Методы исследования показателей здоровья
Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы роста и развития. Для оценки физического развития детей применяют различные методики.
Самыми распространенными являются антропометрические и физиометрические исследования.
Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются:
1. Соматометрические: рост, масса тела и окружность грудной клетки (в покое) и других частей тела.
2. Соматоскопические: развитие скелета, форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, ног и стопы, развитие мускулатуры и подкожно-жировой клетчатки, степень полового развития (для подростков), а для дошкольников – появление и смена зубов.
3. Физиометрические: жизненная емкость легких, мышечная сила, частота дыхания, частота сердечных сокращений, артериальное давление и др.
Будучи тесно связанным с состоянием здоровья ребенка, физическое развитие в значительной мере зависит и от социальных условий.
Уже во второй половине прошлого столетия было установлено, что физическое развитие детей и подростков из семей с высоким социальным статусом значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных.
Современные исследования биологических изменений в организме ребенка показали, что наряду с увеличением всех показателей физического развития у детей и подростков по сравнению с их сверстниками, жившими 10–20 лет назад, наблюдается ускорение процессов роста и созревания: более раннее формирование зубной системы, ускорение ростовых процессов, полового и окончательного созревания организма. Этот феномен получил название «акселерация» и в настоящее время тщательно изучается.
О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить данные массы тела и окружности грудной
клетки с данными длины тела (роста). Если разрыв между показателями
массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, следует говорить о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач.
Чем младше ребенок, тем чаще должны проводиться обследования.
Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года до 3 лет – 1 раз
в 3 месяца, от 3 до 7 лет – не реже 1 раза в полгода. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Все результаты обследования фиксируются в индивидуальной карте.
Факторы, формирующие здоровье населения (по данным ВОЗ)
1 Социально-экономические (условия жизни, жилищные условия, материальное благосостояние, уровни образования родителей, труд, отдых, культура..) – 52%
2 Экологические – 20%
3 Биологические (наследственность, возраст родителей, течение беременности …) –20%
4 Социально-медицинские (доступность, качество, экономичность здравоохранения) – 8%
ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека, направленная на рациональное удовлетворение биологических и социальных потребностей, вызывающая положительные эмоции и способствующая профилактике болезней и несчастных случаев, т.е. полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Среда - это вся совокупность окружающих человека условий. Эти условия складываются из факторов неорганической природы (свет, температура и т. д.), из факторов органической природы (разнообразные воздействия, оказываемые на человека другими живыми существами) и социальных факторов. Вся совокупность последних может быть объединена понятием "социальная среда": влияние матери, семьи, яслей, детского сада, учебного заведения и так далее. Среда является необходимым условием существования живого организма. Из окружающей среды организм получает все вещества, необходимые для жизнедеятельности, а в окружающую среду выделяет ненужные для него продукты обмена. Поэтому все особенности жизнедеятельности любого организма следует рассматривать только в единстве со средой.