II. Типовые случаи отклонений от обобщенной схемы оценивания в материалах, предоставляемых эксперту на экзамене
Памятка экспертам предметной комиссии ЕГЭ по физике
По проверке заданий с развернутым ответом в 2015 году
I. Общие положения
1. Перед проведением проверки каждого из заданий необходимо изучить критерии его оценивания в материалах для эксперта, обратив внимание на их возможные отличия от обобщенной схемы оценивания (см. раздел II)
2. Баллы выставляются в специальный бланк гелевой черной ручкой. Внесение изменений крайне нежелательно. Использование замазок и затирок с целью исправления записей категорически не допустимо! Все исправления вносятся только поверх неверных записей. Любые лишние записи на бланке приводят к признанию его недействительным.
3. Баллы выставляются только в соответствующих графах заданий (С1 – С6). Остальные графы в бланке остаются незаполненными.
4. Оценивание экзаменационных работ рекомендуется проводить по заданиям: вначале решения задачи С1 во всех работах, затем все решения задачи С2, потом все решения задач С3, С4 и т. д. Тем самым обеспечивается более четкая позиция эксперта по выставлению баллов за одно и то же задание в разных работах.
5. Выставление баллов в бланк оценивания рекомендуется проводить по работам: все задания первой проверяемой работы, все задания второй проверяемой работы и т.д. Это позволяет обнаружить ошибки, допущенные экзаменуемым в нумерации задач, а также обнаружить непронумерованную, или пронумерованную неверно, или случайно пропущенную экспертом задачу. Например, если экзаменуемый обозначил номер решаемой задачи С2, а на самом деле решал другое задание С5, то эксперт в бланке оценивания выставляет «0» в графу С2, а набранные по факту за решение баллы в графу С5.
6. При отсутствии решения задачи или каких-либо записей, свидетельствующих о попытке решения задачи (отсутствуют любые записи о данном задании) в бланк вносится знак «Х» в поле соответствующей задачи. Если выставлен только номер задачи, считается, что попытка решения имеется и за это выставляется 0 баллов.
II. Типовые случаи отклонений от обобщенной схемы оценивания в материалах, предоставляемых эксперту на экзамене
1. В обобщенной схеме оценивания для качественных задач имеется критерий «Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения». Однако в некоторых заданиях необходимых для полного верного объяснения явлений или законов может быть всего одно (один) или два. В таком случае данный критерий утрачивает свое значение и при оценивании не используется.
2. Если в условии расчетной задачи не предусмотрено получение числового ответа, то решение считается верным, если представлен ответ в общем виде. При этом не используется критерий, связанный с ошибкой в вычислениях, из блока критериев на 2 балла.
3. В ряде задач рисунок (чертеж, схема) является необходимым элементом решения. В этом случае наличие рисунка (чертежа, схемы) обязательно оговаривается в условии задачи и в описании полного правильного решения. Отсутствие рисунка (чертежа, схемы) или ошибка в них приводит к снижению оценки на 1 балл по сравнению с максимальной. При этом вотдельных случаях за наличие правильного рисунка (схемы, чертежа) при отсутствии остального решения может быть введен критерий, допускающий выставление одного балла.
4. В ряде задач необходимо при решении снять показания с приборов, изображенных на фотографии. В этом случае в описании полного правильного решения вводится условие верной записи показаний измерительных приборов. При неверной записи показаний приборов (отклонение превышает цену деления прибора) оценка снижается на 1 балл по сравнению с максимальной.
5. Решение учащегося может иметь логику, отличную от авторской логики решения (альтернативное решение). В этом случае эксперт, прежде всего, оценивает возможность решения конкретной задачи способом, который выбрал учащийся. Если эксперт приходит к выводу о том, что выбранный учащимся способ является неверным, то решение оценивается в 0 баллов. Если этот способ позволяет получить верное решение, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения с помощью обобщенной схемы оценивания на основании составленного им самим списка необходимых законов, формул или утверждений, которые соответствуют выбранному способу решения.