Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Понятие выступает исходной логической формой, отражающая существенные отличительные признаки предметов.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называетсяобъемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать всебя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс экономических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называетсяуниверсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будетединичный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называетсянулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта

Логические приёмы образования понятий:

Анализ - это мысленное разложение предмета на его признаки, структурные элементы. Затем эти элементы изучают в сравнении друг с другом.

Сравнение - мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. В результате этой операции выявляется, какие признаки являются общими, а какие отличительными.

Абстрагирование– позволяет существенно сократить количество рассматриваемых признаков. Это мысленное упрощение предмета путём выделения в нём одних признаков и отвлечения от других. В результате происходит освобождение от многих несущественных признаков и появляется возможность, на основании выделенных, составить класс мыслимых предметов, т.е. провести обобщение.

Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.

Процесс образования понятия завершается сведением в совокупность перечисленных операций, т.е. синтезом.

Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое.

Вопрос 5.

Логическая структура понятия: объём и содержание. Закон обратного соотношения объёма и содержания понятия.

Элементами структуры понятия выступают его содержание и объём.

Содержание понятия есть элемент структуры понятия, отражающий совокупность существенных признаков предметов мысли, на основании которых они выделяются и обобщаются в данном множестве. В свою очередь содержание понятия включает в себя родовые и видовые признаки.

Родовой признак – это такой признак в содержании понятия, который является общим для предметов более обширного множества (рода), из которого было выведено данное (вид).

Видовой признак – это такой признак в содержании понятия, на основании которого данное множество предметов мысли (вид) был выделен из более обширного (род).

Так, в содержание понятия «озеро» входит родовой признак «быть водоёмом» и видовые: «иметь естественное происхождение», «быть замкнутым».

Объём понятия есть элемент структуры понятия, отражающий множество предметов мысли, которые обладают признаками, составляющими содержание данного понятия.

Аналогично содержанию понятия, объём включает в себя следующие «элементы»: род, вид, индивид.

Род есть полное множество предметов, мыслимых в данном понятии.

Вид есть выделения по какому-либо признаку из полного множества, частная совокупность предметов, мыслимых в данном понятии.

Индивид есть отдельно взятый единичный предмет, мыслимый в данном понятии.

Например: озеро (род) – озеро солёное (вид) – озеро Иссык-Куль (индивид).

Легко заметить, что содержание и объём понятия связаны необходимой и существенной, устойчиво и повторяющейся связью – логическим законом обратного соотношения объёма и содержания понятия: увеличение содержания понятия, т.е. числа существенных признаков, ведёт к уменьшению его объёма, т.е. совокупности предметов, мыслимых в данном понятии, и наоборот.

Вопрос 6. Виды понятий.

1. По объёму: единичные (=индивид), общие; регистрирующие (=исчислимые), не регистрирующие; пустые (не содержит ни одного мыслимого предмета), непустые.

2. По содержанию: абстрактные (свойство или отношение), конкретные (предмет), собирательные (созвездие), разделительные.

Вопрос 7. Сравнимость понятий и отношений между ними: виды отношений совместимости и несовместимости.

Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru

В -вид
Родовое содержание понятия – признак общий для большего множества предметов, в которое, как подмножество, входит объём данного понятия.

Видовое содержание понятия – признак содержания понятия,
позволяющий выделить некоторый класс предметов из большего
множества.

2 класса родовидовых отношений:

1. Сравнимые- понятия, которые имеют хотя бы один общий признак:

·

В
А
Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru
В
А, В
А
Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru Совместимые: тождество (Москва = столица РФ); пересечение (студент – балбес); подчинение (выпускник, медалист).


·

В
А
Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru
В
А
Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru
В
А
Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru Понятие как исходная форма мысли. Логические приёмы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. - student2.ru Несовместимые – V не совпадает: противоположность (победа/ничья/поражение), соподчинение, противоречие (признаки полностью исключают друг друга: М/Ж).

2. Несравнимые – не имеют общих признаков.

Вопрос 8. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение.

Обобщение – переход от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом, посредством усечения содержания.

Ограничение – переход от понятия с большим объёмом к меньшему объёму, посредством обогащения содержания.

Категория – род – вид – индивид

Спб. – ул. Н – дом Н – квартира Н

Вопрос 9. Логическая операция деления понятия, основные правила и типичные ошибки.

Деление – расчленение объёма понятия (делимое) на виды (члены) согласно одному существенному признаку (основание деления).

В сумме объемов членов деления получается объём делимого.

Объёмы членов деления не должны пересекаться.

Члены деления должны быть соподчинённые.

Деление проводится планомерно.

Если не все члены – тогда деление с лишними членами.

Деление должно быть по одному основанию. (понятие – шляпа; виды: с козырьком и без козырька; основание – козырёк).

Каждое из понятий, которое получается в результате деления, сохраняет свойство делимого понятия.

Наши рекомендации