Исследовательские процессы
Когда Тони Бузан начал свои исследования, пытаясь понять, каким же образом можно в большей степени использовать мозг, он столкнулся с теорией о двух полушариях. Глубоко исследовав ее, он обнаружил, что эта теория объясняет малую производительность нашего мозга. Секрет заключался в том, как добиться использования 100 % нашего потенциала, и Бузан развил свой метод, исходя из выбранной цели. В этом методе необходимо было объединить возможности обоих полушарий, левое полушарие должно было предоставить свою логику и классификацию, а правое — творчество и видение целого. Слова и образы нужно было объединить, чтобы музыка мышления звучала гармонично. Возможно ли добиться чего-то подобного? Оказывается, возможно.
Тест на концентрацию
Предположительно у нас два рассудка, которые представляют собой различные сущности. Безусловно, они не всегда находятся в согласии между собой. Разве не случалось, что иногда вы пытались убедить себя, пытаясь найти логические оправдания? Это похоже на то, что говорящий пытается убедить слушающего. Чтобы лучше ознакомить-
ся с этими двумя элементами, проведем эксперимент: наша цель — отключить говорящего (левое полушарие). Поищите спокойное и удобное место, где никто вас не потревожит, и расслабьтесь. Постарайтесь, чтобы постоянный внутренний разговор в вашей голове затихал, пока, наконец, не прекратится. Позвольте своему мозгу побыть в пустоте, как будто перед вами белый лист бумаги. Постарайтесь удержать это состояние в течение двух минут.
Время истекло. У вас не получилось? Это неудивительно. Немногие люди могут сделать такое упражнение, если они не практиковали йогу или другую медитативную технику. Теперь попробуйте снова, но когда будете концентрироваться, одновременно повторяйте в тишине какое-то особенное слово. Поищите слово, которое будет мягким и приятным, как, например, «шепот». Повторите его про себя несколько раз. На этот раз упражнение получилось лучше? Объясняется это явление просто: когда вы заставляете правое полушарие выполнять задание по повторению слов, оно занято и, таким образом, мы можем подсоединиться к правому полушарию.
Упражнения на релаксацию
Как известно, мы часто находимся в состоянии напряжения. Чтобы продвигаться к целостному мышлению, нам необ-
ходима определенная степень внутреннего спокойствия — условие, которое в наши дни соблюсти сложно. Дальше мы предложим вам технику релаксации, которая используется при самогипнозе и дает очень хорошие результаты. Чтобы контролировать «говорящего», мы предлагаем вам пару мощных приемов. Безусловно, заставить внутренний голос замолчать будет непросто, но это станет легкой задачей, если практиковать следующие упражнения.
Упражнение номер 1: Обратный счет
За многие годы гипноз прошел долгий путь. И хотя в настоящее время его используют многие терапевты, еще не полностью понятно, как он функционирует. Нас интересует одна очень полезная техника: как и большинство приемов релаксации, она основана на том, чтобы держать занятым левое полушарие, в то время как мы получаем доступ к правому и это дает нам возможность отдохнуть.
Поищите спокойное тихое место и сядьте удобно. Как только вы расслабитесь, закройте глаза. Начиная с этого момента нужно будет работать с двумя полушариями. Начинайте считать назад от 60 до одного и одновременно со счетом мысленно представляйте каждое число. Вы можете представлять числа так, как вам захочется, но
прежде всего они должны быть очень детальными и цветными. Вам нужно представить, как они меняются каждую секунду:
60, 59, 58...
Когда вы дойдете до 1 (если у вас получится), то очень хорошо расслабитесь. Сохраните это состояние на несколько минут, а затем повторите: «Проснись, проснись...» — и спокойно вернитесь в нормальное состояние.
Упражнение номер 2: Совет
Иногда бывает так, что левое полушарие никак не замолкает. Если оно очень возбуждено, кажется, что остановить его не может ничто. В этих случаях используйте прием «Совет». Для этого нужно представить себе, что внутренний голос, который вы слышите, представляет собой мнение члена совета. Представьте, как совет говорит, что время вашего выступления истекло. И вам нужно позволить голосам других членов совета, возможно, не таким громким, тоже высказать свое мнение. Попытайтесь определить, кто говорит, и, безусловно, вас ждет какой-то сюрприз.
Упражнение номер 3: Негативные мысли
Иногда мы слышим в голове голос, который повторяет негативные мысли. Вероятно, он говорит неприятные вещи, например, что вы — никто, что ничего никогда не добьетесь. Представьте на мгновение, что у вас в голове — радио с ручками управления. Вы можете изменить голос, который слышите, можете замедлить его и даже выключить. Другой вариант — изменить настройку радио и послушать более приятный голос, который воодушевит своими позитивными мыслями.
ЦЕЛИ ЭТОЙ ГЛАВЫ
Заново открывая мир
Основа логических диаграмм — это признание факта существования двух дифференцированных полушарий мозга. Одна из основных задач логических диаграмм — достичь максимальной степени развития каждого из этих полушарий. В основе техники логических диаграмм лежит познание взаимодействия двух полушарий: умение контролировать их и управлять ими.
Задачи этой главы:
• признать существование двух дифференцированных полушарий мозга;
• ознакомиться со специфическими функциями каждого из них;
• изучить приемы расслабления и концентрации в целях построения логических диаграмм.
Процессы правого
полушария:
Сила визуализации
Каждую ночь мы видим сны, хотя наутро не помним их. Какую функцию выполняют сновидения? Почему мы грезим наяву? Могут ли сновидения помочь нам освоить логические диаграммы? В третьей главе мы ответим на эти вопросы и научимся разговаривать с правым полушарием посредством визуализации.
• Изучение сна
• Функция «альфа»-мышления
• Кольцо движется
Изучение сна
Одновременно с открытием функций правого полушария исследователи искали пути доступа ко всему его потенциалу и добились этого, найдя путь к сновидениям. Сны были и остаются большой загадкой человечества. Некоторые авторы утверждают, что сон — это эволюционный механизм, который поощряет бездействие и не является специфическим для нашего вида. Как отмечается в этой теории, сон — форма сохранения спокойствия ночью, которая для наших предков была опасным временем. Впрочем, согласно статистике, она остается опасной и для нас. Однако большинство специалистов считает, что факт сна и сами сновидения обладают намного более важными функциями, чем можно было бы подумать. Одна из таких функций якобы связана с накоплением информации. Посредством некоторых экспериментов, в которых его участников будили в фазе глубокого сна, ученые смогли убедиться, что его функция связана с накоплением и обработкой информации. Людей постоянно будили, и их последующее поведение доказало, что они теряли способность сохранять недавно полученную информацию. Можем ли мы учиться во время сна? Многие эксперты утверждают, что да, но для того, чтобы учиться, не нужно засыпать, есть и другие пути.
Функция «альфа»-мышления
После исследований снов обнаружилось, что существует ряд промежуточных состояний между бодрствованием и глубоким сном. Эти состояния изучались посредством энцефалограмм, и исследователям удалось обнаружить различные типы волн, которые испускал мозг.
Когда мы бодрствуем и находимся полностью в сознании, деятельность мозговых волн происходит на относительно высокой частоте (от 14 до 30 Гц). Это так называемые бета-волны. По мере того как приближается время отдыха, бета-волны сменяются альфа-волнами, частота которых меньше (от 8 до 13 Гц). И по мере того как мы засыпаем, появляются дельта-волны, еще более медленные.