закрепление знаний по коррекции исходного уровня. | 20 минут |
Инструктаж преподавателя по работе у постели больного. | 5 минут |
Микрокурация больных. | 60 минут |
Разбор темы занятия. | 55 минут |
Итоговый контроль в виде решения ситуационных задач. | 10 минут |
Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов. | 10 минут |
Содержание темы– приложение №1
Студент должен знать
1. Анатомо-физиологические особенности полости носа, его придаточных пазух, евстахиевой трубы.
2. Анатомо-физиологические особенности глотки, гортани, трахеи, бронхов.
3. Анатомо-физиологические особенности легких, плевры, органов средостения.
4. Особенности строения слизистой, мышечной, эластичной и хрящевой оболочек трахеи и бронхиального дерева.
5. Методы исследование мокроты: микроскопия, исследование мокроты методом флотации, бактериологическим методом.
6. Определение и этиопатогенез острых бронхитов и бронхиолита у детей.
7. Классификацию острых бронхитов.
8. Клинику острых бронхитов и бронхиолита.
9. Диагностику острых бронхитов.
10. Дифференциальный диагноз острых бронхитов и бронхиолита.
11. Лечение и профилактика острых бронхитов.
12. Определение и этиопатогенез ларинготрахеита у детей.
13. Классификацию ларинготрахеита.
14. Клинику ларинготрахеита.
15. Диагностику ларинготрахеита.
16. Дифференциальный диагноз ларинготрахеита.
17. Лечение и профилактика ларинготрахеита.
Студент должен уметь
1. Собирать анамнез заболевания у больных острым бронхитом или острым ларинготрахеитом.
2. Оценивать степень тяжести заболевания, степень ДН, степень стеноза гортани.
3. Диагностировать ларинготрахеит, острый простой и острый обструктивный бронхит.
4. Проводить дифференциальный диагноз бронхитов.
5. Составлять план обследования, лечения и оказания неотложной помощи при стенозирующих ларинготрахеитах и обструктивных бронхитах.
Учебная карта занятия
а) контрольные вопросы по теме занятий:
1. Анатомо-физиологические особенности полости носа, его придаточных пазух, евстахиевой трубы.
2. Анатомо-физиологические особенности глотки, гортани, трахеи, бронхов.
3. Анатомо-физиологические особенности легких, плевры, органов средостения.
4. Особенности строения слизистой, мышечной, эластичной и хрящевой оболочек трахеи и бронхиального дерева.
5. Исследование мокроты: микроскопия, исследование мокроты методом флотации, бактериологическим методом.
6. Определение и этиопатогенез острых бронхитов и бронхиолита у детей.
7. Классификация острых бронхитов.
8. Клиника острых бронхитов и бронхиолита.
9. Диагностика острых бронхитов.
10. Дифференциальный диагноз острых бронхитов и бронхиолита.
11. Лечение и профилактика острых бронхитов.
12. Определение и этиопатогенез ларинготрахеита у детей.
13. Классификация ларинготрахеита.
14. Клиника ларинготрахеита.
15. Диагностика ларинготрахеита.
16. Дифференциальный диагноз ларинготрахеита.
17. Лечение и профилактика ларинготрахеита.
б) самостоятельная работа во внеаудиторное время:
1. Работа с литературой.
2. Подготовка реферативных сообщений по теме.
3. Решение тестовых задач по теме из сборника.
4. Подготовка вопросов для самостоятельного изучения по теме.
в) самостоятельная работа в аудиторное время (инструкции для самостоятельной работы):
- получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме
- студентам выдаются схемы сбора анамнеза и и обследования больного
- самостоятельно осуществляют курацию больных
- образцы ведения документации.
- студенты заполняют дневники микрокурации с оценкой
г) форма контроля самостоятельной работы студентов
1. Выполнение тестовых заданий – приложение №2
2. Решение ситуационных задач приложение № 3
3. Доклад реферативных сообщений
4. Отчет по курации больных
Вопросы для самостоятельного изучения студентами:
1. Понятие о крупе, механизме развития, степени тяжести крупа.
2. Возрастные изменения частоты дыхания.
3. Особенности ритма дыхания в зависимости от возраста, возможные нарушения ритма дыхания.
4. Семиотика кашля.
5. Семиотика дыхательных шумов.
Вопросы по теме, выносимые на экзамены:
1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
2. Острый бронхит. Классификация. Этиопатогенез. Клиника. Лечение.
3. Острый ларинготрахеит. Этиопатогенез. Клиника стеноза гортани. Дифференциальный диагноз с дифтерией гортани.
4. Лечение острого ларинготрахеита. Неотложная помощь при стенозе гортани.
Практические навыки:
1. Сбор анамнеза заболевания у больных острым бронхитом или острым ларинготрахеитом.
2. Оценка степени тяжести заболевания, степени ДН, степени стеноза гортани.
3. Диагностика ларинготрахеита, острого простого и острого обструктивного бронхитов.
4. Проведение дифференциального диагноза бронхитов.
5. Составление плана обследования, лечения и оказания неотложной помощи при стенозирующих ларинготрахеитах и обструктивных бронхитах.
Темы для реферативных сообщений:
1. Врожденные пороки развития бронхиального дерева, сопровождающиеся БОС.
2. Муковисцидоз у детей, легочная форма.
Список литературы по теме
Основная литература:
1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 893 с.
2. Учебник "Пропедевтика детских болезней" / Под ред. Мазурина А.В., Воронцова И.М. – М.: Медицина, 1985, 2000.
3. Учебник "Семиотика детских болезней" / Под ред. Зернова Н.Г., Тарасова О.Ф. – Л.: Медицина, 1984.
4. Болезни органов дыхания у детей. Руководство для врачей / Рачинский С.В., Таточенко В.К. – М.: Медицина, 1989. – 496 с.
5. ОРЗ у детей. Таточенко В.К. и др., М., 1981.
6. Бронхиты у детей. Рачинский С.В., М., 1984.
7. Острые ларинготрахеиты у детей. О.С. Митин. М., 1980.
8. Клиническое исследование ребенка. В.А. Еренков, 1984.
Дополнительная литература:
1. Здоровый ребенок. И.Н. Усов, 1984, 1994.
2. Дифференциальный диагноз острых заболеваний органов дыхания у детей и некоторые аспекты их терапии. Под ред. А.Н. Узуновой, 1999.
3. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. Научно-практическая программа. Москва, 2002.
4. Кашель у детей. Противокашлевые и отхаркивающие лекарственные средства в педиатрической практике. Пособия для врачей. Н.А. Коровина, И.Н. Захарова и др. Москва, 2000.
5. Рабочие схемы для написания истории болезни.
Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры от « 28 августа 2009г. ( протокол № 1 )
Зав. кафедры пропедевтики детских
болезней и педиатрии д.м.н., проф. _________________А.Н. Узунова
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ