Характеристика факторов развития

1) НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами.

По наследству от родителей к детям передаются:

Анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности.

Физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

Физиологические особенности: обмен веществ, группа крови, стадии созревания организма.

Особенности нервной системы: строение коры головного мозга, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

Аномалии в развитии организма, предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственого характера: гемофилия, сахарный диабет…

Наследуются также задатки – анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Задатки -это типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность…

При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков.

Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

Задатки — это только предпосылки, одно из условий развития способностей.

Способность формируется в деятельности.

Примеры задатков:

- возбудимость — сила, (работоспособность) нервных процессов

- подвижность нервных процессов

- особенности строения анализаторов

- особенности межполушарных связей

- быстрота образования нервных связей

- особенности двигательного аппарата и конституции телесной организации

2) СРЕДА– реальная действительность, в которой происходит развитие человека.

Социальная ситуация развития, или шире — социальная среда, включает в себя систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, и рассматривается в качестве основного условия личностного развития.

ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ СРЕД:

№1

макросреда(уровень государства, например, средства массовой информации),

мезосреда(уровень региона, населенного пункта) и

микросреда (ближайшее окружение /семья, друзья, учебная группа, производственный коллектив/).

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осу­ществляется

в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения,

в определенных социально-политических, экономических условиях

региона,страны,

в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем ко­торого он является (это макроситуация личностного развития).

№2

- природно-географическая,

- национально-этническая,

- территориально-поселенческая,

- культурная, социально-нормативная,

- религиозная,

- материально-экономическая,

- воспитательно-образовательная,

- ближайшее окружение

МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Вхождение ребенка как социального существа в жизнь общества предполагает прохождение трех фаз:

адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности;

индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации»

и интеграции личности в эти общности.

Если индивидуализация характеризуется «поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности»

С тем, чтобы снять противоречие

Между этим стремлением и результатом адаптации («стал такой же, как все в общности»),

то интеграция «детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т.д.»

ВОСПИТАНИЕ —

система целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах общественного бытия.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательного влияния среды и наследственности на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию.

4) СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АКТИВНОСТЬ/в различных видах деятельности/.

Например, в контексте среды:

Ребенок старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям.

Если это не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями (А.Н. Леонтьев).

Наши рекомендации