Работа по учебнику Упр. 125 (с. 68).
— Прочитайте стихотворение.
— Какова его главная мысль? (Нельзя играть на проезжей части дороги.)
— А где вы играете?
— Какие правила дорожного движения нужно выполнять, чтобы не случилось беды?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— В каких словах мягкий знак указывает на мягкость согласного? (Играть, нельзя.)
— Прочитайте слова с разделительным мягким знаком. (Несчастья, друзья.)
— Перед какими буквами он пишется? (Перед е, ё, и, ю, я.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
— Сколько звуков обозначают буквы е, ё, я, ю, и?
— Приведите примеры таких слов. Упр. 126 (с. 69).
— Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?
— Прочитайте выделенные слова. Что они обозначают?
— Найдите слова с разделительным мягким знаком.
— Найдите слова с мягким знаком - показателем мягкости.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Работа со словом из словаря
— Найдите слово компьютер в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со словом компьютер, запишите.
— Запомните написание этого слова. 3. Выборочный диктант
— Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
Ишь, разбойничья порода: Цапнул солнце с небосвода И с набитым животом Завалился под кустом. Да и хрюкает спросонья, Словно сытая хавронья.
К. Чуковский А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Не хотят его пустить Чудный остров навестить.
Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка.
Эти витязи морские Мне ведь братья все родные. Не печалься же, ступай, В гости братцев поджидай.
А у князя жёнка есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает; Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
А. Пушкин
— Прочитайте слова, которые вы выписали. Подчеркните разделительный мягкий знак. (Разбойничья, спросонья, хавронья, с сватьей, под елью, братья, ночью.)
VIII. Рефлексия
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните парные согласные. Подберите проверочные слова.
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь — тетради.)
Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? {Дождь — дожди.)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб - грибы.)
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень —
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож — ножи.)
— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить парный согласный в корне слова?
— Устно назовите одним словом.
• Приспособление для сидения (скамья).
• Сочинение небольшого размера для журнала или газеты (статья).
• То, без чего птица не улетит (крылья).
• Верхняя женская одежда (платье).
• Заросли высокой травы (бурьян).
• Чистый отвар из мяса (бульон).
— Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? (Разделяет согласный звук и гласный.)
— Какая орфограмма называется проверяемой?
— Какая орфограмма называется непроверяемой?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— О каких орфограммах мы говорили на уроке?
Домашнее задание
Упр. 127 (с. 69).
Урок 3 2. Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь.)
III. Работа по теме урока
Знакомство с текстом
(Можно использовать текст упр. 129 (с. 70).)